Был ли Льюис Кэрролл педофилом?

Был ли Льюис Кэрролл педофилом?

Вопрос о педофилии Льюиса Кэрролла вновь дебатируется в американской печати в связи с двумя событиями в культурной жизни Соединенных Штатов.

Первое - открытие в Музее современного искусства в Сан-Франциско выставки "Мечтая в картинках" - многочисленных фотографий детей, сделанных Льюисом Кэрроллом, который был страстным фотографом и оставил после себя многие сотни фотографий "маленьких мисс". Выставка отправится в вояж из Сан-Франциско по городам Америки, включая Хьюстон, Нью-Йорк и Чикаго.

Второе событие - выход в свет книги писательницы Фрэнсин Проуз "Жизнь муз". В книге рассказывается о женщинах, вдохновлявших мужчин на творчество, - от Сэмюэля Джонсона до Джона Леннона. Среди муз оказалась и маленькая девочка Алиса Лиддел, подвигшая Кэрролла на написание "Алисы в Стране чудес". В 1862 году, в один из жарких летних дней, писатель сочинил историю об Алисе, чтобы развлечь Алису Лиддел, а затем по ее просьбе записал экспромт, ставший бессмертным. Итак, Алиса Лиддел - как муза Льюиса Кэрролла. В этом не было бы ничего предосудительного, если бы автор "Муз" не обобщала. Она пишет, что "жизнь муз существенно расширяет наше представление об Эросе". Таким образом, в царство Эроса попадает и семилетняя Алиса.

Нет никакого сомнения в том, что Кэрролл любил маленьких девочек... Внимательно вслушайтесь и вдумайтесь в эту, казалось бы, простую фразу. Как известно, каждый понимает в меру своей испорченности. Журнал "Тайм", например, воспроизводит такую фразу - "Кэрролл любил маленьких девочек". И сопровождает ее скромным вопросом: "Насколько сильно?" Журналистов интересует не сила любви, а ее извращенная форма.

Зачем Кэрролл фотографировал маленьких девочек? Зачем он писал о них в своих дневниках как о "подружках" - girl friends? - вопрошают любители жареного. Не знаю, что их удерживает от вопроса: "Зачем Кэрролл написал "Алису в Стране чудес"?" Почему они не провозглашают этот шедевр мировой детской литературы гимном педофилии? Но дело уже дошло до того, что некоторые исследователи окрестили Льюиса Кэрролла "Майклом Джексоном детской литературы". (Как известно, короля поп-музыки Майкла Джексона, который любит окружать себя детьми, обвинили в половых сношениях с несовершеннолетними и даже подали на него в суд, от которого он откупился, дав многомиллионные отступные




жалобщикам.)

Мог ли Майкл Джексон написать "Алису в Стране чудес"? Этот вопрос никого не интересует. На нем не сделаешь ни паблисити, ни долларов. Иное дело - Кэрролл как педофил. Это способствует успеху выставки и рекламе книги о музах - хотя не существует абсолютно никаких фактов и доказательств того, что Кэрролл имел какие-либо сексуальные связи со своими маленькими girl friends.

Но тем хуже для фактов и для самого Льюиса Кэрролла. На чистом листе грязные вещи пишутся легче и лучше. Я просмотрел дюжину критических статей о фотовыставке в Музее современного искусства Сан-Франциско. Их главная тема - не являются ли фотографии маленьких девочек, которые делал Кэрролл, "замаскированной порнографией"? Почему он "преследовал" и фотографировал их везде и всюду - в поездах, в магазинах, на пляжах? Почему он носил с собой детские игрушки-головоломки? Чтобы ловить на них, как на наживку, жертв своей порочной страсти? Почему он писал им письма, в которых говорилось: "Мы еще помним друг друга и испытываем друг к другу трепетную привязанность"? Ответы на эти вопросы критики, естественно, не дают, но вот сомнения сеют полными пригоршнями.

Любвеобилие и сентиментальность Льюиса Кэрролла сослужили ему плохую службу в глазах потомков. Чего стоит, например, "критический разбор" знаменитой фотографии Алисы Лиддел под названием "Попрошайка". Почему ее фигура имеет "струящиеся линии"? - вопрошают столпы политкорректности. Почему у нее обнажено одно плечо? Почему она босая? Почему она "так откровенно смотрит в объектив"? Еще немного - и эти серьезные дяди объявят "Алису в Стране чудес" порнографической литературой и изгонят ее из круга детского чтения.

Писательница Проуз в своих "Музах" более "субтильна". Она "сомневается" в том, что Кэрролл был "активным педофилом", но видит в его творчестве "эротическое влечение". Проуз вопрошает: "Где можно провести черту между святым, чистым и чувственно-половым?" И, подобно другим критикам-сыщикам, оставляет вопрос без ответа. Но такой безответный вопрос, повисший в воздухе, отравляет его.
А что вы думаете об этом?



Понравилось - репост: