Женщины в Коране и в исламе.

Женщины в Коране и в исламе.

Несмотря на то, что патриархат был путем человека в течение последних четырех тысяч лет, есть свидетельства, что более раннее человечество имело совершенно другую форму культуры.

Эти ранние культуры не имели систем господства и разрушения «чужого». Религиозным женщинам не мешало бы больше интересоваться историей, так как в ней было время, когда женщину почитали как божество. Археологи нашли изображения женщин-божеств; они помещались в жилье в местах, служивших алтарями.

Люди жили в гармонии с природой, у них было много богов и богинь. Растения, животные и люди были священны. Такое сознания в корне отличается от нашего теперешнего. Матриархальные общества были более горизонтальны, с развитием патриархата мы развиваем вертикальное измерение жизни.

Пророк Моисей и Пророки, следовавшие за ним, утверждали Единого Бога. Это был большой шаг вперед: люди понимали, что выше привычных им Богов и Богинь должно быть что-то еще. Но, с другой стороны, снизилась значимость природы и женщин. Патриархат иерархичен, и это означает, что кто-то всегда должен превосходить других, и женщинам досталась второстепенная роль в жизни. Мы всегда были вынуждены принимать это как «Слово Бога», но дело обстоит не так. Это не Слово Бога, а слова людей. И они должны быть подвергнуты сомнению.

В Коране описаны двадцать четыре женских персонажа, которых можно разделить на две категории.

(1) Женские персонажи, не несущие самостоятельной смысловой нагрузки. Их упоминают вскользь, по поводу какой-либо истории или случая. В этой категории 18 женщин. Пример – Элизабет, жена Закария, который восклицает: «Боже мой! Я не смогу иметь сына, я очень стар, и моя жена бесплодна!» (3:40).



(2) Персонажи, используемые для иллюстрации какого-либо морального постулата, которые служат примерами для верующих. В этой категории пять женщин: Hawaa (Ева) – символ равенства, Umm-Musa (Мать Моисея), иллюстрирующая дух материнства, Biqlis (Царица Sheeba), мудрая дипломатка, Hannah (Анна, Мать Марии), благородного происхождения, и Maryam (Мария) – воплощение всех достоинств. Мы будем рассматривать женщин этой категории.

Hawaa (Ева)
«O люди! Почитайте вашего Господа, который сотворил единственного человека, сотворил ему помощника такой же природы, и от них бесчисленное количество мужчин и женщин рассеялись (как семена). Почитайте Аллаха, через которого вы получаете ваши общественные (права) и (почитайте) чрево, (которое выносило вас), ибо Аллах всегда видит вас». (4:1)

Здесь идея равенства ясна. Первое творение – никакой не мужчина и не женщина, но человек. Кроме того, «помощник» человека равен ему по своей природе. Люди были распределены по странам равномерно, подобно семенам. Признается роль женщин в творении, почитается процесс беременности и рождения.

«O Адам! Живите со своей женой в Саду; ешьте прекрасные плоды везде, где бы вы ни находились; но к этому дереву не подходите, ибо это принесет вам вред. Сатана заставит вас покинуть Сад и вы будете несчастны» (2:35-36)

В отличие от Библейского истолкования, здесь нет подчиненного положения Евы: ни происхождения от ребра Адама, ни искушения Евой Адама следовать за сатаной. Скорее, и Адам и Ева находились в состоянии благодати, но оба поддались искушению и были изгнаны.

Umm-Musa (Мать Пророка Моисея)
Мать Моисея получила озарение от Аллаха о том, как спасти сына, когда она решила, что его могут убить согласно декрету фараона.

«Так что Я послал это озарение матери Моисея: „Корми грудью (своего ребенка), но когда он будет в опасности, бросай его в реку. Не опасайся и не огорчайся, поскольку Я верну его тебе, и Я сделаю его одним из Своих апостолов.“» (28:7)

Как и впоследствии Марию, Аллах утешает Umm-Musa, что вернет младенца невредимым, не причинив ей материнского горя. Кроме того, ей было дано право самой выбирать время, когда спасать Моисея. Таким образом, Аллах доверял ее воле.

Что является здесь существенным – то, что Umm-Musa получает wahy (или связь с Аллахом), таким образом делая ее muhaddas (человеком, с которым говорит Аллах). Как видно из этого и других стихов, женщины, как и мужчины, получают wahy. Кроме того, это оправдывает действия Umm-Musa: ее вера в слова Аллаха была настолько сильна, что она следовала им наперекор материнскому инстинкту.

Biqlis (Царица Sheeba)
Biqlis представлена в Коране как богатая правительница, и ее пол здесь не подчеркивается.

