Как часто детским психологам приходится слышать из уст родителей: «Ребенку ничего не интересно, ему ничего не хочется делать», либо же «Хочу записать ребенка в какую-нибудь детскую студию, но он ничего не умеет, да и не желает учиться».
Как правило, парадокс заключается в том, что с такими детьми много занимались. Очень часто причина развития ситуации по такому сценарию, заключается в двух глобальных установках взрослых. Первая: взрослые должны научить ребенка, потому что они являются носителями уникального опыта, наработанного человечеством. Вторая: в процессе передачи этого уникального опыта ребенку должно быть непременно интересно и весело. Эти две крайне позитивные точки зрения могут работать в качестве ограничивающего убеждения, окольное действие которых может нанести вред развитию ребенка. Давайте последовательно разберем действие этих установок. Первая: Взрослый считает, что должен научить ребенка всему тому, что сам умеет. С одной стороны, все правильно. Но если неотступно следовать этому принципу, можно забыть о том, что, на самом деле, в процессе обучения истинные открытия могут находиться там, где ребенок способен чему-то научить взрослого. Когда на родительском тренинге я говорю эту фразу, часто вижу удивление и недоумение на лицах: «Чему же может научить нас, взрослых и умудренных опытом людей, малыш весом от трех килограмм?» В первую очередь тому, что мы давно разучились делать. Например, удивляться, радоваться всему новому, тому, что дети делают с самого рождения. Первый лучик солнца, первый вкус маминого молока, первое пение птиц… А далее: собачку он уже видел, а таксу впервые. Цветы и траву он уже встречал, но вот эта былинка, на которую взрослый наступит и не заметит, для него целое открытие. А вкус первой в жизни котлеты? А ощущение от встречи с первым озером? И так каждый день, помногу раз в день. Первый раз что-то увидел, услышал, попробовал на вкус, понюхал, причем не просто впервые, а первый раз в своей жизни. Удивительные открытия! Если даже и не в первый раз, то память детская коротка, а потому, словно в первый раз в жизни.
А вот теперь, взрослые, давайте зададим себе такие вопросы: «Что мы делали в последнее время впервые? И много ли удовольствия нам принесла эта встреча с новым, неисследованным нами ранее? С кем вы поделились радостью открытия?» Одно из преимуществ детей по отношению к взрослым – заложенная от рождения природная любознательность и стремление к новизне, которая у детей проявляется сначала в любопытстве, затем в любознательности, а далее может перерасти в учебную мотивацию, конечно же, при успешном развитии событий. К сожалению, эти способности многие взрослые утрачивают. Представьте себе: вот такой эмоционально перегоревший взрослый пытается научить ребенка чему-либо. Родитель говорит: «Смотри, как интересно. Это любопытное явление. Как же хочется узнать, как устроен этот механизм». И в тоже время лицо его выражает скуку, а взгляд отсутствующий. Как вы думаете, чему поверит ребенок: словам - языку логики, или языку тела: мимике, жестам, интонации взрослого? Естественно, тому, что ему ближе и доступнее его пониманию. После таких «развивающих» занятий с родителем или педагогом ребенок может навсегда утратить любопытство и любознательность. О формировании учебной мотивации можно вообще забыть. Вывод напрашивается сам собой: взрослые, учитесь у детей не только удивляться и радоваться всему новому, а всему, что вы позабыли из-за своей привычки быть взрослыми, думать и действовать по взрослому! Чему еще родители могут научиться у детей? Мне доводилось встречаться со взрослыми людьми, которые целенаправленно занимались практиками духовного роста: они мечтали ощутить чувство слияния с природой, сопричастности с ней, научиться расслабляться, отключать внутренний диалог. Дети, особенно новорожденные, все это умеют делать без специальной подготовки, и могут научить этому нас, если мы будем внимательнее и восприимчивее к их приемам взаимодействия с миром и открытиями. Вторая установка напрямую связана с предыдущей. В процессе обучения ребенку должно быть интересно и весело. Центрируясь на этой идее, многие взрослые сами забывают получать удовольствие от общения с ребенком в процессе его обучения. Они бездушно выполняют рекомендации специалистов, порой доводя процесс обучения до автоматизма, делая его похожим на дрессировку. Еще хуже, если они начинают отдавать всех себя без остатка ребенку. Это, конечно, может помочь в будущем для безуспешных манипуляций, когда ребенок станет подростком: «Я ради тебя…» и т.д., и т.п. Но это пример крайнего случая, на который мы, конечно, не способны. Что же чаще бывает на практике? Все то же скучное лицо, которое сопровождает фразу: «А теперь поиграем в интересную игру – будем выкладывать из этих кубиков поезд». Результатом работы такого механизма является эмоциональное заражение. Помните, эмоции заразны! Передаются они в тысячи раз сильнее и быстрее, чем инфекционные заболевания. Эффект зависит от того, какой эмоцией вы «заражаете» своего малыша: интересом, любопытством – тогда это прекрасно! Скукой, обыденностью – в этом случае на отсутствие учебной мотивации в дальнейшем можете не жаловаться. Ну и в заключении еще раз вспомним анализируемые в статье установки: Взрослый должен научить ребенка всему тому, что сам умеет. В процессе обучения ребенку должно быть интересно и весело. Обе они насквозь пронизаны словами «Должен, должен». А как не хочется делать то, что только должен. Это, наверняка, вы не раз испытывали на себе. Тогда зачем использовать эти слова в речи, если есть более позитивные, ресурсные наречия мочь и хотеть! В свете сказанного предлагаю переформулировать приведенные выше установки в следующие: 1. Взрослый может многому научить ребенка, но не меньшему и научиться у него. 2. Хочется сделать процесс обучения не только интересным, веселым для ребенка, но и для нас - взрослых. Добавил: ТАТI
|
|