«Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и все это на высоком профессиональном уровне, - нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы хотели бы их научить», - Г.Доуман, директор института развития потенциальных возможностей человека (США).
Сколько людей, столько и мнений. Сколько родителей, столько и методов воспитания. Но наверняка каждый из нас задумывался над тем, правильно ли он поступает? И еще задавал себе вопрос: как воспитать трудолюбивого, высоконравственного, талантливого ребенка? Чтобы было кому, извините за банальность, в старости стакан воды подать. Воспитывать ребенка – это значит, все время воспитывать и самого себя. Как говорил герой бессмертного произведения А.Грибоедова «Горе от ума» Фамусов: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца!». Представьте обычный вечер в семье. Отец, не терпящим возражения тоном приказывает сыну: «Сделай это!», в то время как сам – сидит в кресле за газетой (играет на компьютере, смотрит телевизор…). Если же ребенок начинает упрямиться, то в ход идут угрозы типа: получишь ремня, не пойдешь на улицу, будешь сидеть за уроками весь день! Ребенок очень быстро понимает, что папа не прав, но боится его и выполняет приказание. Подобное воспитание – это метод ленивого, недальновидного человека. Таким образом, подавляется самостоятельность ребенка, попирается его достоинство. А самое плохое в том, что вы можете лишиться его уважения и любви. Многие скажут, что их воспитывали таким же образом. На что я отвечу: а помните ли вы обиду и непонимание, чувство униженности и атмосферу нелюбви в тот момент? Неужели вы желаете это своим детям? Насилие порождает насилие. В детском и подростковом возрасте гнев изливается наружу драками, насмешками над слабыми, унижением девочек (они символизируют мать), непризнанием авторитетов, выбором агрессивных игр и фильмов. Поэтому не удивляйтесь в последствии, и не обижайтесь на то, что ребенок станет черствым к вам и окружающим.
Требовательность по отношению к детям должна быть обоснована. Приказание не лучший способ воспитания. Взрослые ошибочно считают, что если они старшие по возрасту и еще к тому же родители, то авторитет у ребенка им гарантирован. Но его надо заслужить доверием, общением на равных и желанием помочь, не смотря на занятость. В тех семьях, где работа делается сообща и у каждого круг своих обязанностей, внутренние отношения достаточно гармоничные. И известный тезис о том, что труд сделал из обезьяны человека, полностью оправдывает себя. Часто в общественных местах слышу разговоры о том, что жизнь наша стала слишком открытой, откровенной. По телевидению показывают такое.… Как же детей растить – воспитывать? Никаких идеалов, никакой морали! Да, согласна. Ребенка, которому не чужды нравственные идеалы, вырастить в такой обстановке непросто. Опять потребуется личный пример. Если родители при детях ссорятся, ругаются, и у них нет генеральной линии в воспитании, то вряд ли выйдет из этого опыта что-то хорошее. Разве только с точностью наоборот. Но дети имеют одну особенность: они воспринимают опыт и хороший и плохой буквально. Вот почему все ведущие педагогические школы мира говорят о том, что с первых дней жизни своих чад приучать надо к прекрасному: хорошей музыке (развивает слух), живописи (тренирует зрение), поэзии и прозе (обучает правильному языку), красивым межличностным отношениям (воспитывает личность, определяет характер). А если ребенок с детства будет впитывать отрицательный пример, то у него выработается соответствующий стереотип в поведении. Производя на свет детей, мы, родители, хотим, чтобы наши отпрыски были самыми, самыми.… Пусть ваш ребенок станет лучше вас, и тогда прогресс в обществе будет очевиден! Но для этого нужно потрудиться. Так как же воспитать таланты в ребенке? Уже не секрет, что развитие головного мозга человека к 3 годам достигает 70-80 %. Поэтому так популярны программы по раннему развитию детей. Сегодня мы знаем, что ребенок видит и слышит уже в животе у мамы. Он различает голоса, музыку. Считается, что и мама должна правильно себя вести во время беременности. А это означает только положительные эмоции, видение красоты, ощущение счастья. Конечно же, ничто в мире не сравниться по силе воздействия на женщину с теплотой и любовью, которой окружает свою семью будущий отец. Часто, уже став взрослыми, дети с радостью, как о празднике вспоминают те приятные часы, которые они провели с отцом. Никакая нехватка времени или усталость не должны стать препятствием, чтобы папа как можно больше общался со своими детьми. Без этого общения ребенок не сможет полноценно развиваться. Все мы слышали о японском чуде, когда феодальная, нищая Япония за каких-то несколько десятилетий превратилась в современное государство. Одной из причин стал новый подход к обучению детей. Наша культурная традиция предполагает строгое воспитание с самого детства, а затем период расслабления, когда взрослые могут позволять себе все что угодно. В традиции Японии все наоборот. Детям дается возможность пробовать свои силы в творчестве с очень раннего возраста. Дома родители уделяют много внимания подрастающему поколению. Не ленятся объяснять, рассказывать, казалось бы, об очевидных явлениях. Такие беседы приводят к пониманию сути, развивают мозг. А когда ребенок уже становиться взрослее, то больше доверяют ему, т.