Обмен веществ представляет собой основу жизнедеятельности, он является важнейшим признаком любой живой материи. Именно в процессе обмена веществ происходит разложение поступающих пищевых веществ до составных частей (аминокислот, жирных кислот и т. д.) и перестройка их в соединения (примерно так, как, разобрав на детали построенную из конструктора одну модель, например самолет, мы строим из этих же деталей совершенно другую, например машинку), характерные именно для данного организма и используемые как строительный и энергетический материал. Так, из аминокислот в клетке строятся необходимые ей специфические белки.
И сам процесс пищеварения, и процесс выделения из организма остаточных продуктов реакций и шлаков относятся к постоянному для живого организма обмену веществ. Естественно, что в этом процессе участвуют все органы и системы организма, в том числе центральная и вегетативная нервные системы. Общее нарушение обмена веществ проявляется сдвигами в основном обмене. Одним из последствий этого нарушения является накопление недоокисленных избыточных продуктов метаболизма. Ожирение — тоже пример сдвига в обменном процессе и является следствием ситуации, при которой процессы образования из питательных веществ жира преобладают над процессами его распада. Сдвиги в обменных процессах могут быть спровоцированы целым рядом причин, и все–таки не надо забывать, что обмен веществ – явление химическое (точнее, биохимическое), а скорость химической реакции, количество и качество полученного продукта реакции всегда зависят от чистоты реактивов. Тысячи лет наш организм приспосабливался к местным продуктам, учился экономно тратить полученные вещества и энергию, вырабатывал ферменты–катализаторы для проведения необходимых реакций с максимальной эффективностью и минимальным вредом для здоровья. И вот теперь за какие–то 20 лет мы практически полностью изменили химический состав пищи, наполнив ее консервантами, красителями, стабилизаторами и эмульгаторами, изменили ее физико–химические свойства путем пастеризации, гомогенизации, сепарирования и прочих подобных технологических процессов. А для этих новых веществ в наших телах еще нет ферментов. Как тут не начаться сбоям? И ведь надо еще отметить, что соединительная и жировая ткани могут нарастать вокруг инородных включений или растворять, хоронить в своей толще вредные, не поддающиеся распаду или не желающие выводиться из организма вещества. Иногда это благо, когда яд изолирован, а иногда вред, например ничего хорошего не принесет накапливающийся в тканях ДДТ (дуст).
Вместо натуральной еды все чаще современные люди, живущие как в городе, так и в сельской местности, начинают употреблять в пищу различные химически модифицированные продукты с консервантами, ароматическими и биологическими добавками, которые способствуют нарушению обмена веществ. Обычно считается, что это беда горожан, дескать, на селе все с земли, все экологически чистое. Да, ни консервантов, ни ароматизаторов там нет, а пестициды те же, и, кстати, никакой гарантии, что их содержание в норме, ведь анализ–то никто не делает, а удобрения огородники на глазок сыплют. И на личном подворье кормят несушек тем же напичканным химией, антибиотиками и гормонами комбикормом, что и на птицефабриках, иначе с чего бы здоровая птица несла яйца не раз в неделю, а ежедневно?Но особенно вредно для нашего хрупкого равновесия так называемое быстрое питание. В последние годы ожирение стало огромной проблемой именно для развитых стран мира, особенно для жителей мегаполисов. Слишком часто употребляют они в пищу гамбургеры, хот–доги, сандвичи и бутерброды, почти все жаренные на жирах, почти все – с повышенной калорийностью и низким содержанием балластных веществ. Важно и то, что животные, мясо которых мы едим, для скорейшего набора веса получают гормоны, которые остаются в мясе иногда в виде следов, а иногда и в весьма ощутимых количествах. В этом случае они могут аналогично подействовать и на людей, хотя таких случаев уже давно не было зарегистрировано. И ведь знают, что вредно. Но как не отведать разрекламированное чудо, да еще с маркетинговым ходом в виде подарочка, если сейчас это не просто модно, а стало образом жизни, своеобразным социальным маркером? Реклама стала социальным явлением, она диктует нам взгляды на жизнь и желания, она навязывает членам общества бездумного потребления модели поведения, список наиболее желаемых продуктов питания, она изменяет наш образ мыслей и объемы потребления. И если реклама – двигатель прогресса, то не заснул ли машинист и туда ли катится наш паровоз?
|
|