Лепка и аппликация
Знакомство с аппликацией Когда я в очередной раз с огорчением убедилась, что кроме машинок-самолетиков-катеров моего двухлетку ничто не интересует, мне пришлось придумывать способ научить его элементарным приемам аппликации с помощью этих транспортных средств. В этот же период (благодаря серии книжек «Школа семи гномов») он начал хорошо различать виды транспорта – воздушный, наземный, водный. Решив одновременно закрепить понятия и увлечь дитя новым видом искусства, я снова принялась изобретать. Еще из курса дошкольной психологии я помнила, что в возрасте 2-3 лет малыши отдают предпочтение «крупным формам искусства», поэтому первую аппликацию мы создали на большом листе ватмана, да и использовать в игре большие форматы интереснее. Сначала я предложила сыну нарисовать дорогу, помогла «перекресток» изобразить, а затем уже мы вместе приклеили машинки-наклейки из книжки про правила дорожного движения. Довольно долго потом малыш увлеченно играл на импровизированной «проезжей части», катая машинки. С наклейками делать аппликации нам было легко и просто. Я придумывала сюжет, находила подходящую книжку и, извлекая оттуда наклейки, рассказывала сынуле истории, а уж он, «по ходу пьесы», приклеивал их к листам бумаги. Множество «шедевров» мы раздаривали, а некоторые, особо ценные, храним дома. В аппликации я использовала не только наклейки – все, что можно наклеивать в принципе. Так, из ваты и голографической бумаги на большом листе тонированного ватмана мы создали «небо», по которому летали у нас самолеты и ракеты. Звездочки я сама вырезала, сын только наклеивал, а вот ватные облака отрывал и катал сам. До сих пор иногда просит «достать небо» – в «космос» теперь играет.
Кроме ваты, я использовала еще крупы и пластилин. Фон раскрашивал тоже сам малыш, когда же краска высохла, я показала, как работать с клеем, и предложила наклеить крупу (пшено). Эту аппликацию мы делали в два этапа – тонировали крышку обувной коробки и создавали «морское дно» в один день, а рыб из пластилина и водоросли из бумаги гофре наклеивали на следующий. И все имеющиеся в наличии катера и корабли незамедлительно пустились в плавание! После 2,5 лет, когда сын вполне освоил ножницы, аппликация стала одним из самых любимых его занятий. Из полос бумаги он наклеивал дороги, из журналов «Авто» вырезал машинки, добавляя то, что мог приклеить сам. Именно тогда я, вдохновленная идеями вальдорфской педагогики, освободила весь открытый средний сегмент шкафов и разместила там все для занятий творчеством – коробки с цветной бумагой, клей, ножницы, альбом и краски (гуашь и акварель), пластилин и гончарный круг с глиной. Конечно, я не ожидала, что ребенок будет заниматься сам, я лишь хотела, чтобы у него постоянно была возможность творить. Малыш, которому на глаза попадаются принадлежности для работы, просто сам предлагает мне: «Давай порисуем (полепим, сделаем аппликацию)!» Лепка и машинки С пластилином я познакомила малыша еще до двух лет. Сначала он просто пуговицы прилеплял и ракушки, потом первую свою машину слепил. Как и в случае с аппликацией, мне пришлось использовать игровые хитрости, даже чтобы просто привлечь юного автомобилиста к процессу лепки. У черной машинки сломалось колесо, и я предложила сыну «прилепить» вместо него большую пуговицу. Чтобы малыш понял процесс, я намазала пластилин густым слоем на крышку пластиковой коробки, сама прилепила пуговицу к нему, и предложила сыну сделать так же. Затем, прикрепив к большой пуговице кусочек пластилина, я «починила» машинку. Разумеется, новое колесо было тут же оторвано и прилеплено самостоятельно. Следующим этапом было создание машинки из пластилина. Взяв брусок черного пластилина, мы обозначили его как «кузов», прилепили сверху «кабину» в полбруска зеленого цвета, а уже потом, отложив четыре пуговицы, я дала малышу возможность самому их прилепить. Затем мы начали понемногу осваивать приемы лепки, причем почему-то начав с соединения деталей. Используя желудь, пластилин и зубочистки, сын в полтора года создал шедевр, не поддающийся описанию и названию, но запечатленный нами на фото как «Абстракция с желудями». Потом много разных конструкций создавалось, но первая была самой оригинальной! Очень понравилась ребенку идея намазывать пластилин на картинки. Я придумывала «автосюжеты» – яблоками кузов загрузить или все те же колеса для нарисованного грузовичка примазать. Шедевр же этого вида творчества и этого возрастного периода – аппликация «Осеннее дерево» со стволом из тонированной коричневой бумаги, желтыми пластилиновыми листьями и красными пластилиновыми же яблоками занял достойное место в рамке на стене бабушкиного дома. Прием раскатывания сын освоил просто – у гоночной машины на соревнованиях горючее закончилось, и нужно было канистру бензина раздобыть. Подходящей емкости не нашлось, скатали «колбаску» и «заправили» машинку. Поскольку бензина на всех не хватило – катал с упоением «канистры колбасные» довольно долго. Скатывание и сплющивание были легко освоены через изготовление колес. Не секрет, что даже самые прочные машинки со временем теряют колеса. Наши исключением не являются, поэтому, собрав однажды все машинки, нуждающиеся в ремонте, и достав коробку с пластилином, я предложила малышу поиграть в «автомастерскую». Колеса пришлось изготавливать и большие, и маленькие – заодно и размеры повторили, выяснив попутно, что все колеса должны быть одинаковыми, иначе машинка не сможет ехать. Тут очень кстати пришлась сказка Сутеева «Разные колеса» – впрочем, сын до сих пор её с удовольствием слушает и разыгрывает. Очень понравилось малышу лепить из пластика (особенно гоночные машинки) – пластиформ застывает и можно смело катать машинку, не опасаясь её помять. Тут он понял, что лучше лепить из цельного куска, и приемы оттягивания и сминания освоились сами собой. Со временем лепка стала постоянной составляющей большинства игр – мы лепим обитателей зоопарка и реки Нил, урожай овощей и фруктов для игры «Ферма», пирожки для корзинки Красной шапочки, яйца динозавров – все, что может понадобиться в игре. Но чаще всего транспортные средства – самолеты, ракеты, корабли и, конечно, машинки. Мой младшенький растет очень быстро, и я точно знаю – нужно успевать играть с ним! Ведь очень многому малыша можно научить, просто играя с ним в машинки... Автор: Алена Прохорова
|
|