к. невмешательство в раннем возрасте, а затем давление в позднем может погубить в нем талант и вызвать сопротивление. В Японии создана Ассоциация раннего развития и организация «Обучение талантов». Ее директор, доктор Масару Ибуки - основатель фирмы «Сони» дает несколько полезных и оригинальных советов по воспитанию талантливых детей. • Воспитание талантливого ребенка начинается с самого рождения, вплоть до трех летнего возраста, когда идет формирование структуры мозга. Это объясняется тем, что дети воспринимают обучение как игру и усваивают иностранные языки, чтение, игру на инструменте без каких-либо усилий. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, готовы усваивать знания всегда. • Способность воспринимать сложные музыкальные формы – это удел младенцев. Исследования показали, что самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! Кроме того, дети любят Моцарта, Вивальди, Шопена. Популярные песни оказались на 2-м месте, а вот детские на последнем в этом списке. • Ребенок обладает замечательной образной памятью. Даже китайский иероглиф запомнить для него не составляет труда. Поэтому обучение иностранным языкам лучше начинать с самого раннего возраста. Это только кажется, что малыш ничего не понимает. Учите сразу правильно произносить слова, не сюсюкайте с ребенком. • Комната, лишенная стимуляторов, вредна для малыша. Пусть в ней висят детские рисунки, картинки, карта мира, играет музыка. • Почаще берите ребенка на руки. Тактильное общение ребенка с мамой очень важно для его умственного развития. Это важнейший фактор формирования отзывчивого человека. • Не бойтесь брать ребенка с собой в постель. В это время ребенок совершенно спокоен и очень восприимчив. Поэтому работающим мамам, папам рекомендуется использовать эту возможность пообщаться с ребенком. Спойте ему песенку, расскажите, как прошел день. • Когда ребенок спит, можно использовать записи музыки, языков. Во время сна обучение проходит особенно плодотворно. • Не лишайте ребенка материнского молока. Сегодня известно, что это сильнейший стимулятор интеллекта. Благодаря кормлению грудью у мамы и ребенка возникает особый эмоциональный контакт. • Никогда не игнорируйте плачь ребенка. Если ребенок плачет, значит, вы ему нужны. Ребенок, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу и будет более уравновешенным и добрым. • Ребенка лучше похвалить, чем отругать. Ругать - значит отбивать какой-то важный импульс к действию. Простой пример: малыш порвал газету. Вместо того чтобы его ругать, дайте ему старую. Все можно предусмотреть. Надо только быть внимательным. • Возбуждайте в ребенке интерес. Это лучшее побуждение к обучению. • Повторение – лучший способ стимулировать интерес. • Детское воображение и фантазии развивают творческие способности. • Развивайте у ребенка интуицию. • Неправильное питание вырабатывает плохие привычки на всю последующую жизнь. • Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания. Игра на скрипке развивает черты лидера • Заучивание стихов тренирует память. • Окружайте детей лучшим, что у вас есть. • Дайте ребенку карандаши как можно раньше. • Стандартная бумага для рисования – стандартный человек. • Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. • У ребенка свое собственное представление о порядке. • Распорядок дня развивает чувство времени. • Физические упражнения стимулируют интеллект. Чем раньше начать занятия спортом, тем лучше результаты. • Тренируйте левую руку так же, как и правую. • Для ребенка работа и игра – одно и тоже. Воспитание ребенка – дело сложное и ответственное. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание. Раннее развитие – это и есть тот самый фундамент. Невозможно строить фундамент, когда здание уже готово. Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать детей готовыми цифрами и фактами, или научить читать и писать. Гораздо важнее развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных методик, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, их личный пример может сформировать его личность. Мы часто не доверяем своим детям, их опыту их видению. Учитесь избавляться от предвзятых мнений и использовать все свое воображение, чтобы увидеть мир таким, каким его видят дети. По сей день, мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, и таким образом упускаем «лучшее время». Внимательно следите за тем, что воспринимает ваш ребенок в данное время, стимулируйте его развитие. Влияние, оказываемое на ребенка в раннем возрасте, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Позаботиться о его благотворности должны именно родители. И последнее. Раннее развитие не требует ни дополнительного времени, ни денег. Это ежедневный труд, основанный на любви и желании вырастить достойную смену после себя. Ольга Горощенова В статье использованы материалы Иркутского кризисного центра, М.Ибука «После трех уже поздно», М., 1991.
|
|