Рассмотрим различные типы дыхания, а так же цели, преследуемые при использовании практик дыхания.
Существуют различные типы циркулярного (связного, кругового) дыхания, которые отличаются друг от друга обьёмом вдоха, скоростью вдоха, тем, осуществляется ли дыхание через рот или нос, а так же вдыхается ли воздух в нижнюю, среднюю или верхнюю часть лёгких. Любой вид циркулярного дыхания приводит к осознанию паттернов (привычных форм поведения) подавленной (заблокированной) энергии на психо-эмоциональном уровне, уровне физического тела, подсознательном уровне. В результате циркулярного дыхания происходит «полная циркуляция энергии» в теле, установление баланса «праны» и «апаны». Прана – это жизненная энергия в теле, соответственно «апана»- отработанная энергия. «Прана» - санскритский термин, используемый в индуистской традиции йоги. Китайцы называют её-ЧИ, а японцы – КИ. Есть несколько источников праны: пища, солнечный свет, воздух, вода. Прана путешествует по телу в субтильных энергетических каналах, в индуистской традиции известных под названием «Нади». Основные сосуды потока праны-хорошо известные аккупунктурные каналы. Прану можно сравнить с электричеством. Отрицательный ток течёт в электролампу, где свободные электроны превращаются в свет, а положительный ток течёт обратно к источнику. Анологично прана течёт к клеткам организма и питает их, при вдохе, а апана течёт обратно, при выдохе (полностью расслабленном), таким образом замыкая цепь. Таким образом, дышащий, в процессе циркулярного дыхания может чувствовать потоки энергии в теле (н-р вибрация, состояния напоминающие щекотание внутри тела, покалывание конечностей), а так же чувствовать блокированные участки в своём теле, обусловленные прежним подавлением. Циркулярное дыхание приводит к активизации старых паттернов подавленного «неправильного действия» и даёт человеку шанс интегрировать их, т.е. осознать и присоединить к целостному и осознанному восприятию своей личности.
Нередко в процессе дыхания подавления проявляются, как болезненные ощущения разной степени интенсивности. Основное различия в проявлении интенсивности болезненных ощущений определяется глубиной и количеством психологических травм, полученных человеком в течении жизни, прежде чем он научился снимать напряжения, блоки, выработать правильную тактику реагирования в кризисных ситуациях и позитивного отношения ко всему вообще. Основатели различных систем дыхания: Станислав и Кристина Гроф, Леонард Орр, Владимир Козлов и различных йогических традиций обьясняют феномен судорог или тетании очищением физического тела от страхов прошлого потоками энергии. Тетания или напряжения разной степени интенсивности так же могут быть вызваны загрязнением эмоциональной энергией, накопившимися за любой период. По сути тетания-физическое проявление страха во время дыхательного процесса. Парадокс заключается в том, что люди, не скрывающие своего страха, обычно легко справляются с тетанией.Наша действительность (и личная в том числе) создана нашим собственным умом. Как эмоциональная, так и рациональные сферы ума создаются и контролируются окружающей средой. И как известно, все мы склонны уподобляться тем, с кем мы общаемся, «цепляя», как положительные так и отрицательные формы эмоциональной энергии, совершенно не чувствуя и не осознавая этого. Друзья и возлюбленные могут опустошить нас или принести успех. Осознание и оценка качества получаемого нами энергетического обмена – работа необходимая для нашей жизнеспособности, психического и физического здоровья, а так же для достижения состояния просветления. По сути, овладение жизнью - совершенно просто и состоит из выработки правильных привычек, поддерживающих и развивающих жизнеспособность в нашем физическом и энергетическом телах. Это постоянное самосовершенствование, управление своими целями и желаниями, т.е. победа над сознанием жертвы. Это означает единение души, ума и тела и обретение способности понимать язык тела и исцелять тело. Это исцеление эмоциональной сферы путём сознательного овладения эмоциями и избавления от разрушительных внутренних установок, ведь большая часть психосоматических заболеваний приобретаются именно благодаря им. Различные дыхательные практики и осознанное расширение состояний сознания способствуют пониманию функционирования эго, целостной картины личности, поведенческих моделей реагирования, набора верований. Именно в процессе этой работы по осознанию мы получаем возможность избавиться от рамок созданных нашим эго, стереотипной модельности восприятия и разрушить субличность, созданную нашими комплексами, а значит быть более свободными и гармоничными. Обьясню более подробно: эго – это