Приблизительно в год ребенок начинает произносить первые слова. У кого-то это происходит позже.
Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики. Как правило, первые слова малыша звучат далеко не так, как их произносим мы, взрослые. Это могут быть отдельные слоги или даже звуки. Так какие же звуки, произносимые ребенком можно считать словами? Итак, девочки обычно начинают произносить слова в 8 – 9 месяцев, а мальчики – в 11 – 12 месяцев. В период с 10 до 18 месяцев ребенок произносит такие слова, как ма-ма, па-па, те-тя, дя-дя, ам-ам. При этом вначале он может произносить только один слог, а только затем начинает его удваивать. Первые звуки Словами также считаются звукоподражания: ав-ав, му, тик-так. В этот период жизни ребенка все слова употребляются им в единственном числе именительном падеже. В основном словарный запас малыша состоит в этот период из существительных. Приблизительно в 18 – 20 месяцев первые слова малыша пополняются глаголами. Это, в первую очередь, глаголы в повелительном наклонении: дай, иди. При этом ребенок начинает делать попытки связать слова в короткие предложения: мама, дай! Папа, иди! Количество слов К двум годам ребенок произносит, как правило, около 300 слов. К этому времени его первые слова малыша пополнятся не только новыми существительными и глаголами, но и прилагательными. В этом же возрасте малыш начинает задавать свой первый вопрос: «Что это?». В три года ребенок овладевает грамматическими формами, которые позволяют ему согласовывать слова в предложении, появляются падежи и многословные фразы, а также союзы и местоимения. К четырем годам ребенок уже способен строить длинные предложения, связные рассказы. В этот же период появляется второй вопрос «Почему?».
Механизмы запоминания За каждым этапом развития и становления детской речи кроется огромная работа. Первые слова даются малышу совсем нелегко. Ведь нужно суметь правильно повторить за взрослым услышанное слово. А это требует стольких усилий! Поэтому малыш часто повторяет одно и то же слово, тренируясь в его произношении, прислушиваясь к самому себе, пытаясь произнести лучше и четче. Период, когда ребенок начинает произносить первые слова малыша, не должен остаться без внимания родителей. Нужно обязательно разговаривать с ребенком, не игнорировать его, внимательно слушать, повторять сказанное им, чтобы он знал: его услышали и поняли. Правильная речь Нужно дать понять ребенку, что общаться с ним интересно, не отмахиваться от него, мягко и дружелюбно поправлять, если малыш говорит неправильно. Но в то же время не требовать от него большего, чем он может в своем возрасте. Если же родители не говорят с малышом и не слушают его, то развитие речи ребенка будет замедленным, а словарный запас весьма скудным. Вот почему так важно поддержать ребенка, который только учится произносить первые слова в его нелегком, но интересном деле. Поэтому в любом месте, дома или на прогулке, нужно показывать ребенку новые предметы, рассказывать о том, что его окружает. При этом каждое новое слово лучше сначала четко произнести отдельно, а затем в предложении. Формирование слов Существует множество способов развития речи ребенка. Применять их можно еще до того, как малыш начнет говорить. В первую очередь, это чтение книг. Важно делать это, рассматривая картинки вместе с малышом. Сначала родители называют то, что изображено на картинке, а затем ребенок по их просьбе находит знакомые предметы. Полезно читать сказки, где повторяются одни и те же фразы: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». Также хорошо рассказывать малышу короткие стишки, русские народные потешки, петь вместе с ним песенки. Кроме того, нужно следить и за своей речью. Произносить слова нужно четко и правильно и ни в коем случае не допускать грубой или бранной лексики. Также не нужно говорить с ребенком чересчур назидательным, учительским тоном. Такое обращение может отбить у малыша все желание общаться.
|
|