«Я увидел, что ими правит женщина, обеспеченная всем необходимым, и у нее великолепный трон. Я увидел ее и ее народ, поклоняющихся солнцу, а не Аллаху. Сатана заставил их дела казаться богоугодными в их глазах и держал их далеко от Пути, так что они не получали никакого руководства». (27:23)

Поскольку она – языческая правительница языческого народа, Соломон посылает ей письмо, в котором призывает подчиниться Аллаху (в 27:28). Это демонстрирует религиозную, социальную и политическую важность ее обращения в ислам. Отвечая на письмо, она проявляет исключительный такт и и дипломатичность. Сначала посылает Соломону подарок (в 27:36), чтобы успокоить его (в 27:29) и избежать войны. Biqlis прогрессивнее, чем окружающие, так как она решила не воевать, как сделали бы ее современники-мужчины, а сохранить мир. Затем, после совета со своими вазирами и собственных размышлений, Biqlis решила посетить Соломона. Соломон услышал об этом и приготовил испытание, чтобы увидеть, на истинном ли она пути.

«Он сказал: „Преобразуйте ее трон так, чтобы она не смогла его узнать, и мы увидим, направляется ли она (истиной), или она одна из тех, кто не получает никакого руководства“ И когда она прибыла, ее спросили: „Это ваш трон?“ Она сказала: „Это то же самое, что здесь и было. Нам было дано знание, и мы подчинились Аллаху“». (27:41-42)

Hannah (Анна, Мать Марии)
В Коране благородное происхождение Анны (от Дома 'Imran) подчеркивается наряду с ее посвящением Аллаху во время беременности.

«Женщина 'Imran сказала: „O мой Бог! Я посвящаю Тебе все, что находится в моей утробе, ради служения Тебе. Прими же это у меня. Все для Тебя, Всеслышащий и Всеведущий.“» (3:35)

Это существенно для Maryam (Марии, Матери Иисуса) так же, как для Анны. Она ожидала сына, когда посвящала то, что находилось в ее утробе, служению Аллаху. Вместо этого, Аллах дает ей дочь.

«Когда она родила, она сказала: „O мой Бог! Смотри! Я родила девочку!“ – и Аллах знал, что она скажет дальше – „Нет мудрости в том, чтобы мужчины и женщины были одним и тем же. Я называю ее Марией, и я передаю ее и ее потомство в Твои руки“». (3:36)

Анна более прогрессивна, чем окружающие, поскольку она довольна рождением девочки, несмотря на тот факт, что в предисламской культуре убийство новорожденных девочек широко практиковалось. Кроме того, хотя Еврейский закон в то время запрещал женщинам быть посвященными, Анна доверилась обещанию Бога, что жизнь Марии будет служением.

Maryam (Мария, Мать Иисуса)
В то время как вышеупомянутые женщины играют важную роль как примеры высокой нравственности, Мария имеет особый статус в Коране и в исламе, где ее именем названа Сура (или стих Корана), и Аллах выделяет ее из всех женщин.

«Ангелы сказали: „O Мария! Аллах избрал тебя и очистил тебя – избрал среди женщин всех народностей“». (3:42)

Марии дано несколько почетных имен в Коране: «сестра Аарона» (в 19:28), «преданная служительница»...

«И Мария дочь 'Imran, который охранял ее целомудрие; и Я вдохнул в (ее тело) Свой дух; и она свидетельствовала в пользу истинности слов ее Бога и Его Откровений, и была одной из преданных служительниц». (66:12)

Ее родство с Аароном существенно, потому что оно указывает на ее благородное происхождение как дочери 'Imran, и на параллель между ее служением Пророку Иисусу и служением Аарона Пророку Моисею. Благородство Maryam также подчеркивается в стихе 19:34, где Пророк Иисус упомянут как сын Марии, вопреки предисламской традиции идентифицировать людей через предков-мужчин.

Утверждая, что Пророк Иисус – не Божий сын, Коран не подвергает сомнению целомудрия Марии и ее достоинств. Во время родов Мария испытывает сильную боль, и Аллах дает ей утешение.

«Но (голос) взывал к ней со стороны (дерева пальмы): Не огорчайся! Твой Бог сделал для тебя ручей; И потряс ствол пальмы, чтобы зрелые плоды падали в твою сторону». (19:24-25)

Аллах давал Марии пищу, питье и комфорт в течение родов, так же, как он это делал для Umm-Musa. Таким образом, рождение Пророка Иисуса происходило вовсе не за счет благополучия Марии.

Кроме того, особенно важно, что Мария получает wahy (или связь с Аллахом), таким образом становясь muhaddas (человеком, с которым говорит Аллах), подобно Umm-Musa. Это говорит об исключительности Марии, ее благородстве и преданности, не ограниченных ее полом, а служащих примером для всего человечества.

Женщины в исламе
На Западе мусульманская женщина представляется безмолвной, тихой фигурой, лишенной всех прав. Это – картина, знакомая всем, в значительной степени благодаря средствам массовой информации. Однако для понимания роли женщин в исламе нужно быть знакомыми с ним, с местом женщин в предисламском периоде, иметь в виду культуру соответствующих стран, и, наконец, сравнивать положение женщин в мусульманском мире с положением женщин в западных культурах.

