Учиться считать можно начинать, если Вашему ребенку уже исполнился годик. Но какой бы умный и смышленый не был Ваш малыш, начинать надо с малого и постепенно двигаться дальше.
Для годовалого ребенка будет полезно организовать "игру в пальчики". Знакомить кроху с цифрами в этом возрасте, конечно, еще рано. Лучше во время прочтения стишков-считалочек загибайте пальцы у себя на руках и пальчики малыша. Считать до пяти будет вполне достаточно для маленького ребенка, и не обязательно, чтобы он запоминал последовательность счета. Тренировка мелкой моторики пальчиков и развитие образного мышления закладывают фундамент в формирование математических способностей – такие традиционные игры, как "Куй-куй башмачок" или "Сорока-ворона" будут полезны и интересны для Вашего крохи. В 2 годика познакомим ребенка с таким понятием как "много". Обращайте внимание ребенка на то, сколько у него игрушек в ящичке, сколько машинок в руке. Очень полезно для ознакомления ребенка с числовыми величинами давать поиграть с матрешкой. Покажите малышу, как из одной матрешки вдруг получается две, три и так далее. Ближе к 3 годам знакомим малыша с таким понятием как сравнение. Все, что окружает ребенка, сравниваем друг с другом – толстая книжка и тоненькая, большая кукла и маленькая, длинные волосы и короткие. В 3 годика начинайте постепенно знакомить ребенка с цифрами. На начальном этапе осваивайте цифры от 1 до 5. Показывая, как выглядят эти цифры, одновременно демонстрируйте соответствующее количество предметов – два яблочка, одна машинка, четыре орешка. Когда одеваете ребенка, акцентируйте внимание на количество вещей – два носка, одна рубашка, две рукавички, четыре пуговицы и т.д. Прогуливаясь с малышом по улице, посчитайте вместе с ним объекты, мимо которых проходите: сколько машин стоит у обочины, сколько деревьев, домов, скамеек – старайтесь выбирать для подсчета объекты количеством не более пяти. Вернувшись домой, попросите малыша сосчитать количество ботинок в коридоре и поразмыслить, сколько человек можно обуть в них. Читая малышу сказку на ночь, рассмотрите с ним внимательно иллюстрации и попросите сосчитать количество, например, гномов или других сказочных героев. Обращайте внимание ребенка на нумерацию страниц – у малыша будет откладываться в памяти, как выглядит та или иная цифра.
Приготовив еду ребенку, попросите его помочь накрыть на стол, подавая нужное количество тарелок и приборов: Подай мне, пожалуйста, две вилки, две тарелки, три столовые ложки и т. д. Попросите его поровну разделить ломтики хлеба. Собираясь в магазин за покупками вместе с ребенком, расскажите ему, что надо купить из продуктов: сыр, молоко, буханку, хлеба, творог. Перечисляя продукты, загибайте малышу пальчики и с серьезным видом попросите, чтобы он напомнил Вам в магазине весь список продуктов,которые надо купить. А в магазине сделайте вид, что забыли, какие продукты нужны, и попросите малыша напомнить список, загибая пальчики (не забыть бы чего...). Если ребенок с успехом справился с поставленной задачей, в следующий раз расширьте список товаров для покупки, добавляя к перечню весовые параметры того или иного продукта: хлеб, масло, 2 килограмма печенья, 1 килограмм орехов. Дома Вы можете закрепить навыки счета, разыгрывая сцены покупки товаров в "домашнем магазине". В качестве денег можно использовать любую "валюту" – фантики, пуговицы или вырезанные "купюры" из бумаги. Меняйтесь ролями – сперва вы продавец, а малыш покупатель, потом – наоборот. Старайтесь поощрять малыша за точно выполненные подсчеты. Например, попросите его разделить 5 конфеток на троих, а все что останется – забрать себе.К пяти годам ребенку вполне по силам освоить числа до 10 и выучить цифры. Но старайтесь добиться того, чтобы малыш не просто заучил названия и последовательность цифр, а также имел представление о том, какое количество предметов обозначается той или иной цифрой. И, например – четыре шарика, четыре яблока или четыре щенка обозначаются одной и той же цифрой – 4 .Ребенку нужно помочь уловить взаимосвязь между количеством предметов и соответствующей цифрой. Для запоминания цифр очень полезно развесить их изображения в разных местах квартиры. Есть еще цифры на магнитных липучках – Вы можете прилепить их на холодильник и они всегда будут перед глазами во время трапезы малыша. Если цифры будут постоянно попадаться на глаза ребенку, то он быстро запомнит их. Когда ребенок хорошо усвоит счет от 1 до 10, Вы можете начинать знакомить его с цифрой "ноль". Ребенок уже хорошо понимает, что если было 2 конфетки, он съел одну – осталась одна конфетка. А если съесть еще одну конфетку, то не останется ни одной конфетки. Ноль конфеток – нарисуйте цифру "0". Ближе к дошкольному возрасту начните обучать ребенка ряду цифр свыше десяти. Для начала продемонстрируйте визуально, как они образуются. В этом Вам помогут счетные палочки. Положите в ряд 10 палочек (с этим количеством предметов и цифрами до 10 ребенок уже должен хорошо быть знаком). Расскажите, что когда-то в далекие времена десять называли "дцать". Положите на этот ряд счетных палочек еще одну (для акцентирования – другого цвета) и скажите "Один на дцать ". А на листке бумаги напишите цифровое обозначение – 11. Добавляйте "На дцать" по одной палочке и дойдите до цифры 20, иллюстрируя каждую цифру на бумаге. Конечно же, мгновенного понимания, а тем более запоминания не произойдет. Но, занимаясь ежедневно, ребенок быстро усвоит новые "премудрости" математики. Когда ребенок разберется с числовым рядом до 20, можно приступить к знакомству с цифрами до ста и посмотреть, как образуются десятки. Положите на наши десять счетных палочек еще десять штук (желательно другого цвета) и поясните, сколько всего получилось "два дцать", где дцать, как нам уже известно, обозначает десять. Затем – "три дцать". Сопровождайте свои объяснения написанием цифр. О числе "сорок" расскажите отдельно – в древности оно обозначало "очень много". Затем комбинируйте десятки с единицами – положите, например, на двадцать счетных палочек еще три – получится 23. Напишите число и предложите ребенку сделать свою комбинацию из палочек. Занимайтесь с малышом постепенно и поэтапно – важно добиться того, чтобы ребенок не только запоминал цифры, но и понимал счет. В корне неверно заставлять ребенка запоминать, что, скажем, 3+4 будет 7. На столе было три яблока, потом положили на стол четыре груши и получилось в результате 7 фруктов. Ребенок должен понимать механизм складывания – сначала смотрим, сколько было, затем сколько прибавили и сколько стало всего. Аналогичным образом объясняется и механизм вычитания. Сейчас в продаже появилось много иллюстрированных книг для детей с математическими заданиями, составленными в увлекательной, игровой форме. Такие книги будут полезны для развития математических способностей у Вашего ребенка. И помните: математические способности – это не дар природы. Занятия математикой не требуют каких-то незаурядных способностей от ребенка и способствуют развитию смекалки, логического мышления, повышают умственные способности. Источник: http://www.bebi.lv/razvitie-rebenka/uchimsja-schitatj.html Добавил: lenka-penka
|
|