Паучата в банке

Паучата в банке

Это – статья на сложную, противоречивую тему. Мне было трудно решиться её написать. Все мы любим детей и души в них не чаем. Но за этой слепой любовью многие порой не видят, что такое для многих детей – детство. Надеюсь, вы меня правильно поймёте. Это не какая-то намеренная «чернуха», просто опыт собственных воспоминаний. Призыв к тому, чтобы взрослые вспомнили, что у детства бывает и другая, «тёмная» сторона. И не просто вспомнили, а приняли как руководство к действию.

Помните старый фильм Ролана Быкова «Чучело»? Многих он в своё время шокировал, многих заставил задуматься. Сам Быков впоследствии сожалел о том, что снял его, потому что вместо того, чтобы вызвать сочувствие в сердцах детей, он наоборот – спровоцировал волну насилия в школах. Дети ничего не поняли и вместо того, чтобы сочувствовать и сопереживать Чучелу, стали подражать её мучителям. А ведь такое Чучело есть в каждом классе…

Я вспоминаю примеры из собственного детства.

Девочка Даша приходит в новую школу – они с родителями переехали в другой район. На первом же уроке – английского языка, от волнения перед незнакомым учителем и классом она не может выдавить из себя ни слова. Учительница вместо того, чтобы помочь, просто сажает её на место. На перемене одноклассники окружают Дашу.
- Ты что, в той школе язык не учила?
- Учила…
- Так что же ты двух слов связать не можешь?
Язвительные замечания и насмешки со всех сторон.
Девочка Даша в прежней школе была отличницей по английскому. Но теперь ей стыдно об этом сказать. Её травят на каждом уроке. В итоге с «пятёрок» она скатывается на «четвёрки», затем её еле вытягивают на «тройку» в аттестате. Она никогда больше не сможет говорить по-английски. Ни высшее образование, ни курсы, ни частный преподаватель не смогут помочь. Языковой барьер останется у неё навсегда.
Как и барьер обычного общения с окружающими, замечу. Вот что по-настоящему страшно.

Дети не в состоянии осознать, какими могут быть последствия их поступков. Стадный инстинкт захватывает их полностью, они, не задумываясь, подчиняются «вожакам» и идут за ними, а когда понимают, что наделали – обычно бывает поздно. В финале фильма дети пишут на доске: «Прости нас, Чучело!» Но этим уже ничего не исправишь.



Вспомните великолепную книгу Уильяма Голдинга «Повелитель мух», где он с беспощадной жестокостью раскрывает побудительные мотивы детского поведения. Стать вожаком, собрать вокруг себя единомышленников и травить более слабых – это же весело. А дети любят, когда весело. Для них это – просто игра.
Вообще, это книга не для слабонервных — она чудовищно правдива, однако, если вы хотите лучше понять мир детской души, советую вам прочесть ее.

Но, возвращаясь к Даше - о чём в подобной ситуации думает учительница, чьей прямой профессиональной обязанностью является пресечь травлю, помочь отстающей девочке, вызвать для беседы родителей, выяснить, почему способный прежде ребёнок отмалчивается на уроках? Понятно, что думает учительница о чём угодно, только не о работе. И не о детях, которых ей доверили. Это – пример её вопиющей некомпетентности.

Девочка Лена всегда сидит за задней партой. Тихая, как мышка. С ней никто не дружит, она – пария, потому что одноклассники каким-то образом прознали, что родители Лены – неблагополучные люди. Попросту говоря, алкоголики. Лену травят за старенькую поношенную форму, вечное отсутствие самого необходимого – ручек и тетрадок и денег на завтраки, хотя она в этом не виновата – денег ей не дают родители, которые всё пропивают. Лена вовсе не глупа, но стесняется выходить к доске и отвечать, боится слово сказать, в итоге перебивается с «двойки» на «тройку», за что её тоже травят. Вначале ей нравилось ходить в школу, ведь там можно было на целых полдня укрыться от кошмарной обстановки дома. Но не тут-то было, одноклассники не дадут испытать ей даже эту радость.
Самое жуткое в этой истории – я очень боюсь, что она может повторить жизненный путь своих родителей, просто потому, что ей не оставили выбора.
Очень надеюсь, что это не так.

А вот здесь, наверняка, прямая «заслуга» родителей. Откуда дети могли узнать, из какой семьи Лена? Она об этом никогда не распространяется. Думаю, что из разговоров взрослых дома. Детишки подслушали, а, может, даже и услышали напрямую: «не дружи с ней, у неё родители – пьяницы». И понеслось…

Мальчик Женя не в пример Лене – круглый отличник. Он успевает по всем предметам лучше других и пытается завоевать дружбу одноклассников тем, что всегда даёт им списывать домашние задания и даже решает сложные задачи за них. Но это ему не помогает. Потому что он толстый и неуклюжий. Над ним издеваются – толкают, пинают, бьют, обзывают «жирдяем». Сколько бы он ни старался, он всё равно будет для них Чучелом. Так же, как и «дылда» - слишком высокая и худая девочка Оля. Так же как «жаба» - прыщавая Нина. Так же как «четырёхглазый» - очкарик Юра.
Самое интересное, что эти Чучела при своей многочисленности в классе вполне могли бы объединиться между собой и дать такой отпор одноклассникам, что мало бы не показалось. Но этого никогда не произойдёт – их психика уже искалечена и сломана. Наоборот, при появлении нового Чучела – ужасно некрасивого мальчика Вовы - они стараются незаметно затесаться в толпу, чтобы вместе с ней издеваться над новичком.

Куда смотрят учителя и родители, обязанность которых – объяснить детям, что нельзя травить непохожих на них, вся вина которых только в этом и заключается? Риторический вопрос.
Родителей это попросту не волнует. У них-то нормальные, благополучные дети, над которыми никто не издевается. Пока.

В школьной раздевалке у детей пропадают деньги и вещи. Учительница в классе начинает выяснять, кто ответственен за воровство. Никто, понятное дело, не признаётся. Быть вором стыдно, но кто-то же из них вор (проникновение посторонних лиц в раздевалку исключается). Вдруг девочка Марина показывает на свою одноклассницу Лену, якобы – однажды застукала ту за работой. Ей сразу верят. Потому что Марина из «хорошей» богатой семьи, а Лена из неблагополучной нищей. Кому ещё и быть воровкой, как не ей?
Большая часть детей прекрасно знает, что ворует сама Марина. Но молчат, ведь она – одна из негласных «королев» класса, попробуй сказать слово против неё, и не заметишь, как сам станешь Чучелом. У Лены родители – дипломаты, ей привозят самые красивые и дорогие вещи, которые служат предметом зависти для остальных. Марина – из числа «вожаков». Ворует она не по нужде – у неё есть всё, чего можно пожелать, а из чистого озорства. И из этого же бездумного и беспощадного детского озорства указывает на Лену – «ату её!». Просто чтобы посмотреть, как далеко ещё можно зайти. А вот Лена – да, наверняка могла украсть, ведь её семья нуждается - таков стереотип. Обвиняют Лену. Теперь в глазах всех она не только нищенка, но и воровка.
Больше Лена не приходит в школу. Только через неделю классный руководитель начинает узнавать почему «эта нищенка» не является на занятия. Выясняется, что девочка пыталась покончить с собой.

Эту историю я даже не хочу комментировать. Равнодушие взрослых в ней ужасает не меньше равнодушия героев страшной книги Сьюзен Хилл «Я в замке король», в финале которой травля сверстников и полное бездействие взрослых всё-таки доводят ребёнка до самоубийства.

Так в чём же причины детской жестокости? Почему «паучата в банке» с таким азартом пожирают друг друга? На эту тему психологами исписаны тома: да, это дети, они не способны отличить хорошее от плохого, они не способны предсказать последствия своих поступков, они жутко эгоцентричны. Дети наедине друг с другом порой превращаются в диких зверят, готовых растерзать друг друга, если возникнет угроза их благополучию или власти. Они сильнее взрослых подвержены стадному инстинкту и легко идут за «вожаком».

К тому же дети всегда копируют поведение родителей. С одной стороны, дети из богатых семей часто испытывают дефицит внимания и любви родителей, которые откупаются от них деньгами и дорогими вещами. Но ведь родительскую любовь нельзя заменить ничем. И купить нельзя. Родители обязаны постоянно наблюдать за ребёнком, уделять ему внимание, уважать и интересоваться его жизнью, иначе не заметят, как потеряют его.

С другой стороны, дети испытывают социальное давление, они остро чувствуют различия социального и материального положения, воспринимая это как несправедливость – почему одним дано и позволено больше, чем другим. И пытаются «восстановить справедливость» доступными и понятными им способами. Часто те, кому позволено больше остальных стремятся доказать сверстникам, что им можно вообще всё. Те же, кто обделены в глазах других – попадают под обстрел.

Но дети – на то и дети, чтобы не ведать, что творят. А что же взрослые?

В рассказе гениального Бредбери «Детская площадка» взрослый отец чудесным образом снова становится ребёнком, меняется с сыном местами, жертвует собой, чтобы уберечь сына от слишком хорошо памятных ему «радостей детства». И… приходит в ужас, когда с позиции взрослого уже человека заглядывает в бездну того, что там творится. Взрослому человеку начинает казаться, что он попал в зверинец. А дети воспринимают всё окружающее нормально – а что такого, это же игра. Что, если бы родители могли хотя бы на день поменяться местами со своими детьми, чтобы понять, что там происходит на самом деле?

«В конце концов, кто сказал, что детство – самая счастливая пора жизни? О нет, это – самое страшное и жестокое время, пора варварства, когда нет даже полиции, чтобы защитить тебя, есть только родители, но они слишком заняты собой, а их мир чужд и непонятен». (Р. Бредбери, «Детская площадка»)

Я ни на секунду не верю, что учителя и родители в классе не замечают и не знают, что творится в отношениях между детьми. Не помнят своего собственного опыта. О нет, они прекрасно всё помнят, как и герой Бредбери. Но трусливо предпочитают не вмешиваться, заняв страусиную позицию. Своему любимому чаду-то пока ничто и никто не угрожает. Его никто не травит. Он-то, благодарение небесам – пока не Чучело.

Пока…

Послесловие. Люди, пожалуйста, будьте бережнее и внимательнее к детям! И не только своим, но и чужим. Потому что если ребёнок одет, накормлен и внешне благополучен - не всегда значит, что он счастлив. К сожалению. Они – ужасно ранимы и одновременно жестоки;, они играют в игры, что заложено в их природе, но не всегда понимают, позволительны ли такие игры, и чем они могут закончиться, они – прекрасны и любимы, да, но они – дети. И только лишь мы, взрослые, можем нести ответственность за то, чтобы им было по-настоящему хорошо, сами они ещё не могут об этом позаботиться.

Вспомните своё собственное детство…



Понравилось - репост:


Абитуриент—2009: особенности вступительной кампании
Можно ли есть грибы детям?
Как ухаживать за новорожденным?
Как привить ребенку любовь к чтению?
12 игр, что бы выучить цвета
Поездка к морю с малышом. Когда, куда и как?
Ребенку 4-5 лет. Как воспитать из него помощника?
Как правильно подобрать обувь малышу?
Что делать, если у ребенка заболело ушко?
Как совместить быт и работу с воспитанием маленького ребенка?
Развиваем память
Уход за молочными зубами
Стричь или не стричь?
Ребенок идет в детский сад
Обучение детей садоводству
Курятник или Веселые петельки
Развивающие игрушки – своими руками
Пальчиковый театр
Птицефабрика
Ребенок и глисты
Впереди паровоза или вместе со всеми?
О регистратуре детских поликлиник
Сказки на ночь или что мы читаем нашим детям
Как хорошо уметь читать! Советы непрофессионала
Ежедневные встречи с добротой
Подарок умный и полезный.
Нет витаминам, нет мясу!
Работающим мамам посвящается…
Выпендреж переходного возраста
Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца…
И что дальше???
"Ну и молодежь пошла..." или "А вот в наше время..."
Альтернатива
На орехи
Чему и как учить до школы?
Чему можно научить малыша, просто играя с ним в машинки?
Детские инфекции
Дефицит веса ребенка
Растим помощника!
Как приучить ребенка к горшку