Положение женщин перед появлением ислама
Ислам был рожден на Аравийском полуострове, теперь Саудовская Аравия, в седьмом столетии нашей эры. Предисламская эра началась более чем 1400 лет назад. В это время существовало множество культур, наций и стран, помимо Аравии. Начнем с аравийской культуры.

В те времена, в племенной культуре арабов, женщины не были равны мужчинам в отношении многих социальных и личных систем – брака, наследования, образования и т.п. Женщины не имели работы, собственности и гражданских прав. Мы читаем о Хадидже, супруге Мухаммеда и первой мусульманской женщине, которая имела собственное дело, но в истории всегда есть исключения. В Аравии младенцев женского пола часто оставляли на погибель или хоронили живыми.

Положение женщин в других странах отличалось немногим. В Европе только 13 столетий спустя французские женщины стали юридически способны продавать собственность без разрешения их мужей. Во многих культурах сыновья наследовали имя, богатство и положение семейства, а от дочерей ожидали выгодного замужества. На Западе ли, на Востоке женщины не выбирали себе мужей, а вдовы должны были нести траур до конца жизни (что все еще имеет место в некоторых странах).

Социальные и политические права
«Рай находится под ногами матерей», – объявил Пророк. Религиозной обязанностью для каждого мусульманина стало чтить женщин и справедливо обращаться с детьми, а для мужчин – поддерживать женщин и их достижения, а не препятствовать им.

Исторические документы начала ислама свидетельствуют, что многие мужчины и женщины присоединялись к армии Мухаммеда. В истории также зафиксировано, что мужчины и женщины одинаково утверждали и выбирали его как политического лидера. Это говорит о том, что женщины могли принимать участие в социальных, политических и военных делах.

Фатима, дочь Пророка, была хорошо образована и очень уважаема. Всякий раз, когда Фатима входила в комнату, Пророк вставал и уступал ей место. И сама она много сделала для защиты прав человека.

Права собственности
Согласно законам ислама, женщины получили право продавать и покупать имущество, иметь свое дело, голосовать и участвовать в политических делах. Женщина наследовала половину доли ее брата. В то же время дочь могла по собственному выбору, но не имела никакого обязательства поддерживать своих родителей, детей или родственников, в то время как ее брат был обязан это делать. Если женщина, мать, сестра не имела средств или желания поддерживать своих детей, это вменялось в обязанность ее брату. Замужняя женщина могла требовать приданое от мужа в любое время, и в случае развода она получала свою долю собственности.

Брак и право на развод
Согласно законам ислама, мужчина и женщина имеют право выбирать партнера. Рассказывают, что, когда Амир Аль-моменин Али просил руки Фатимы у Пророка, тот не отвечал Али, пока не спросил решения самой Фатимы. Развод в исламе разрешался согласно определенным условиям.

Многоженство – традиция, существующая в многих культурах, но все же ислам ограничил его очень серьезными инструкциями, которые немногие способны соблюдать. В Коране (IV:3) читаем: «Если Вы чувствуете, что сможете быть справедливым с сиротами, женитесь на женщинах, которых вы выберете, один, два, три, или четыре раза. Но если Вы боитесь, что не сможете быть справедливым с ними, женитесь только на одной». В этом стихе подчеркивается забота не только о женщинах, но и об их детях, которые остались бы безотцовщиной после того, как матери овдовеют – частое явление в начале исламских столетий, когда много мужчин погибало в войнах. Под «справедливым обращением» понималось обращение не только эмоциональное, но и материальное. Мусульманский мужчина не может жениться на второй жене без разрешения первой.

Со всеми этими ограничениями, согласно исламскому закону, многоженство возможно, но на практике оно редко осуществляется.

Постисламское время
Ислам проник в различные культуры, и каждая культура восприняла его согласно ее собственным традициям. Многие из его правил были изменены. Вот несколько таких изменений.

Пророк сказал (XXIV:30, 31): « Скажите верующим мужчинам, что они должны опускать взгляды и охранять свою скромность, которая принесет им большую чистоту и будет говорить верующим женщинам, чтобы и они опускали взгляды и охраняли свою скромность, и они не должны показывать свою красоту и украшения...» Со временем этот закон трансформировался в обязанность для женщин носить паранджу, закрывать свое тело от головы до пальцев ног.

Женщины, которые в ранние годы ислама руководили армиями и принимали политические решения, спустя несколько столетий должны были сидеть отдельно от мужчин в мечетях во время молитвы. Подобная ситуация также имела место в неисламских странах. Например, столетие назад, когда в Англии собралась Мировая Ассоциация против рабства, делегатам-женщинам было отказано в местах. Они должны были сидеть тихо позади занавеса на балконе.

Пророк говорил, что женщины имеют право на собственность, на выбор партнеров для брака, равные права на образование. Но эти права были преобразованы в обязанности заботиться о детях и оставаться в доме.



Понравилось - репост: