Франсуа де Ларошфуко принадлежал к одному из самых знатных дворянских родов Франции.
Военная и придворная карьера, к которой его предназначали, не требовала обучения в коллеже. Свои обширные знания Ларошфуко приобрел уже в зрелом возрасте путем самостоятельного чтения. Попав в 1630г. ко двору, он сразу оказался в гуще политических интриг. Происхождение и семейные традиции определили его ориентацию - он принял сторону королевы Анны Австрийской против кардинала Ришелье, который был ему ненавистен как гонитель старинной аристократии. Участие в борьбе этих далеко не равных сил навлекло на него опалу, высылку в свои владения и кратковременное заключение в Бастилию. После смерти Ришелье (1642) и Людовика XIII (1643) у власти оказался кардинал Мазарини, весьма непопулярный во всех слоях населения. Феодальная знать пыталась вернуть свои утраченные права и влияние. Недовольство правлением Мазарини вылилось в 1648г. в открытое восстание против королевской власти - Фронду. Ларошфуко принял в ней активное участие. Он был тесно связан с самыми высокопоставленными фрондерами - принцем Конде, герцогом де Бофором и другими и мог вблизи наблюдать их нравы, эгоизм, властолюбие, зависть, корысть и вероломство, которые проявились на разных этапах движения. В 1652г. Фронда потерпела окончательное поражение, авторитет королевской власти был восстановлен, а участники Фронды частично куплены уступками и подачками, частично подвергнутые опале и наказанию. Ларошфуко, в числе последних, вынужден был отправиться в свои владения в Ангумуа. Именно там, вдали от политических интриг и страстей, он начал писать свои "Мемуары", которые первоначально не предназначал для печати. В них он дал неприкрытую картину событий Фронды и характеристику ее участников. В конце 1650-х гг. он вернулся в Париж, был благосклонно принят при дворе, но полностью отошел от политической жизни. В эти годы его все более начинает привлекать литература. В 1662г. вышли без его ведома "Мемуары" в фальсифицированном виде, он опротестовал это издание и выпустил в том же году подлинный текст. Вторая книга Ларошфуко, принесшая ему мировую славу - "Максимы и моральные размышления", - была, как и "Мемуары", издана сначала в искаженном виде помимо воли автора в 1664г. В 1665г. Ларошфуко выпустил первое авторское издание, за которым последовали при его жизни еще четыре. Ларошфуко исправлял и дополнял текст от издания к изданию. Последнее прижизненное издание 1678г. содержало 504 максимы. В посмертных изданиях к ним были добавлены многочисленные неопубликованные, а также исключенные из предыдущих. На русский язык "Максимы" переводились неоднократно.
Афоризмы: Большая часть молодежи думает, что она естественна, когда она бывает лишь невежлива и груба. Счастье никому не кажется таким слепым, как тем, кому оно ни разу не улыбнулось. Желание говорить о себе и выказывать свои недостатки лишь с той стороны, с которой это нам всего выгоднее, - вот главная причина нашей искренности. Человек, которому никто не нравится, гораздо несчастнее того, который сам никому не нравится. Благодарность большинства людей - не более как скрытое ожидание еще больших благодеяний. Почти все стараются расквитаться за мелкие услуги; многие чувствуют признательность и за посредственные; но за большие услуги почти все отвечают неблагодарностью. Недостатки иногда более простительны, чем средства, которыми пользуются для того, чтоб их скрыть. Зависть продолжается всегда долее, нежели счастье тех, которым завидуют. Как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Ненависть и лесть - это подводные камни, о которые разбивается истина. Порядочный человек может быть влюблен как безумный, но не как дурак. Труднее сохранить верность в любви счастливой, чем в любви несчастной. В дружбе и в любви мы зачастую более бываем счастливы тем, чего не ведаем, нежели тем, что знаем. Ничто так не мешает быть естественным, как желание им казаться. Исцеляет от ревности только полная уверенность в том, чего мы больше всего боялись, потому что вместе с нею приходит конец или нашей любви, или жизни. Есть довольно много людей, презирающих богатство, но лишь немногие из них смогут расстаться с ним. У всех нас достаточно силы, чтобы переносить несчастья других. Недоступность женщин - это один из их нарядов и уборов для увеличения своей красоты. Женщины скорее могут преодолеть свою страсть, чем свое кокетство. Люди предпочитают говорить о себе дурное, чем совсем не говорить о себе. Ненависть и лесть - это подводные камни, о которые разбивается истина. Насмешка бывает часто признаком скудости ума: она является на помощь, когда недостает хороших доводов. Как часто люди пользуются своим умом для совершения глупостей! Бывают случаи в жизни, выпутаться из которых может помочь только глупость.
|