Для чего нужны были руны?

Для чего нужны были руны?
Для чего нужны были руны?

Каждая руна имела собственное имя и магическую функцию. Из «Старшей Эдды» известно, что открытие чудесных свойств рун принадлежит Одину. Гитлер использовал охранительные свойства рун, которые, как и все нацистское, должны быть могущественнее колдовства низших рас.

Новейшие археологические данные убеждают, что руны были обычным алфавитом, таким же, как латынь или кириллица. Мистический туман, вот уже несколько десятилетий овевающий эти таинственные значки, столь популярные у нацистов, постепенно рассеивается. Руны использовались прежде всего для переписки в быту, а не для колдовства.

Молния и меч

Пришло горькое время, когда арийцы забыли мудрость рун. Невидящими глазами они смотрели на волшебные знаки, но тайна не открывалась сердцам их. Их души были пусты, дар великого Одина был утрачен. Нация воителей и господ впала в помрачение, превратившись в сброд, помыкаемый хитрыми племенами.

Руны — таинственные символы германских народов — вышли из употребления уже к началу XIV века. Их смысл забылся. Их начертание, напоминающее то след от удара меча, то огненный язык молнии, стало навевать мысли о мистическом их назначении. Молния и меч всегда были символами могущества. Казалось, руны даруют победу в войне и власть над людьми тому, кто постиг их магию.

Оккультный туман окутывает руны уже в XVI — XVII веках, когда ученые заинтересовались старинными надписями и начали их собирать. Тогда же шведский натуралист Улоф Рудбек (1630 — 1702) известил весь крещеный мир о том, что именно северные страны были колыбелью человеческой культуры. Руны — одно из доказательств тому. Рудбек даже горделиво заявил: руническими камнями надобно проломить головы всем тем, кто дерзает умалить непомерное величие и древность шведской нации. Так, на сих таинственных камнях постепенно строится здание шовинизма. Неразгаданное завещание викингов подкрепляет притязания их потомков на силу и власть в новом мире.



В Германии теоретики арийского могущества также превозносят руны, хотя на немецкой земле памятники с подобными надписями редки. Однако это не мешает национал-социалистам сделать свой вклад в языкознание, провозгласив руническую письменность «матерью всех букв». Придумывая символику СС, нацистские бонзы обратились к этим значкам. Руны были использованы и в эмблеме «Гитлерюгенд». Считалось, что они вселяют в души молодых людей отвагу и боевитость.

В наше время поток литературы, посвященной этим «магическим знакам», все ширится. Популярные беллетристы и апологеты «корней и истоков» прибегают к самым произвольным толкованиям рун. Что ж, оставив в стороне их версии, поговорим о работе ученых, занятых разгадкой рун. Может быть, это умерит блеск молний и бряцание мечей?

Что написано пером?

В Сигтуне когда-то жил конунг. Город этот, лежавший невдалеке от современного Стокгольма, был первой столицей Швеции. В начале XI века — это крупный торговый центр с многочисленными церквями и резиденцией епископа. Археологи находят здесь золотые кольца и серебряные монеты, стекло из Византии и искусную керамику из Киева, а также надписи — руны.

Тексты, оставленные на массивных памятных камнях, возвещают мощь и дерзость северных варваров. Зато многочисленные мелкие безделицы — испещренные символикой кости, деревянные гребни, роговые рукоятки ножей — рассказывают о повседневной жизни людей Севера, приоткрывая реалии того времени.

Викинги, вырезавшие руны на вещицах, попавших им под руку, были весьма лаконичны, редко блистая велеречием. Их краткие пометки доносят до нас случайные сплетни, семейные планы, деловые распоряжения, удивленные возгласы, жалобы, укоры и — в редких случаях — заклинания. Таинственные колдовские знаки, гордость белокурых арийцев, на поверку оказываются приемами скорописи, позволявшими без чернил и пергамена, ножом по свежевыструганной дощечке черкнуть весточку родным или похвалить хозяина за щедрое угощение. «В средние века общаться с помощью рун было так же удобно, как в наши дни звонить по сотовому телефону», — отмечает шведский историк Марит Ален.

Что же до «редких случаев», то любые письменные символы, которые использовались в древности, могли служить и в магических целях: прогонять напасти, приносить удачу. Недаром во многих языках бытуют пословицы, исполненные страха перед тем, что «написано пером». Лишь по мере того как грамотность проникает в низшие слои населения, буквы алфавита постепенно утрачивают свою сакральную силу и тускнеют, как бисер, разметанный в грязи. Их череда, выстроившись на папирусе или пергамене, кости или бересте, вновь и вновь напоминает о том, что «Эгиль купил корову», «Микула продал вола». Любая письменность быстро становится удобным средством общения. Руны — не исключение из этого правила. Сделанные ими надписи вторят, напоминают, советуют, но почти никогда не ворожат. За этими угловатыми значками вовсе не расстилается эзотерическая даль, за ними, как правило, прячется заурядный Эгиль, на тысячу лет вперед обессмертивший свою «корову».

