"Букет императрицы" - он же "Красная Москва" | ||||
Парфюмерное дело в России зародилось на полтора столетия позднее, нежели в Западной Европе. Но прошло всего лишь четыре десятилетия - и знаменитые французы были вынуждены потесниться на парфюмерном олимпе. История русской парфюмерии началась в середине XIX века. Точнее, в начале лета 1843 года, когда в Москве на Вятской улице была построена парфюмерная фабрика Ралле. До этого времени в России существовали так называемые помадные заведения и небольшие парфюмерные лаборатории, которые в основном производили спиртовые эссенции, косметические мази и кремы. Строго говоря, они не могут быть отнесены к парфюмерным производствам. Таким образом, именно сейчас исполняется 160 лет со дня возникновения парфюмерной индустрии России. Уже в начале прошлого столетия именно в нашей стране работала крупнейшая парфюмерная фабрика Европы, принадлежавшая товариществу "Брокар и Ко". В ту же пору самым знаменитым косметологом в мире был наш соотечественник Александр Митрофанович Остроумов. Наконец, крупнейшей в мире аптекой была "Старо-Никольская" в Москве, производившая весь спектр парфюмерно-косметических товаров. Трудно представить, что сто лет назад не одна или две, а целая дюжина парфюмерных компаний России выступала на равных с французами. Ведь духи и одеколоны, изобретенные нашими парфюмерами, были отмечены высшими наградами почти на всех торгово-промышленных выставках того времени. К сожалению, на многие десятилетия имена российских производителей духов и одеколонов были вычеркнуты из истории отечественной промышленности и культуры. Виной тому - большевики, чьему классовому чутью парфюмерия казалась буржуазным изыском. Вот почему сегодня даже в крупнейших библиотеках и архивах России ничтожно мало материалов о создателях российских парфюмерных фабрик, о парфюмерных производствах. В стране нет ни одного музея парфюмерии, а в других парфюмерные флаконы проходят по разделу "стекло". В то же время в США и Западной Европе существуют клубы коллекционеров парфюмерии, музеи; имеется сеть дилеров, собирающих по всему свету парфюмерные раритеты для музеев и частных фирм. За рубежом изданы десятки книг о парфюмерном искусстве. Вернемся, однако, к заявленному юбилею и посмотрим, кто ковал славу русской парфюмерии на протяжении XIX - начала XX века. Фабрика А. Ралле была не только старейшей в России, но и собравшей больше всех высших знаков, гербов, полученных ею за качество своей продукции. Плюс звание "Поставщик императорского двора". В преддверии большевистского переворота 1917 года фирмой "А. Ралле и Ко" руководил директорат во главе с Эдуардом Бо. Ассортимент ее продукции был сравним с ассортиментом лучших западных парфюмерных компаний. Так, в 1910 году "А. Ралле и Ко" произвела 675 наименований парфюмерных товаров. Эрнест Эдуардович Бо, сын директора-распорядителя фабрики "А. Ралле и Ко", родился в Москве в 1881 году и наследовал дело своего отца, став парфюмером-лаборантом, а затем и кандидатом в директора. Переворот 1917 года. Семья Бо уезжает за границу... Спустя три года Эрнест Бо создает знаменитые духи "Шанель N 5". Франция обрела гениального парфюмера! А фабрика "А. Ралле и Ко" в 1918 году была национализирована и переименована в мыльно-парфюмерный завод N 7, а позднее - в фабрику "Свобода". Русский парфюмер и косметолог Александр Остроумов пришел в бизнес рядовым провизором и таковым именовал себя и на пике своей карьеры. Сегодня мало кто знает, как тернист был в старой России путь в профессиональные фармацевты. Первым делом надобно было три года походить в учениках, параллельно окончив соответствующие курсы в университете. После этого следовал трехлетний стаж работы в аптеке или на фармацевтической фабрике. Лишь затем соискателя фармацевтического звания зачисляли в университет на двухгодичное обучение, после чего он становился фармацевтом. В 1885 году Остроумов изобрел мыло от перхоти, что сделало его более или менее зажиточным человеком и позволило открыть собственную парфюмерную фабрику. Следующее изобретение - крем "Метаморфоза" - возвысило Остроумова в ранг мировых знаменитостей. Производство названного крема продолжалось более тридцати лет. С Остроумова началась косметология в России. В 1919 году на Тверской он устроил специальную лабораторию, которая в скором времени переросла в уникальный по тем временам и единственный в мире Институт врачебной косметики. Этот институт не обошли стороной многие артистические знаменитости, среди них Антонина Нежданова, Елена Степанова, Тамара Карсавина, Мария Петипа, Вера Пашенная, Надежда Плевицкая... А певица Императорских театров Евгения Попелло-Давыдова посвятила Остроумову следующее стихотворение: "Вы спрятали в граненом хрустале / Волнующую гамму ароматов, / И ею дамы, так сдается мне, / Мужьям устроят много "шах" и "матов"!" Обласканный артистической элитой России, получивший множество наград за качество своей продукции, Остроумов не принял советскую власть и в "незабываемом восемнадцатом" покинул Россию. Среди корифеев парфюмерного искусства был человек, который достоин не только отдельной главы, но и целой книги. "Великим парфюмером всех времен и народов" я бы назвал Генриха Афанасьевича Брокара, основателя крупнейшей в Европе парфюмерной фабрики. Она располагалась в Москве близ Дорогомиловской заставы, на углу Мытной улицы и Арсеньевского переулка. Имя Генриха Брокара почти забыто. Между тем на рубеже XIX - XX веков его знала вся культурная Россия. Француз по рождению, Брокар приехал в Россию в 1861 году и спустя три года основал собственное мыловаренное производство. Брокар многие годы был главным лаборантом на своей фабрике. Он прославился как создатель чудесных ароматов, изобретатель оригинальных парфюмерных изделий, к числу которых можно отнести так называемые сюрпризные наборы, включавшие в себя до десяти парфюмерных предметов. Именно на фабрике Брокара, правда, уже после его смерти, были изобретены духи "Любимый букет императрицы", переименованные в советские годы в "Красную Москву" и получившие всемирную известность. Парфюмерия парфюмерией, но Брокара почитала вся культурная Россия. Искушенные в искусстве люди знали "другого" Генриха Брокара. Второй его страстью было коллекционирование. Он собирал старинные часы, предметы из бронзы, мебельные гарнитуры, оружие, гобелены, табакерки, веера, сбрую, серьги, эмалевые миниатюры и многое другое. Но основой его коллекции была живопись, преимущественно фламандская. Коллекция Брокара по своей абсолютной значимости была четвертой в России после Эрмитажа, Третьяковской галереи, Румянцевского музея (ныне Дом Пашкова. - В.К.). Иногда, покупая живопись, он "делился" с Эрмитажем: одну часть себе, другую - знаменитому музею. ...Ровно через 53 года - почти день в день - после основания Брокаром парфюмерного дела фабричный комитет объявил фабрику "советской". Чуть позже Совнарком ее национализировал, переименовав мыльно-парфюмерным заводом N 5. В двадцатые годы прошлого века партийную организацию бывшей фабрики Брокара возглавляла Полина Жемчужина, жена тогдашнего члена Политбюро ВКП(б) В. Молотова. В ноябре 1922 года фабрика стала называться "Новой Зарей". Интернет магазин парфюмерии "Дарина"
|