Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко,
и если мы обмениваемся этими яблоками,
то у вас и у меня остается по одному яблоку.
А если у вас есть идея и у меня есть идея,
и мы обмениваемся этими идеями,
то у каждого будет по две идеи.
Бернард Шоу
ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ… Согласно статистике, стопроцентно повториться не может ни одна мысль, но направление мышления или детали образов могут быть идентичными у многих людей. Поэтому идеи следует фиксировать. Речь вовсе не об авторских правах и плагиате, скорее о том, как заставить мозг творить и что делать с новорожденными идеями: дарить, продавать или реализовывать? ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Идеи посещают всех, но для одних это явление исключительное, для других — обыденное. В частности, для специалистов рекламной индустрии это обязательное требование и подтверждение профессиональной пригодности. Хорошая идея — основа работы, цель и главная задача рекламистов. Креативный (само понятие — уже не просто неологизм, а указание на творческое начало в работе с прогнозируемым результатом) конвейер предполагает потенциальную гениальность всех сотрудников. Отсутствие вдохновения — несоответствие занимаемой должности. Природа рождения идеи — тайна, и как любая тайна — необъяснима. И, хотя многие специалисты утверждают, что посредством рефрейминга творчеством можно управлять, гарантий дать не сможет никто. Идея может родиться во сне, в душевой кабинке, в троллейбусе… А может и не родиться... РЕФРЕЙМИНГ Техники рефрейминга подробно описаны в НЛП (нейролингвистическое программирование). Чаще всего они применяются для избавления от нежелательного поведения, в ситуациях конфликта личности. Как и многие психологические техники, в этом случае рефрейминг на осознанном уровне используется скорее как «лечебное», а не «упреждающее» средство. Практически рефрейминг — это базовые упражнения, которые следует регулярно выполнять. Например:
Определите задачу, с которой вы можете творчески работать. Сосредоточьтесь, сформулируйте вопрос: «Что я могу сделать, чтобы... ?», «Какое решение мне принять, чтобы... ?». В этот момент активизируется логическая часть вашего сознания. Ученые утверждают, что она составляет максимум 7% потенциала личности. Поблагодарите свою логическую часть. Благодарность — основной рефрен взаимодействия с самим самой. Почувствуйте отклик: это может быть образ или звук, ощущение, локализованное в груди или голове... Прислушайтесь. Попросите вашу логическую часть еще точнее сформулировать вопрос, чтобы он имел форму «технического задания». Поблагодарите. Самая чудесная часть упражнения — встреча со своей творческой частью... Именно она дарит незабываемые минуты вдохновения и интеллектуальные эмоции. Древние обращались к ней, называя музой, светлым гением человека, искрой духа, живущей в каждом из нас. Поблагодарите ее, улыбнитесь и попросите поиграть с вами. Попросите дать около 10 ответов на сформулированный логической частью запрос. Варианты могут проноситься в сознании как цельные образы, не старайтесь детализировать их и облечь в слова. Это дело логической части. Самые невообразимые и алогичные предложения могут стать вашим личным и общим открытием. ГЕН ТВОРЧЕСТВА Советский исследователь психологии творчества Крушинский (в статье в журнале «Изобретатель и рационализатор», N12 за 1983 год) указывал на связь творческой продуктивности с наличием в наследственном механизме человека гена повышенной возбудимости. По Крушинскому повышенная возбудимость является катализатором и благоприятной средой для развития любых наследственных задатков как положительных, так и отрицательных, поэтому-то талантливые люди вместе с повышенным развитием творческих задатков являются и носителями отрицательных социальных качеств. Иными словами, гениальность — это отчасти болезнь, отчасти уродство. Для занятий творчеством нужно уметь приводить себя в специальную форму возбужденного состояния, называемую вдохновением. В периоды творческого подъема лучше не заниматься аналитической работой (обоснованием или критическим анализом выдвинутой идеи), лучше (пока «несет») набрать максимальное количество идей, зафиксировать их, а потом в спокойной обстановке заняться обстоятельным анализом. ЭВРИСТИКА На заре расцвета западной цивилизации господствовало мнение, что новые идеи и мысли людям приносят «гении» или «музы» — сверхъестественные существа, невидимо посещающие избранных, например, муза Терпсихора посещает поэтов, ученым дарит озарение Урания. Можно вспомнить о ярком примере, о демоне Сократа, которые вел с ним философские беседы... Платон, ученик Сократа, познание истинного устройства мира также связывал с озарениями, к которым можно стремиться, но которыми невозможно управлять. Аристотель стал первым, кто предложил совершенно иную точку зрения. Он выдвинул на первый план само мышление и его законы, положив тем самым начало всей западной традиции мышления. Рене Декарт, основатель современного научного метода, предложил первый обстоятельный труд на эту тему «Правила для руководства ума». В середине ХХ века возникла целая методологическая дисциплина, занимающаяся исследованиями творческого мышления, — эвристика. Эвристические исследования привели к созданию некоторых методов «изобретения», в частности, метод «гирлянд ассоциаций» или «доведения противоречия до крайности» и др. Эвристика обратила внимание на важнейшую черту истинно творческого мышления: оно всегда основывается на отказе от традиционного описания ситуации. ИНСАЙТ Главной исследовательской работой основателя гештальт-психологии Макса Вертгеймера является книга «Продуктивное мышление», посвященная анализу творческого мышления. Решение задачи, новая идея приходят в момент «схватывания» ситуации в ее целостности и полноте, этот момент и есть инсайт. Опыты, проводимые над обезьянами Келлером еще в 1914 году, показали: переживать инсайт способны не только люди, но и шимпанзе: когда обезьяна неожиданно догадывается воспользоваться палкой, чтобы притянуть к себе висящие бананы; ее поведение радикально меняется и превращается из случайного, хаотического в целенаправленное, ясное. Таким образом, решение обезьяны становится не результатом длительного логического размышления, а неожиданным озарением, новым восприятием ситуации. КРЕАТИВНЫЕ СЕКРЕТЫ У квалифицированных рекламистов есть наработанные схемы «вызова–создания» идеи. Их вряд ли вам откроют, но основные методы творческого подхода к решению задачи известны каждому копирайтеру. Наблюдение. Любопытство — неотъемлемая составляющая всех творческих натур. Наблюдая за происходящим, можно случайно выйти на необходимую идею. А можно и методически ее вычислять. В рекламе продукта, например, важно начать с пассивного наблюдения за всеми производственными процессами до момента продажи. Активное наблюдение. Вы не просто наблюдаете, но и участвуете во всех процессах. Если это молодежное направление — танцуете, прыгаете с парашютом, играете в бильярд до утра т.д. Интервью. Методичное изучение мнения других людей. Анализ отзывов поможет посмотреть на тему под другим углом. Ассоциации. Вы набираете большое количество информации и приступаете к поиску ассоциаций по теме. Телевидение, периодические издания, рекламные каталоги — источники могут быть самые разнообразные. Интуиция подскажет, когда вы найдете именно ТО. Подмена брэнда. Замените товар, тему на ассоциативный ряд, богатый символическими описаниями. Компиляция или брэнд-манифест. Составьте из самых удачных рекламных идей — одну, которая и задаст направление поиска — эмоциональное настроение идеи, которую вы ищите. Мозговой штурм. Весь коллектив в полном составе обсуждает идею. Предлагает свои варианты. Из общего количества идей, одна-две подойдут для разработки. Сознательный бред. Автор методики Бегбедер убежден, что если собрать большое количество бредовых идей и начать их генерировать, можно найти гениальную идею, которую можно реализовать. Конструктор. Суть методики создания идей — отсутствие любых методик. Выбирает человек: комбинирует или просто ежедневно просыпается с идеей. Где-то влияют обстоятельства, где-то вы. Профессионально создавать идеи можно подготовительным, ассоциативным и коллективным способами. НЕЛЬЗЯ С раннего детства нас учат сдерживать эмоции, подчиняться ограничениям и правилам, не допускать проявления сильных чувств. Спору нет, культурный человек именно тем и отличается от дикаря, что умеет управлять рефлекторными и эмоциональными реакциями. Но управлять — не значит подавлять. МАНИЯ СЛАВЫ Существенно степень творческой активности мотивирует стремление прославиться, навеки войти в память людскую, обрести бессмертие за счет новизны, уникальности, особой общественной значимости и полезности результатов своей деятельности. Такой мотив способен заставить людей осознанно творить чудеса. Иногда стремление реализовать идею неосознанно приводит к всемирной славе. Так, друзья и родственники Маркони в течение долгих лет лечили его от бредовой идеи передавать голос через тысячи километров, но радио все-таки вошло в нашу жизнь. ИДЕЯ! И ЧТО ДАЛЬШЕ? Идея, какой бы классной она ни была, всегда требует от автора дальнейших действий. Подарить? Продать? Реализовать лично или в команде? А может просто забыть о ней? Гиннес использовал свою идею для спасения личного бизнеса, а уже потом идея собирать и квалифицировать рекорды стала отдельным проектом, новым бизнесом для большой команды людей. Дисней брал чужие идеи, реализовывал их, при этом материально вознаграждая авторов. Сегодня можно продать «голую идею», но в нашей стране реальнее предложить идею с условием дальнейшего участия в ее реализации. Если же с количеством и качеством идей у вас все в порядке, вы можете просто помогать сотрудникам. Главное, не забывать, что «подарки — не отдарки». И если вы прошляпили момент регистрации авторства, лучше не поднимать эту тему впоследствии. Автор - Любовь ИВАНЧЕНКО
|
|