Загадочные превращения маюскулов

В последние годы ученым удалось расшифровать часть рунических надписей, найденных в Швеции и Норвегии, — в Сигтуне, Гетеборге, Лунде, Бергене. Долгое время в рунах предпочитали видеть оккультные знаки, обладавшие огромной энергетикой. На самом деле, они были обыкновенными буквами, и от привычных нам символов кириллицы или латыни их отличало лишь необычное начертание. Руны — это алфавит, доступный всем слоям населения. Большинство людей в средние века знали руны, умели читать надписи, составленные из них, равно как и умели вырезать их, хотя ничему систематически не учились.

Современные ученые убеждены в том, что северные варвары — будущие датчане, норвежцы, шведы — создали руническую азбуку под впечатлением римских маюскулов (прописных букв). Около 200 года новой эры появляются так называемые старшие руны. Их — 24, как и букв в средневековом германском алфавите.

Впрочем, почти три четверти всех сохранившихся текстов выполнено иными знаками — младшими рунами. Они появились в IX веке. Всего их — 16. Поэтому одни и те же символы обозначают разные звуки. Так, руна «k» заменяла звуки [k, g, ng], руна «b» — [b, p], руна «t» — [t, d]. Гласные и полугласные уже не различались: руна «u» представляла звуки «u» и «w», руна «i» — [i, j]. Система гласных уменьшилась до четырех.

Вот почему часть надписей до сих пор не расшифрована. Сами руны, как правило, можно легко отличить друг от друга, но текст, написанный ими, понять трудно. Специалистам приходится разгадывать сложнейший ребус. Всякий раз, чтобы прочитать слово, надо догадаться, какой именно звук имел в виду древний грамотей, вырезавший черточки на дощечке. Задача осложняется еще и тем, что не всегда можно точно датировать текст: он может оказаться гораздо моложе того предмета, на котором процарапан. Рунической азбукой пользовались на протяжении тысячелетия, а ведь из века в век менялись и лексический состав языка, и манера произношения слов. Вдобавок не все люди, умевшие водить ножом по древесной странице, были людьми грамотными. Разгадывая эти ребусы, ученые делают поправки и на возможные грамматические ошибки. Хорошо хоть слова в надписях были отделены друг от друга. Начиная с IV века, для этого используют точки или крохотные штрихи, а после принятия христианства — маленькие крестики.

«Уже все мое желание просить руки твоей…»

Конечно, компьютер ускорил анализ текстов и облегчил работу лингвистов. Все чаще находки удается прочесть. Вот одна из них. Некий Хавгрим, посланный для закупки товара, жалуется своему компаньону Торе Фагеру: «Многого я лишен, друже. Нет тут ни хмеля, ни рыбы. Хочу тебя известить о том, чтобы не укорял меня. Скажи работнику ехать к нам на юг да увидеть наши дела… Пошли мне рукавицы. Если Зигрид нужду в чем имеет, подай ей. Обещай, что не накажешь меня за мои тяготы».

А вот кабацкий пройдоха, обглодав кость, делится впечатлениями о жизни такой: «Тут уж большая свара». Некая женщина, отправляя в дорогу служанку, жалует ей дощечку с процарапанным увещеванием, адресованным своему мужу: «Гида говорит, чтобы ты домой пришел». На обратной стороне тот пробует вырезать ответ. Рука его нетверда, и надпись неразборчива. Наверное, мужчина по какой-то причине не мог нормально держать в руках нож. Быть может, и он на свою беду ввязался в некую «свару»?

Содержание любовных меморий, как правило, весьма откровенно: «Когда был в Ставангере, легла спать со мною Ингеборг». Зато предложения руки и сердца пышны и, что удивительно для суровых северян, весьма риторичны. Вот некий Хавард сватается к Гудни: «Хавард шлет Гудни приветствия и дружбу. Уже все мое желание просить руки твоей, если не хочешь с Колбейном быть. Думай о том, кого замуж брать, и извести меня, что ты хочешь».

На многих дарах оставлены памятные надписи. Их вырезал либо сам даритель, либо человек, коему этот предмет был преподнесен. Так, на ткацком челноке читаем: «Помни меня, а я помню тебя. Люби меня, а я люблю тебя». На гребне, вырезанном из рога, пометка: «Арнгунн подарила мне гребень». В одной из расшифрованных надписей найдено также самое раннее в странах Скандинавии упоминание о такой заморской роскоши, как перец: «Торкель-монетчик послал тебе перец».

На коробах и ларях сплошь и рядом сохранились имена их владельцев. Иные грамотеи вырезали рунические буквы «из одной лишь любви к искусству», манифестируя этими каракулями сам факт своего существования. Привычка украдкой писать «Здесь был я» была столь же распространена в средние века, как и в наши дни. Подобными граффити пестрят стены башен и церквей.

Есть также надписи религиозного характера. Былые приверженцы Тора и Фрейи твердой рукой выводили молитвы новым, христианским богам, вырезая славословия на дереве, бронзе или кости. Впрочем, некоторые тексты сохранили и следы языческих верований.

