Устраиваясь на новую работу, ты в придачу к четкому графику и солидному окладу получаешь еще и сложившийся коллектив -людей, с которыми отныне тебе придется проводить большую часть времени со всеми вытекающими отсюда последствиями. И, кажется, нет такого благословенного офиса, студии, лаборатории, где не кипели бы страсти, не плелись бы интриги, не рождались бы сплетни.
На Западе сегодня весьма популярна "корпоративная психология". Ведь от того, в какой атмосфере человеку приходится работать, нередко напрямую зависит эффективность его деятельности. Идея проста и очень разумна. И любая мало-мальски уважающая себя фирма обязательно приглашает корпоративного психолога, чья задача - поддерживая благоприятный климат на рабочем месте, превратить коллектив в "дружную семью". В России специалистов в этой области немного, в лучшем случае функции "корпоративщика"выполняет обычный психолог или специалист по PR. А жаль - проблем у нас не меньше, чем в западных фирмах, и решить некоторые из них под силу только профессионалу. Вот несколько историй, рассказанных знакомыми в ответ на мой вопрос "Как тебя встретили на новом рабочем месте?". История первая Чужой среди"своих" "Когда я в первый раз устраивалась на работу, - поведала мне Саша, сотрудница коммерческой фирмы, ко мне подходили по очереди все сотрудники, представлялись, предлагали помощь. И я решила, что так будет всегда и везде. Придя на новое место, я была полна самых радужных планов. Нет, конечно, я не надеялась, что весь офис сбежится встречать меня. Но рассчитывала, что со мной познакомятся хотя бы люди из моего отдела. Од-нако они меня просто-напросто игнорировали, что, кстати, и " делают до сих пор. Тогда я сама отправилась знакомиться. Они ; смотрели на меня как на круглую дуру, в ответ что-то неразборчиво бурчали и утыкались в компьютеры. Не могу понять, чем я им не угодила, ведь они видели меня впервые. Я работаю уже месяц, но ко мне по-прежнему бращаются "эй, девушка". Чего я только не предпринимала, даже выставила на столе табличку со своим именем для забывчивых - не помогает. Кажется, мне никогда не удастся влиться в новый коллектив".
Такая ситуация типична для фирмы, где практикуются частые увольнения. Изначально сложившийся дружный коллектив постепенно теряет своих сотрудников, а те, кто приходит на смену, - чужаки и никакой симпатии не вызывают. Чтобы завоевать доверие "аборигенов", нужно изрядно потрудиться. История вторая Общение общению рознь Не мало неприятных эмоций может доставить и чрезмерная общительность коллег. Поставить человека на место и при этом никого не обидеть умеет далеко не каждый. Не удалось это и Юле, устроившейся на должность экономиста. "В первый же рабочий день ко мне подошла девушка из нашего отдела и предложила выйти покурить. Через 15 минут я уже знала,что она не замужем,что в правительстве одни воры и обманщики, что все мужики - сволочи и что тампаксам"она предпочитает "о.Ь.". Все бы ничего, но она желала получить исчерпывающую информацию и от меня. Я человек достаточно замкнутый и не привыкла много о себе рассказывать. А моя новая сослуживица с детской непосредственностью интересовалась тем, сколько получает мой муж, какой фирмы ношу белье и каким пользуюсь дезодорантом. Через неделю, поймав себя на том,что уже готова ответить даже на вопросы, сколько раз в неделю мы с супругом занимаемся сексом,я взбунтовалась.... История третья Неуставные отношения Иногда сослуживцы по принципу армейской дедовщины сваливают на тебя самую неприятную или невыгодную работу. Спорить в этой ситуации решается не каждый. Но твой статус новичка вовсе не означает, что палочкой-выручалочкой должна быть именно ты.Вот что рассказала Вера, менеджер туристической фирмы. "Агентство, где я работала раньше, специализировалось на поездках в Англию. У меня давние и прочные связи в этой стране, поэтому на новой работе я рассчитывала заниматься именно ей. Но менеджер, которая отвечает за распределение стран, рассудила по-своему. Англией занимается ее подруга, а мне досталась Югославия. В свое время, чтобы загнать туда туристов, им нужно было еще и приплачивать - репутация страны изрядно подпорчена политическими событиями. Разумеется, такое разделение труда тут же отразилось на моем кошельке, ведь мы получаем процент от проданных путевок. Промучившись несколько месяцев со своей Югославией, я поняла, что пора предпринимать решительные действия. Разработала новые маршруты, подключила старые связи и пришла к руководителю с кучей новых идей. Мой ход удался - я занимаюсь тем, что мне действительно интересно. Как ты понимаешь, подобных ситуаций существует огромное множество, и рассказать обо всех - задача практически нереальная. Выбрать правильную манеру поведения на службе не так-то просто. Вот несколько советов, которые помогут тебе избежать некоторых ошибок. 1.Будь доброжелательной. В общем-то, нет ничего удивительного в том, что к новому человеку относятся настороженно. Твоя задача - убедить всех, что с тобой можно иметь дело. Попроси начальника представить тебя сотрудникам. Постарайся сразу запомнить их имена и отныне обращайся к ним только по имени (психологи утверждают, что восприятие на слух собственного имени необыкновенно приятно для любого человека). Не забывай, приходя на работу, громко здороваться, а уходя - прощаться. 2.Никогда не сплетничай. Более того, немедленно пресекай попытки твоих новых коллег пооткровенничать, какой бы заманчивой ни казалась перспектива получше разобраться в отношениях в офисе. В них ты рано или поздно разберешься, а вот от репутации сплетницы избавиться будет нелегко. 3.Если ты сама стала объектом сплетен и прдозрений, попробуй поставить вопрос ребром и поговорить со сплетником напрямую. Иногда это помогает. Гораздо сложнее справиться с ситуацией, когда конкретно тебя ни в чем не обвиняют, но подозрения отравляют жизнь. В таком случае события лучше не форсировать: вопрос либо решится сам собой и всем будет стыдно за свои подозрения, либо обострится настолько, что потребуются кардинальные меры. И все же увольнение - не лучший выход, ведь этим ты косвенно признаешь свою вину. Помни, что презумпцию невиновности никто не отменял. 4.Не стесняйся задавать вопросы. Если в новом офисе стоит факс незнакомой тебе модели или ты не знаешь время обеденного перерыва, можно обратиться к секретарю или ближайшим соседям.Принципиальные вопросы, касающиеся твоей непосредственной работы, лучше обсуждать с руководством. 5.Никогда не жалуйся шефу на сослуживцев и наоборот. Вопрос о том, кто сколько получает, считается некорректным, более того, многие фирмы подписывают с сотрудником контракт, одно из условий которого - неразглашение уровня зарплаты. Помни об этом, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. 6 .И последнее. Как бы ни было велико искушение все бросить и податься на поиски "хороших" коллег, не торопись признавать свое поражение. Наверняка твое обаяние,выдержка и такт помогут преодолеть любые трудности и ты станешь полноправным членом сообщества,которое по старинке именуется "трудовой коллектив".
|
|