Новый ГОСТ, который вот-вот вступит в силу, промышленникам явно будет не по душе. На упаковке «масла», состоящего из растительных жиров, они должны будут писать по-честному – «спрэд». Сгущенку с пальмовым маслом придется обзывать «растительным сиропом», квасом получит право называться лишь продукт, изготовленный в процессе брожения, а не просто «приправленный» красителями и ароматизаторами.
Изменится и сама форма подачи состава продукта – ингредиенты будут писать крупным шрифтом, а способ приготовления продукта – концентрированный, сухой, восстановленный, замороженный и т. п. – укажут отдельной заметной строкой. Все это придумано для того, чтобы согласно Закону о защите прав потребителя доносить до покупателя максимально полную информацию о товаре. Тем не менее, у специалистов уже сейчас есть сомнения насчет действенности новых правил. – Сегодня ситуацию с маркировкой продуктов можно назвать даже мрачной, – считает президент Научно-исследовательского Центра независимых потребительских экспертиз «Тест» Валентин Безрукий. – Есть, к примеру, ГОСТы для молочных продуктов, по которым сметана – это продукт с конкретными качественными характеристиками. Производители стремятся сделать свой товар более доступным по цене и экономят на себестоимости, заменяя дорогие животные жиры дешевыми растительными. То, что получается, правила маркировки запрещают называть сметаной, но изготовители нашли лазейку – пишут «сметанка», и даже «сметаночка»... И правила соблюдены, и покупатель введен в заблуждение. Ловить мошенников без предупреждения нельзя – Существует такая практика: даже если по составу или техусловиям получается, что продукт неправильно назван или не проходит по каким-то нормам, снять всю серию с продажи не могут. Пока этикетки не закончатся. Иначе производитель несет потери, а закон его защищает, – рассказывает Валентин Безрукий. Как пояснили в пресс-службе Госпотребстандарта, по новым правилам этикетки, закупленные до 1 ноября 2008 года, могут использоваться только до 1 мая 2009. За оставшееся до принятия новой маркировки время производители должны были перейти на новые нормы. Если «неправильные» этикетки изготовлены позже 1 ноября – товар с ними могут снять с продажи.
Но как проверить, соответствует ли указанный состав продукта настоящему? Сейчас официально (то есть государственными контролирующими органами) это можно сделать лишь одним способом: на производстве, предупредив изготовителя за 10 дней. – Недавно у нас был случай: для тестирования мы взяли гранатовые соки из магазинов. В одном соке мы сока не нашли. Никакого! В итоге изготовитель заявил, что мы, мол, не те образцы взяли, надо было на производстве брать. Помилуйте, а при чем тут образцы с производства, если потребитель получает готовый продукт, который мы и проверили? – возмущается Валентин Безрукий. Самое же плачевное, что в этом году службам надзора за качеством продукции не удастся проверить производителей даже с 10-дневным предупреждением. В бюджете не предусмотрены деньги на лабораторные исследования. Основной проблемой рынка президент центра экспертиз считает отсутствие системы наказаний. – Сейчас довольно оперативно работает лишь Антимонопольный комитет, – говорит Валентин Безрукий. – Теперь комитет занимается также и недобросовестной рекламой. Так, мы подготовили им пару примеров, когда производитель раскручивает как сок то, что на самом деле суррогат. Это называется введением покупателя в заблуждение, что нарушает его права. В Госпотребстандарте рассказывают, как более года назад проверяли сгущенку. У 6 из 10 производителей вместо жиров животного происхождения обнаружили в составе дешевое пальмовое масло. По данным Госпотребстандарта, в этом году в Украину завезли 670 тыс. тонн этого вещества. «Камедь гуара» в составе ничего не объясняет Как считает президент группы компаний «Провиант» и руководитель Ичнянского молочно-консервного завода Валентин Запорощук, переименование продуктов нужно сопровождать неким ликбезом. – Такое вот просвещение через этикетку – очень нужная инициатива, но оно не принесет эффекта, пока покупатель не узнает, что такое «спрэд», – считает Валентин Запорощук. – Кроме того, некоторые попытки сделать все прозрачней, напротив, способны ввести в заблуждение. К примеру, ингредиент «камедь гуара» – из особой древесной коры – способен напугать покупателя шоколадного батончика. А это, на самом-то деле, безобидный загуститель шоколада. В сгущенке придираются к лактозе (молочный сахар из сыворотки). Между прочим, это необходимая составляющая, которая присутствует там со времен СССР. Если бы вместо лактозы был сахар – открыв банку, вы бы обнаружили там сладкие комки, а не сгущенку. Что касается пальмового масла, то оно заменяет у некоторых производителей сгущенки молочные жиры, это 8,5% продукта. В то время как растительный жир в том же «масловом» спрэде занимает до 80%. Согласитесь, разница существенная. По мнению Валентина Запорощука, некоторые производители изменят технологии, а другие могут искать уловки. Например, уже сейчас вместо «спрэд» на пачках «масла» пишут большими буквами название марки, а маленькими уже то, что скрывается в этой пачке. Так, надпись «суррогат» или «сироп» на банке сгущенки оттолкнет покупателя. А продажи и без того упали на 2000 тонн по сравнению с мартом 2008 (тогда было 10,5 тыс. тонн). Одно из требований нового ГОСТа – подавать информацию о составе продукта крупным шрифтом. – В США тоже когда-то было принято такое решение, и тамошние производители действительно стали писать все большим шрифтом. Большим, но узким… Выглядит как набор палочек, прочесть которые практически невозможно, – вспоминает Валентин Безрукий. «Ненастоящее» масло содержит канцерогены» Светлана Фус, диетолог оздоровительного центра «Вирия»: – Сочетание растительного и животного жира вызывает образование так называемых транс-жиров, в которых содержатся вредные канцерогенные вещества. Кроме того, транс-жиры повышают холестерин, могут вызвать атеросклероз. Такая же вопиющая разница между настоящим квасом и тем, который сделан «под него». В квасе содержатся активные биологические вещества, органические кислоты. А то коричневое вещество, которое пахнет квасом – это ароматизатор и краситель. Та же, по сути, гадость для организма, что и обычная сладкая вода из бутылки. В ней большое количество консервантов, красителей, сахара… Что касается синтезированной черной икры – то она не вредная и по составу белков может в определенной степени заменять настоящую черную икру рыбы. Обратите внимание!!! Что должно быть указано на этикетке продукта по новым правилам маркировки В названии Квас – только для напитков, полученных в результате брожения Масло – только для продуктов без растительных жиров. Если есть растительные жиры – продукт называется спрэд Икра черная зернистая (так помечают не икру рыбы, а искусственный имитатор) - Икра белковая Сгущенное молоко - если в состав входят растительные жиры, то называться продукт будет «растительный сироп» Про обработку продукта Отдельной строкой – восстановленный, сухой, сублимированный, пастеризованный, концентрированный и т.п. О свойствах «Выращенный без использования пестицидов», «Витаминизированный», «Без консервантов» - все это можно будет указывать, если есть подтверждение этой информации от исполнительной власти. Об ароматизаторах «Со вкусом мяса», «со вкусом рыбы» и т. п. - теперь будут писать «с ароматом мяса», «ароматом рыбы» и т.д. Автор: Мария УГЛЕЦОВА, Ольга БАЙВИДОВИЧ
|