Все женщины немножечко колдуньи. А уж героиня сегодняшнего рассказа – безусловно! Недаром ведь она всегда хотела сыграть булгаковскую Маргариту.
Однажды войдя в ее гримерку и проведя рядом с ней полчаса, я до сих пор с каким-то восторженным благоговением вспоминаю эти пушистые немного насмешливые глаза, низкий влекущий голос, ее царственную пластику и абсолютную “незвездность”. Театр и отчасти кино поглотили всю ее жизнь, в которой не хватило места на так называемую личную. Хотя у нее были счастливые годы с любимыми мужчинами, сейчас есть любимая дочь и внуки. Но взгляните на эту “бабушку” и вам сразу станет ясно, что сегодняшняя дата – это происки воландовской компании, которая неизвестно зачем перепутала календари. А оные свидетельствуют о том, что у великой и несравненной Алисы Фрейндлих юбилей… Спроси сейчас любого встречного о том, кто такая Алиса Фрейдлих, и он без запинки назовет несколько ее фантастических ролей в кино. (Незнание театральных работ прощу, ибо это – вещь штучная). Но знает ли наш читатель, что великая актриса поначалу была самой тривиальной троечницей в школе, потом долго маялась в безвестности в похожих друг на друга ролях. И только в восьмидесятые, когда ей было уже немало лет, ее заметили и стали активно снимать?! Но и это еще не все: уже будучи звездой, Алиса Бруновна часто “пролетала” с, казалось бы, абсолютно “её” ролями. Вот как она сама говорит об этом: “Я очень много пробовалась за свою жизнь в кино, как правило, побеждала своих конкуренток и… не проходила. Вновь приезжала в павильоны, вновь проходила пробы и вновь получала отказы. Ведь пробоваться - не значит сниматься. Часто режиссеры выносили вердикт - “нефотогенична”. А что касается фильма “Анна и Командор”, то все, кому довелось состязаться в остроумии и сарказме по поводу этой ленты, выражали свое сожаление о моем участии в ней. Но, как говорили в режиссерском мире, этой картиной был в прах развеян миф о моей некиногеничности”.
Но и потом Алиса Бруновна никак не могла найти общий язык с кинематографом, ей, как пишут критики, все предлагали роли “гадких утят”: например, Алевтину в “Зигзаге удачи”, сыгранную потом Валентиной Талызиной. Но не только это осложняло ее судьбу в кино. Часто приходилось отказываться от съемок из-за работы в театре, и многие роли просто прошли мимо. Так было с “Неоконченной пьесой для механического пианино” Никиты Михалкова и с “Зеркалом” Андрея Тарковского, а, самое главное, ролью Нади в “Иронии судьбы” Эльдара Рязанова. Кстати, последний по неизвестным причинам еще раньше не взял ее на роль Шурочки Азаровой в “Гусарской балладе”. Были отсняты пробы, но в последний момент он передумал и пригласил Ларису Голубкину. Не знаю, кусал ли потом свои локоточки Эльдар Александрович, но я, узнав об этом, покусывал. Хотя ничего не имею против Брыльской и Голубкиной… Прошло 15 лет, от рязановских локтей остались одни лоскутки, и он решил хоть как-то загладить вину перед отечественным кинозрителем и без проб утвердил Фрейндлих на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедии «Служебный роман». Актриса вспоминает: “Он отправил мне в Ленинград пьесу с предложениями «руки и сердца», то есть с просьбой сыграть в новом фильме главную роль без всяких проб. И я согласилась”. Потом посыпались премии, в том числе, и Государственная. Но последняя была вручена вовсе не за лирико-патриотические роли современниц, а за роль королевы Марии-Антуанетты. Хотя вначале, как говорит сама Фрейндлих, “когда премию утверждали, вычеркнули эту роль. Негоже было получать в советские времена Государственную премию за роль королевы, казнимой революцией”. Театр, кино и вообще творчество, как это ни парадоксально, сыграло не самую отрадную роль в личной жизни звезды. Она была несколько раз замужем, но что-то не складывалось. Наверное, потому что актерские браки – это штука непростая. Мы, мужики, редко принимаем стремление женщины к творческой и житейской самостоятельности. А актриса – это, прежде всего, королева, которой все должны поклоняться, а уж только во вторую очередь – кухарка и воспитательница детей. Сама Алиса Бруновна сейчас рассуждает об этом достаточно спокойно: “Если оба востребованы, оба фанаты своего общего дела, то обычно возникает ревность к творческим успехам друг друга. Наверное, залог стабильности актерских браков в том, чтобы один партнер поставил себя на службу другому. Есть счастливые исключения, когда люди соответствуют друг другу и по темпераменту, и по характеру и при этом либо дополняют друг друга в творчестве, либо занимаются одним делом и при этом не испытывают ревности к успеху другого, которая почти всегда разрушает отношения в творческих семьях. Особенно это происходит, если лидирует женщина”. Несмотря на известность ее первого мужа режиссера Игоря Владимирова, она в этом тандеме, безусловно, лидировала. И, как результат, рухнула и семейная жизнь, и карьера в родном театре Ленсовета. Но такие женщины и актрисы, что называется, “на дороге не валяются”. Нашелся другой мужчина, а в театре – великий Товстоногов, который пригласил ее в свой прославленный БДТ. Как писала пресса, “он нашел способ вернуть актрисе присутствие духа и смелость, а городу актрису. Он не побоялся создать для нее микроклимат внутри театра и поставил специально для нее пьесу Н.Саймона «Этот пылкий влюбленный». И она отозвалась с вдохновением, которое помнят только ее прежние зрители”. Она ведь всегда была кумиром фрондирующего Питера. И отвечала ему взаимностью: “Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь..." Алиса Бруновна приготовила к нынешнему своему юбилею еще один подарок Питеру: в своем старом-знакомом театре Леносвета она сыграла спектакль «Оскар и розовая дама». А кино её сегодня не балует. Предлагают роли в каких-то сериалах, но Алиса Бруновна предпочитает этому пустому занятию “бродяжничество” по лесу, грибной и ягодный “промысел”. Кстати, несмотря на жуткую занятость, она любит хозяйство: по свидетельству осведомленных источников, умеет солить и мариновать грибочки, а то и просто замораживает их в морозилке и варит зимой чудесный душистый суп для внуков. Но, несмотря на семейную идиллию, она выбирается на дачу всего на две-три недели, а потом сбегает в Питер. И по-прежнему бушует перед любой премьерой. Признается: “Мне моя дочка порой говорит: «Мама, когда у тебя премьера впереди или что-то ответственное, то ты как утюг горячий». Бывает, в запале говорю всякое, надо ведь как-то выбрасывать из себя дурные эмоции. Японцы кукол бьют, а мы материмся от души. Да, я тоже могу выразиться будь здоров!” Любит она, как и все актеры, байки. Одной из них я закончу свою немудрящую заметку о “великой и несравненной”. “К нам пришла на работу новая костюмерша, оказавшаяся моей большой поклонницей. Наверное, поэтому она с особым вниманием относилась именно к моим платьям - все что-то подшивала, утюжила. А в одном спектакле у меня было два одинаковых платья, только в первом действии - целое, а во втором - точно такое же, но грязное и порванное. И вот представьте себе мое удивление, когда в антракте я надела платье, в котором должна была играть второе действие, и обнаружила, что оно не только выстирано, но тщательно зашито! Я к костюмерше - она говорит: "Я ваше платье в порядок привела. Надо же, думаю, такая знаменитая актриса, и некому платье зашить!"
|
|