Встречаются и заклинания. Например, на озере Меларен, близ Сигтуны, нашли продолговатую воловью кость. На обеих ее сторонах тянулись четко очерченные буквы. Некий викинг, заболев лихорадкой, бросил в воды озера это заклинание, дабы «победить змея, притаившегося в его груди».

Однако преобладают совсем иные — бытовые — мотивы. Точно такую же воловью кость длиной 25 сантиметров нашли и при раскопках Сигтуны. Надписи покрывают ее с обеих сторон, только нет в них и намека на что-либо магическое и высокопарное. Текст этот прочитан полностью. В каждом его значке вопиет гордость приживалы, попавшего на праздник плоти. Около 1100 года во время пира, устроенного при дворе конунга, один из гостей Маре, взяв только что обглоданную кость, вырезал на ней благодарение хозяину: «Конунг щедрей всех на угощение, он самый богатый, он исполнен милости».

Как видите, по своему содержанию загадочные рунические письмена мало чем отличаются от берестяных грамот, найденных российскими археологами в Новгороде, Пскове, Смоленске, Старой Руссе. Даже само начертание букв на бересте напоминает руны. Новгородские грамоты и шведские дощечки с рунами можно назвать своего рода гомологическими формами письменных памятников. Вырезая надпись на доске или процарапывая ее на бересте, автор вынужден спрямлять округлые буквы, превращая их в угловатые значки. Все дуги заменяются ломаными линиями. Число замкнутых контуров сводится к минимуму. Горизонтальные черточки, параллельные волокнам дерева, превращаются в косые, проводимые сверху вниз. Преобладают вертикали, рассекающие волокна под прямым углом. Так, выбор письменных принадлежностей упразднил внушительные маюскулы. Им на смену пришли четкие, хорошо различимые штрихи. Похожие изменения претерпевает и славянское письмо. Вглядываясь в грамоту, начертанную почти десять веков назад неким Гостятой (см. рисунок), мы видим, что буква «О», например, в одних случаях скорее похожа на ромб, в других — на треугольник. Сопротивление материала упрощает начертание букв, схематизирует его, сближает руны и кириллицу.

Загадки рун

И все же многие тексты по-прежнему остаются непрочитанными. Ученые так и не могут понять древнейшую руническую надпись: пять значков — «g», «a», «o», «i» и «s», — выполненных из серебра и использованных для инкрустации копья. Его обнаружили еще в прошлом веке на острове Готланд. Смысл этой метки неясен до сих пор.

Во многом непонятен и самый большой известный нам текст. Он датируется примерно 850 годом и содержит около восьмисот знаков, высеченных на светлом гранитном камне с четырех боковых сторон и сверху. Высота камня — четыре метра. Теперь он застыл перед одной из церквей в Центральной Швеции. Пока что ученые расшифровали зачин: «Памяти Вемода руны даны, но Варин писал их, отец по сыну, взятому смертью». Поняли, что далее в тексте упомянут остготский король Теодорих Великий. Определили, что это — поэтическое повествование, отличающееся величавым ритмом. Узнали из концовки, что новый родившийся сын исполнит отчий долг и отомстит за убитого Вемода. «В тексте имеются явные смысловые лакуны, — поясняет Марит Ален. — А поскольку события, в нем упомянутые, не известны историкам, им придется еще долго обсуждать различные версии написанного». Ясно лишь, что никаких эзотерических откровений не таится и здесь. Закончив расшифровывать текст, историки прочтут рассказы о давних подвигах, скорее напоминающие легенду, узнают подробности жизни северных варваров, незаметно вплетенные в песнь о деяниях остготов, то бишь откроют для себя еще один традиционный памятник письменности эпохи ранних варварских королевств.

Нация воителей и господ может не печалиться о забытом знании. Его не было. Факел «тысячелетнего Рейха» отбрасывал в прошлое — на тысячу лет назад — тень лжи. Таинственные арийские маги, стоило археологам расшифровать их послания, легко превратились в Маре, обрадованного сытным обедом, богатея Торкеля, купившего заморскую редкость — перец, да в заботливую Гиду, торопившую муженька домой.

Что ж, быть может, главная мудрость, которую таят в себе руны, — это очередное, из тысячелетней дали, напоминание о том, что истинное назначение человека — быть незлобивым обывателем. В Третьем рейхе ошибочно истолкованные рунические знаки стали одной из основ государственной символики, но в древние руны напрасно вливали новую кровь. Рейх рухнул через двенадцать лет. А вот добролюбивый Эгиль уже тысячу лет радуется купленной им корове, и радости этой несть конца. Ее не вырубить топором, не утопить в озере, не спрятать в земле. Вот она, мудрость простого бытия. Все воители в конце концов захлебываются кровью, но кровь эта вытекает из чужих жил. Стоит ли пускаться в эзотерическую даль, навстречу гибели нашей и вашей, и ссылаться на магию рун, если память о них иллюзорна, и подлинные руны украшают не мечи победителей, а стены уютных домов, подсказывая нам: «Здесь был я (и жизнь за стенами дома ценил выше всех военных походов)»?



Понравилось - репост: