Словосочетание fast food, что в переводе с английского означает «быстрая еда», привычно вошло в нашу жизнь. Наверное, невозможно найти человека, который бы ни разу не ел в точках быстрого питания.

Рассказ бывшего работника супермаркета

Рассказ бывшего работника супермаркета

Был в моей жизни, когда я работала оператором в супермаркете: оформляла в компьютерную базу приходящий товар. Насмотревшись на изнанку розничной торговли, я составила для себя несколько правил - чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги и вымотанные нервы.

1. Если берете сумку в торговый зал, убедитесь, что в ней нет ничего похожего на продукты. Во многих супермаркетах зарплата охранников-контролёров напрямую зависит от выловленных правонарушителей: сотрудников и покупателей. Поэтому за найденный на дне сумки фантик от жевательной резинки они могут здорово попортить кровь.
2. Избегайте покупок в кулинарии. Как правило, для приготовления блюд там используются подлежащие списанию продукты: мука из рваных пакетов, битые яйца, увядшие овощи, мясо похуже и т.д.
3. Нереально застраховаться от покупки просроченных продуктов, если вы берёте запакованную в целлофан нарезку. Когда продукт залежался, перепаковать и наклеить ценник с новой датой не составляет никаких проблем. Если уж берете расфасованный товар, убедитесь, что на нём одна этикетка, а не культурные слои наклеек с разными сроками годности. Но лучше пусть продавцы нарезают и упаковывают при вас.
4. Не следует брать расфасованное мясо в соусах и рассолах. Вероятно, оно уже начинало пованивать, поэтому его пересыпали специями, переупаковали и наклеили этикетку с новой датой.
5. Когда-то в нашем супермаркете оказалось не проданным большое количество молока. До конца срока его годности оставалось буквально пару часов. Потому молоко уценили, выставили в центре торгового зала и обклеили плакатами со словами: "Только сегодня - дешевле на 10 копеек!" Разлетелось моментально. Помните, очень дешёвое не бывает очень качественным.
6. Обычно, ближе к покупателю стараются выставлять те продукты, у которых поджимает срок годности. Поэтому на молочной полке обратите внимание на стоящие глубже товары, а в хлебном отделе свежие батоны ищите под грудой вчерашних.




7. На кассе внимательно изучите чек, пусть даже за вами стоит километровая очередь из ругающихся пенсионерок. Обманы и обсчёты случаются на этом этапе по четырём известным мне причинам:
- ошибка кассирши, пробившей пару раз один товар;
- сговор администрации магазина и кассирши, пробивающей товары, которые вы не выбирали;
- недоработка персонала, при которой цены в компьютерной базе меняются быстрее, чем ценники в торговом зале;
- ошибка оператора при внесении цены.
Стоит оператору клацнуть лишний ноль, и пряники стоят уже не 5, а 50 гривен. На моей памяти был случай продажи пакета "Мивины" за 200 гривен. Конечно, такие большие суммы вычисляются и деньги покупателю возвращаются. Но, если цена меняется не очень сильно, а в вашей корзине лежит много покупок, обман можно и не заметить. Не стоит думать, что в супермаркетах работают обманщики, мечтающие нажиться на покупателях. На самом деле, так же легко они могут пойти и на обман работодателя. Обычно, персонал ворует товары, съедая их за каким-нибудь фикусом - в не просматривающемся камерами наблюдения месте, выносит в коробке из-под зубной пасты/крема за 3 гривны подобный товар за 40 гривен или перед уходом с работы надевает на себя несколько пар трусов, колготок, носков и т.д.
Истории о том, как кого-то обсчитали или обвесили на рынке, уже никого не удивляют. К этому явлению мы привыкли. Но к тому, что с нами таким же образом будут поступать в дорогих супермаркетах, мы явно не готовы. Между тем недавняя проверка в столичных сетевых универмагах показала, что и там нас обманывают. Иногда даже чаще, чем на пресловутых рынках.
В продвинутых магазинах нередко практикуется такой вид обсчёта, как "лишняя покупка". То есть если, скажем, вместо пяти бутылок пива вам пробивают семь. Это случается чаще всего тогда, когда через сканер проходит одна покупка с последующим умножением. Специалисты предупреждают, что при введении штрих-кода в кассовый аппарат вручную вероятность обсчёта резко возрастает.

Теперь перейдем к фирменным уловкам супермаркетов

Так, нередко в магазинах разыгрывают следующую комбинацию: кассир не пробивает одну единицу купленного вами товара. Вы, не заметив этого, отходите от кассы, и+ вас тут же обвиняют в воровстве, охрана отводит в свою "каморку" и предлагает договориться без милиции. Большинство "воров поневоле" в таких случаях соглашаются разойтись миром. Вам предлагают оплатить "украденный" товар в тройном размере и отправляться на все четыре стороны. Понятно, что две цены из трёх, пойдут в карман "бдительного контролёра". Доказать, что вы не собирались ничего красть, практически невозможно - местная милиция чаще всего знакома с охраной супермаркета и займёт ее сторону.
Юристы советуют в данной ситуации стоять на своём и соглашаться оплатить товар в единичном размере, но никак не в тройном. При этом надо помнить, что охранники с правовой точки зрения вообще никто. Они могут лишь задержать вас до приезда милиции.
Существует несколько видов жульничества на основе систем автоматизации, которые, собственно, и отличают супермаркет от обыкновенного продуктового магазина. Самый распространённый случай нарушения правил торговли в больших магазинах - подмена ценников, неправильно развешанные ценники, неверная информация на них. Так, часто на полке магазина стоит товар с одним и тем же названием, но по разным ценам. Например, водка "Столичная" в подарочной упаковке стоит 150 руб., а без таковой 80. Покупатель приобретает простую бутылку, а ему пробивают её как подарочную. Когда тележка до отказа набита товарами, заметить такую подмену очень сложно.
Иногда имеет место так называемая "программная ошибка" в электронной системе кассовых аппаратов, когда в торговом зале ценник на товаре стоит один, а на кассе при автоматическом считывании штрих-кода сканером оказывается, что товар стоит совершенно других денег, гораздо больших, чем обещал ценник.
Стоит отметить, что в супермаркетах не только обсчитывают, но и обвешивают, правда делают это менее грубо, чем на рынке. Фокус в том, что уже расфасованные товары оцениваются не по массе нетто, а по массе брутто. Это означает, что за каждый грамм упаковки покупатель платит по цене, скажем, завёрнутого в неё мяса. Кроме того, иногда фасовщики используют более толстую плёнку, чем положено.
Есть и другой способ обвеса. Основан он на том, что многие продукты имеют свойство усыхать и терять при этом в весе. Например, поступило в магазин 100 кг бананов, полежали они недельку и усохли в общей сложности на пару-тройку кило. Чтобы продавцы не оказались в убытке, бананы сразу же фасуются в пакеты, на них наклеиваются этикетки с весом и стоимостью. И там, где указано "1 кг", содержимого может оказаться граммов 900. Чтобы не платить за воздух, нужно просто перевешивать фасованный товар.



Понравилось - репост: