Chanel №5: духи и история. | ||||
Что касается Габриель Шанель, то из своей монастырской юности она вынесла особое пристрастие лишь к одному запаху - запаху чистоты, тщательно вымытого тела. Она не любила традиционные цветочные запахи, считая их приметой буржуазного стиля. Кроме того, ей не нравилась манера обильно душиться, типичная для начала века. Неумеренное потребление духов было во многом вынужденным, поскольку большинство ароматов было нестойким и быстро выдыхалось. Зато дочь бродячего коробейника была сильна в другом - она обладала коммерческим чутьём и врождённой предприимчивостью. Существует легенда, что, экспериментируя с неустойчивыми альдегидами, Эрнест Бо, сам того не желая, немного нарушил пропорцию и окончательный вариант был получен в результате счастливого случая. Но этой легенде противоречит документально засвидетельствованная история о том, как Эрнест Бо предоставил Шанель несколько проб и она выбрала одну, считая пятый номер для себя благоприятным. Как видим, "счастливый случай" был, во-первых, одной из двадцати четырех разработок парфюмера и, во-вторых, был сознательно отобран на последнем этапе самой Шанель. Вплоть до появления Chanel №5 названия духов сосредотачивались вокруг двух основных тем, связанных с чувственностью: цветы и любовь. Сухое цифровое название первых духов Шанель и простой квадратный флакон идеально отвечали духу конструктивизма, влиятельного течения в первые декады XX века. Конструктивизм выводит на первый план функциональную геометрию формы. Влияние конструктивизма ощутимо не только в цифровом названии, но и в форме флакона. Это один из первых образцов классики XX века, и не случайно сейчас флакон "Шанель № 5" выставлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Отсутствие декоративных элементов, лаконичный прямоугольный контур стеклянного флакона, строгая белая этикетка, удлиненная прозрачная крышка - все выражало любовь к геометрии и функциональности. Флакон как бы растворялся в световых лучах, указывая на содержимое - драгоценную ароматическую жидкость. Очистив флакон от лишних украшений, Шанель нарушила весьма существенные условности в сложившейся эстетике духов. По замыслу дизайнеров, прямоугольный контур флакона содержал скрытую аллюзию на прямоугольные очертания знаменитой Вандомской площади в Париже. Но для современников подобная строгая форма флакона для дамских духов была непривычной, поскольку строгий прямоугольник однозначно ассоциировался с мужскими одеколонами: женские флакончики традиционно делались в более фантазийном стиле. Однако Шанель было не впервой нарушать тендерные условности: она одна из первых женщин начала носить в публичных местах брюки; шокировала всех, появившись в оперном театре с короткой стрижкой (чему потом все бросились подражать). "Узурпация" мужской формы флакона шла в полном соответствии с другими ее дизайнерскими разработками: платьями из джерси, смоделированными по английским мужским пуловерам, удобными комплектами из трикотажа в спортивном стиле. Можно без особых натяжек сказать, что "Шанель № 5" ~ парфюмерный аналог "маленького черного платья": тот же универсальный минимализм и чистый контур, обеспечивающие постоянную востребованность стиля. Сейчас духи "Шанель № 5" по-прежнему имеют много поклонниц, в основном среди пожилых богатых дам, которые помнят еще эпоху расцвета Дома Шанель и саму великую Мадемуазель. Интернет магазин парфюмерии "Дарина"
|