Прошла ночь и всё резко изменилось: между девятым и четырнадцатым месяцем наступает день, в который дети внезапно начинают интересоваться «коллегами» в детских колясках или тележках для покупок. С этого момента начинается новая увлекательная глава в умственном развитии вашего ребенка. Понаблюдаем, как создаются основы для совместного существования.
Год: Тут кто-то такой же, как и я! В это время уже готова почва для взаимного доверия: годовалые дети могут общаться друг с другом на одинаковой высоте, глаза в глаза. Первый контакт происходит всегда примерно по одному и тому же сценарию: сначала смотрят в глаза своего визави, потом улыбаются, а затем дотрагиваются. Пальцы ощупывают не только протянутую маленькую ручку, но и лицо другого ребенка. Только теперь, примерно в один год, дети позволяют ровесникам ощупывать себя. Но уже через несколько месяцев дети будут отклонять чужую руку от своего лица. Слова при знакомстве еще не играют никакой роли. Для понимания достаточно радостного бульканья, смеха и писка. Крайне важно помнить, чтобы контакт прошел хорошо, для годовалых детей необходимо присутствие на заднем плане знакомого человека. Только к ровесникам дети предъявляют высокие требования. Но на продолжительное взаимодействие они еще не способны: несколько минут, максимум – четверть часа, после чего любопытство исчерпано и ребенку снова требуются мама или папа. 18 месяцев: я с ним играю! Примерно в полтора года дети решаются сделать следующий большой шаг: они начинают играть с другими детьми. Огромные успехи, которые внешне, может быть, и не столь потрясающи, выглядят, например, так: сначала один ребенок наблюдает, как другой ребенок (тоже примерно восемнадцати месяцев от роду) пытается одевать плюшевого мишку. А затем он вытаскивает из кучи кукольного тряпья шапку, и протягивает своему партнеру по игре.
Или так: ребенок хватает игрушечную машинку и начинает возить ее рядом с транспортным средством другого ребенка. Два играющих вместе ребенка могут уже многое, а именно: * Прояснить ситуацию и разобраться с планом игры. * Определить себе роль в игре. * Забыть маму и папу в качестве инициаторов и партнеров в игре (по меньшей мере на короткое время). Этот значительный шаг в развитии делает встречи матерей в детских игровых группах намного более расслабленными. В конце концов, у взрослых теперь появляется возможность перекинуться парой фраз, поскольку игра проходит неплохо и без их участия. Почти два года: я отниму у него это! Мирная игра – долгий учебный процесс, который не обходится без потерь. Причем в прямом смысле этого слова. Вот ни с того ни с чего два только что спокойно играющих ребенка колотят друг друга. У родителей это может растрепать последние нервы. Однако у психологов есть свое оправдательное объяснение «асоциальности» почти двухлетних детей: малыши безжалостно используют свою власть над другими. Какой эффект – разрушить песочный кулич, тем более когда «пекарь» к тому же визжит как резаный поросенок! Как классно плачет кукольная «мама», когда у нее отнимают ребенка. Этот момент превосходства дети испытывают почти с двух лет. Неподвижно или – что хуже – злорадно смотрят они на ревущего противника. Трудно после этого не отругать злодея. Но надо помнить, что в этом возрасте дети еще не понимают, почему рассыпать другому песочный пирог – это «плохо». Они еще не могут поставить себя на место другого и просто любят эффектные сцены. Поэтому родителям следует не ругаться, а лучше разрядить ситуацию, чем-нибудь отвлечь и еще некоторое время вместе поиграть. 2,5 года: помощь доставляет удовольствие! Присмотритесь, пожалуйста, сколь мирно протекает этот шаг развития – теперь дети сияют от радости, когда способствуют мирным отношениям, вместо того чтобы разжигать войну. Это может выглядеть так: ребенок поддерживает для товарища сиденье на качелях, поскольку знает, что оно шатается. Или в нем пробуждается заботливость: если холодно собственным ушам, значит, другой тоже нуждается в шапке. Или если на пути выросла слишком глубокая для резиновых сапог лужа, то дети просто не позволяют своему другу заходить в нее, предупреждая о последствиях. Все эти примеры указывают на большой прогресс: ребенок научился сочувствовать, он может поставить себя в положение другого (маленького) человека. Разумеется, невозможно требовать абсолютно стабильного мира. Дети между двумя и тремя годами также ссорятся, что-то друг у друга отнимают, орут друг на друга, меряются своими силами. Нередко забияк приходится разнимать, чтобы с ними ничего не случилось. Но зато теперь примирение может достигаться без родительской помощи. Еще один большой плюс это возраста заключается в том, что ссорящиеся дети быстро отходят, они вообще не злопамятны. Три года: Мне нравятся большие дети! Этот шаг в развитии делает детей способными для детского сада, поскольку там им приходится общаться с детьми разных возрастов. Они испытывают восторг от старших детей, потому как те всё умеют. И они не прочь у них поучиться. В языковом развитии маленькие дети уходят столь далеко, что до определенной степени могут на равных общаться с пятилетними. С трех лет дети меньше срываются от ярости от того, что старшие дети делают что-то искусней их. Они, разинув рты от удивления, смотрят, как пятилетний ребенок рисует дерево, прямо как на заказ; они, стоя шпалерами, наблюдают, как большие дети мчатся мимо них на самокатах. У старших детей малыши учатся иначе и намного охотнее, чем у взрослых. Один пример. Трехлетние дети с трудом могут научиться обращаться с детскими ножницами, сколь долго бы взрослые учили их, кромсая что-нибудь перед их взором. Но наблюдая за старшими детьми, маленькие дети мгновенно овладевают техникой резания. Многие трехлетние равняются на старших детей и готовы стерпеть от них некоторые неудобства. В их присутствии они сидят тихо, когда волосы сушатся феном. Они чистят зубы так долго, пока большие не начинают уже полоскать себе рот. Более того, трехлетние дети беспрекословно слушаются резкого повелительного тона старших детей. «Умолкни», - прикрикнул шестилетний Костя на своего трехлетнего брата, который не хотел засыпать. И малыш действительно умолк!
|