совокупность воспоминаний (неважно положительных или отрицательных), через призму которых мы воспринимаем всю окружающую действительность (понятно, что восприятие действительности искажено!). Со временем воспоминания складываются в отдельные комплексы, субличности, живущие в нашем сознании и диктующие нам определённые модели поведения, восприятия или реагирования для приобретения или избежания чего-либо. На поддержание этих моделей мы тратим огромное количество эмоциональной и физической энергии, теряя свою индивидуальность, свободу, ограничивая творческое развитие личности. Жизнью миллионов людей управляет эго-творение человеческого ума, состоящее из стереотипов, воспоминаний и социальных установок. Модели реагирования – это всего лишь трюк нашего ума, угодливо предлагающий заранее заготовленный вариант в нашей памяти. Разрушение этих моделей способствует осознанию и осуществлению истинных желаний. Часть наших желаний блокируется, нами неосознанно, а значит, блокируется та часть физического тела, которая необходима для реализации этих желаний, возникает застой физиологический и энергетический, и как следствие, внутренняя дисгармония и те или иные психосоматические симптомы (заболевание). Дыхательные практики – исключительно простой и эффективный способ вызвать интеграцию. Интеграция означает точное знание о том, что вы сделали неправильно, подавили и в свою очередь исправить неправильные действия. Если однажды была активирована двойственность, вызванная противоречивым действием (хотели одно, а поступили совершенно иным образом), то проинтегрировать – значит прекратить неправильно действовать, т.е. осознать и устранить принудительные положения и действия, которые привели к дисгармонии. Интеграция в фундаментальном смысле означает осознание правды о том, что вы переживаете и об истинных, глубинных причинах ваших переживаний. Вы узнаете, что что-то проинтегрировали, когда ощутите, что вы больше не сопротивляетесь этому. В любом случае это «нечто» перестанет быть для вас спорным вопросом и источником напряжения, и ваш разум и тело освободится. Рассмотрим чувство страха. Страх приходит от воображения будущей опасности и сопротивления ей. Когда страх интегрирован, у вас есть уверенность, что вы сумеете воспрепятствовать тому, что не соответствует вашим целям. Либо вы осознаете, что вам нечего боятся (осознание обоснованности), либо вас охватит энтузиазм по предотвращению этого. Если вы попытаетесь почувствовать себя безопасно без подготовки к будущему или без осознания истинных причин страха, вы будете ощущать либо подавленность, либо тревогу (тот же страх). Страх исключительно важен для эффективности. Подавление страха удерживает от соответствующего эффективного действия и разрушительно действует на человека. Всё, что нужно сделать для интеграции страха, это ощутить всё в деталях, разобрать все истинные причины-корни страха, воссоздать полную картину того, что вас пугает и взглянуть на это абсолютно бесстрастно, как бы со стороны. Остальное всё произойдёт автоматически. Интегрированный страх (реально обусловленный) – это энтузиазм подготовки к будущему. Если вы сопротивляетесь полному осознанию вашего страха вы получаете страх в разных его проявлениях и неуверенность в будущем. Наиболее негативный контекст, который вызывает интеграцию, следующий: «Это действительно ужасно, но это здесь, это происходит со мной, вне зависимости от того нравится мне это или нет и я проживу это сейчас». Это контекст «форсированной капитуляции» какого-либо негативного переживания, интенсифицирующий интеграцию. Интеграция освобождает человека от вынужденного, подсознательно мотивированного поведения. Больше не будет необходимости тратить огромное количество психической энергии на создание и усиление защит, потому как эту энергию вы перенаправите на достижение цели – радостной и гармоничной жизни. Холотропное дыхание или Свободное дыхание определены, как техники, позволяющие справиться с раздробленностью и расчленённостью нашего сознания. Ведь вокруг той части сознания, которая оценена нами негативно, образуется энергетическая оболочка, структура, которая подавляет доступ к соответствующей области сознания, где хранятся наиболее негативные эмоции, болезненные переживания, стыд, горе и боль. Образование этой блокировочной структуры соответствует нашему желанию освободиться от этих болезненных ощущений т. е это и есть подавление, в более негативных случаях, срабатывает более сложный механизм психологической защиты – вытеснение – изгнание из сознания в сферу бессознательного или подсознание (более подробно о механизме вытеснения и бессознательном вы можете ознакомиться в психоаналитической концепции З.Фрейда). В каждый момент времени нашей жизни, такая защитная структура, для поддержания подавления, требует непрерывного поступления энергии. Тогда, как нам кажется, что мы уже забыли какое-либо неприятное или травмирующее ощущение (хотя на самом деле мы ничего забыть не можем, можем только подавить, вытеснить) мы всё равно продолжаем тратить энергию на подавление, вместо того, чтобы тратить её на творчество, любовь и радость жизни. Говоря о подсознательно мотивированном поведении или о привычных моделях реагирования следует упомянуть, что именно бессознательно сформированные модели реагирования предлагает нам наш рассудок, черпая клише в подсознании. Тем самым значительно сужая наше поле выбора до узкой тропинки с высоким забором по краям, тогда как наш выбор огромен! Используя модели рассудка и социального программирования – мы люди – существа бесконечно свободные – действуем автоматически, как запрограммированные роботы. Техники циркулярного дыхания (холотропного, свободного, связного) позволяют решить проблему раздробленности сознания, раз за разом заблокированные части мы присоединяем к осознаваемой части, высвобождая ресурс для эффективной жизни. Любые техники циркулярного дыхания, для эффективного прохождения процесса, подразумевают пять элементов единого процесса: -Глубокое расслабление (мышечное и эмоциональное); -Связное, циркулярное дыхание (без пауз); -Обьёмное внимание (ощущения в теле, чувства, эмоции, воспоминания); -Гибкость контекста (как задаваемого из вне, так и интерпретация переживаний, чувств, эмоций, ощущений в теле, визуальных образов самим дышащим); -Активное доверие, как к происходящему во внутреннем, личном пространстве, так и к внешней среде. Профессор В.Козлов об интенсивных дыхательных практиках говорит: Глубинные дыхательные практики, как часть интегративной психологии, принципиально отличаются от других психоаналитических процессов психотерапии, тем что в них не программируется ситуация и материал с которым будет происходить работа. Этот опытно установленный факт признаёт уникальность каждого человека. Тот материал, который всплывает в сознании человека, по своей значимости соответствует тому, что именно это должно быть проинтегрировано, независимо от того называется эта интегративная работа психотерапией, личностным ростом или духовной практикой. Глубинные дыхательные практики в разрезе интегративной психологии коренным образом отличаются от психотерапевтических направлений, обоснованных фундаментальными теориями – психоанализ, нейролингвистическое программирование, трансактный анализ, психодрамма и д.р. Коренным мифом которых, является миф о реабилитации через катарсис – миф, построенный на вторичном проигрывании травматической ситуации. Психоаналитики обнаруживают подавленные биографические эпизоды, провоцируя «очищающее переживание», но в силу того, что они действуют в узкой колее созданных разумом моделей и клише, не могут предоставить клиенту возможность пережить ситуацию глубинно (на уровне духовном, физиологическом и эмоциональном одновременно, таким образом приобрести новый опыт проживания этой ситуации). Ситуация или «очищающее переживание» удерживается вербальным наркозом, переживания - образы интерпретируются с помощью огромного количества принятых штампов (а они часто не соответствуют уникальной индивидуальности клиета!), что собственно и считается критерием профессионализма. Поэтому при интенсивной провокации «болезненной ситуации» клиент опять может попадать в свою неизжитую травму, ведь работа была направлена на стирание из памяти (что невозможно!) или на избегание подобных ситуаций, а это ограничение внутренней и внешней свободы и огромные энергетические затраты. Провокации есть всегда и источники проблем могут быть бесконечными и конечно заранее никогда неизвестно, какая ситуация послужит стартом для травмы, страха и дисгармонии. Ведь наша память хранит и внутриутробные воспоминания, и травму рождения, и первые младенческие впечатления, и эмоционально нагруженные воспоминания из разных периодов жизни, и всю коллективную бессознательность мира. Многое из нашего последующего самоопределения и установок по отношению к миру сильно поражено тем глубоким напоминанием о той уязвимости, беспомощности и слабости, которое мы пережили при рождении или в первый период после рождения. Во время родов мы полностью зажаты в родовых путях и не имеем никакого способа выразить свои чувства, боль и ощущения. Память об этом событии остаётся психологически не переваренной и не принятой, мы родились анатомически, но не приняли это эмоционально. Ощущение опасности и травма от резкого и болезненного перехода из одного