Мухина Вера Игнатьевна (1 июля 1889 - 6 октября 1959)

Мухина Вера Игнатьевна (1 июля 1889 - 6 октября 1959)
Мухина Вера Игнатьевна (1 июля 1889 - 6 октября 1959)

Российская художница. Выдающийся скульптор, завоевала мировую известность как автор группы «Рабочий и колхозница», которая стала едва ли не самым популярным символом советского государства.

Родилась в купеческой семье. Получила художественное образование в студиях К. Ф. Юона (1909-11), Н. А. Синициной (1911), И. И. Мешкова (1911-12) в Москве, а также в частных академиях Парижа (Коларосси, «Ла Палет», «Ла Гранд Шомьер») в 1912-14 годы. Особое значение в эти парижские годы имели для нее уроки Э.-А. Бурделя. От него она унаследовала любовь к масштабным символическим обобщениям, выраженным в напряженной динамике форм, которые постоянно противоборствуют, не находя покоя. Испытала также воздействие кубизма, особо заметное в ее ранних рисунках, театральных эскизах и проектах одежды; они близки по стилю к творчеству ее подруги А. А. Экстер (в 1922-23 Мухина совместно с Экстер и Н. П. Ламановой разрабатывала проекты мод, основанные на экспрессивных комбинациях простейших геометрических форм). В такого рода дизайне стиль модерн и кубизм составляют синтез, родственный ар деко.

После Октябрьской революции участвовала в реализации плана монументальной пропаганды. Лучшим из проектов такого рода является «Пламя революции» (1922-23, гипс, Музей революции, Москва) с фигурой несущего факел юноши, окруженного вихрем кубистически условных форм. Композиция эта знаменательна и для творческого темперамента Мухиной в целом: в ее лучших работах зачастую «вихрем» выплескивается мощное подсознательное начало, нарушающее строгие рамки официального заказа. Более гармонична и уравновешенна массивно-величавая «Крестьянка» (1927, бронза, Третьяковская галерея). В этот период Мухина впервые проявляет себя и как мастер обобщенно-героического портрета (портрет мужа, архитектора С. А. Замкова (1934-35, мрамор, там же).



Главным итогом ее монументально-декоративных поисков стала прославленная группа «Рабочий и колхозница» для возведенного по проекту Б. М. Иофана советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1935-37, нержавеющая сталь; ныне установлена перед северным входом Всероссийского выставочного центра в Москве). С одной стороны, группа монументально и мощно агитирует за социализм: фигуры двух молодых энтузиастов представлены в неудержимом, сверхчеловеческом порыве вперед, к светлому будущему. Но глубинный смысл произведения парадоксален и по-своему «саморазрушителен», поскольку в качестве композиционного прототипа Мухина избрала группу античных тираноубийц, Гармодия и Аристогитона. Славословие верховной власти подспудно заключает в себе противостояние ей. Еще откровенней высказывается Мухина о годах сталинского «большого террора» в неосуществленных замыслах например, в проекте памятника челюскинцам (1938), где главной (причем размещенной в центре Москвы) должна была стать фигура Борея, страшного божества леденящего холода и тьмы.

Среди других известных монументальных работ художницы декоративная группа «Хлеб» (бронза, 1939, Третьяковская галерея), памятник Максиму Горькому для города Горького (1938-39, бронза, гранит, установлен в 1952; Мухина завершила также с соавторами исполненный И. Д. Шадром проект памятника Горькому для Москвы (бронза, гранит, 1951). С теми же соавторами (Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой) она создала памятник П. И. Чайковскому для Москвы (бронза, гранит, 1954) и 6-фигурную группу «Требуем мира» (1950, гипс, Русский музей; отмечена Сталинской премией в 1951). Ее мастерство от достаточно виртуозного «Хлеба» до последней группы в целом усредняется, подчиняясь казенным стереотипам. Более непосредственно и эмоционально ее талант помимо эскизов проявился в некоторых портретах и надгробиях (например, надгробие сына Горького М. А. Пешкова, мрамор, 1935), а большой дар художника-экспериментатора в опытах создания стеклянной, «полой» пластики, которыми Мухина увлекалась в 1930-50-е гг.



Понравилось - репост:


Лариса Долина.
Каролина Эррера.
Звезда вахтанговского театра Юлия Рутберг.
Юлия Рутберг (биография).
Леонид Осипович Утесов.
Скотт и Зельда Фицджеральд.
Последняя серенада Глена Миллера.
Викторианское проклятие.
Влад Дракула (Цапеш)
Анри Mари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа.
Бьерк (Bjork)
Иван Максимович Поддубный.
Леонид Парфенов.
Виктор Цой.
Дмитрий Нагиев.
Михаил Иосифович Веллер.
Маргарита Борисовна Терехова.
Галина Дмитриевна Дьяконова.
Людмила Васильевна Максакова.
Инна Ивановна Ульянова.
Михаил Кожухов.
Сергей Бурлаков.
Был ли Льюис Кэрролл педофилом?
Кэррол Льюис.
Амосов Николай Михайлович.
Жанна Агузарова.
Наталья Гундарева.
Александр Николаевич Вертинский.
Эвита Перон.
Жерар Депардье: Достояние республики.
Оливье Лапидус.
Нина Риччи.
Мила Йовович - киевлянка, покорившая Париж и Голливуд.
Гейша - её работа - быть мечтой любого мужчины.
Разин Степан Тимофеевич.
Заштопанное платье великой Алисы
Казанова Джованни Джакопо.
Дин Рид. Красный Элвис.
Путь диет в истории.
Make love not war.