мира в другой, присутствует на бессознательном уровне нашей психики, проявляясь различными программами. По мере того как мы вычищаем эти старые программы из нашего тела тем, что допускаем их проявление в сознании, они теряют свою эмоциональную нагрузку и прекращают своё разрушительное воздействие. В дыхательных сессиях наибольшая динамика переживания тех или иных травмирующих переживаний достигается при работе в паре. Предположим, ситуация травмы зафиксирована в памяти в ситуации одиночества (очень часто, как послеродовая травма) или недостатке заботы и любви, то во время холотропной сессии, при повторном переживании этой травмы, тёплого заботливого участия может оказаться достаточным, чтобы нейтрализовать отрицательную модель памяти. И дать возможность человеку почувствовать то, что он хотел получить всё это время (осознанно или неосознанно), пока переживание было заблокировано и не было представлено на сознательном уровне. Эффективное средство ликвидировать стартовые площадки для социальных провокаций, и для внутренних конфликтов – это распознание и обретение независимости от сценариев поведения и реагирования, сформированных социальным окружением или травматическим опытом, повторное переживание значимых травмирующих событий внутриутробного периода и периода рождения, осознание надличностного содержания психики. В глубинных дыхательных трансах возможно повторное проживание подобного рода событий и их приятие, что имеет далеко идущие позитивные терапевтические последствия в психогенезисе эмоциональных и психосоматических трудностей, в расширении поля осознанности и творческой активности психики и разума, в сексуальном и физическом здоровье тела. Надличностные переживания, происходящие в процессе глубокого индивидуального самоосвоения сопровождаются превосхождением границ себя, отождествлением с макро и микрокосмом, отождествлением с мифологическими существами, живыми организмами и планетарными системами и пр. Такого рода наблюдения подтверждают идею К.Г.Юнга о том, что, помимо фрейдовского индивидуального бессознательного, мы так же можем получать доступ к коллективному бессознательному, содержащее в себе культурное наследие всего человечества. С.Гроф исследуя в процессах холотропного дыхания надличностные переживания убеждён, что само существование и природа надличностных переживаний вдребезги разбивает основополагающие метафизические предпосылки материалистического мировоззрения и ньютоново-картезианскую парадигму. Исследования холотропных состояний обнажают загадочный парадокс относительно природы людей. Парадокс заключается в том, что каким-то таинственным образом каждый из нас несёт в себе сведения обо всём мире и обо всём существующем и обладает доступом ко всем его частям. Эти наблюдения показывают, что сознательно эволюционировать и получать знания о мире мы можем двумя путями: или в процессе научения посредством восприятия и анализа или же через синтез и анализ чувственных данных мы также можем познавать мир путём прямого отождествления с различными аспектами мироздания в необычных состояниях сознания. Постоянная тренировка осознанности в каждый момент времени, интеграция переживаний, самопознание и самосовершенствование – необходимые условия сознательной эволюции человека. Дж. Кришнамурти о самопознании сказал: «Самопознание – это процесс, не итог сам по себе, и чтобы узнать себя, нужно узнавать себя во взаимодействии с другими людьми, в отношениях – к обществу, любимым, детям, друзьям, человеку, но чтобы обнаружить ваши ответы на те или иные ситуации, требуется экстраординарная чуткость сознания, увлечённость восприятия и огромное сострадание. Именно в сострадании и чувствовании мира проявление нашей силы, знания, чуткости и любви, все остальные обречены на мелочное соучастие, «любовь», как способ добровольного рабства, физиологичный секс, как способ подчинения и иллюзорной власти, непрекращающейся погоне за призрачными целями, не приносящими глубокого удовлетворения и радости. В пламени самоосознания вы обнаружите все истинные причины и мотивы происходящего с вами. Живите своими чувствами и чувствованием - они истина. Стремитесь и осуществляйте свои истинные желание – только они приносят глубокое удовлетворение. Любите, через чуткость и сострадание – именно это и есть любовь, а не затёртое слово. Радуйтесь каждому проявлению жизни, но помните, что радость не просто ощущение, она требует уникальной тонкости ума, но не утончённости вашего «Я», а прийти к состоянию радости, в которой нет радующегося человека возможно только через глубокое медитативное самопознание, истинную чуткость и безусловную любовь». Валерия Тимощук, психолог-психотерапевт.
|
|