В возрасте около года ребенок совершает первые попытки произнести слова. Зачастую девочки начинают говорить раньше мальчиков, примерно в 8-9 месяцев, мальчики в 11-12. Но может произойти и так, что ребенок не захочет говорить и до 15 месяцев.
Конечно первые слова будут не очень понятны. Речь его будет не очень четкой и складной, а сложные слова будут по прежнему недоступны. Но даже по отдельным, неправильно произнесенным словечкам можно будет понять что именно имел ввиду малыш. В этом возрасте детская память представляет собой своеобразное хранилище. Слушая окружающих он как бы накапливает информацию и через некоторое время он начинает произносить новые слова. Несмотря на то, что малыш еще достаточно плохо говорит, он уже прекрасно все понимает.
Родителям следует как можно больше заниматься с ребенком, разговаривать с ним, постоянно показыать новые предметы и говорить их названия, комментировать свои и его действия. Важно понимать, что информация, знания и ценности, заложенные родителями в детстве, остаются с человеком на всю жизнь и определяют его поступки и суждения во взрослом возрасте. Поэтому необходимо четко понимать, что воспитание родителей не только влияет на личность ребенка, но и на всю его дальнейшую жизнь. Очень важно постоянно контролировать что слышит ребенок, что ему говориться, как и для чего это делается. Необходимо общаться с ребенком не примитивным языком, и уж тем более не сюсюкать и намеренно коверкать слова, напротив родители должны как можно более разнообразить свою речь. Это поможет формированию более сложного сознания у малыша, более обширного словарного запаса. Тема разговора может быть любой, но наиболее полезно говорить о каких-либо повседневных вещах, с которыми малыш сталкивается постоянно и имеет о них хорошее представление.
На первом году жизни важно акцентировать внимание ребенка на разнообразные шумы. Полезно пытаться подражать им вместе с малышом. Этими действия способствуют развитию лучшей артикуляции и впоследствии более четкому произношению. Кроме того, полезно перед зеркалом строить гримасы вместе с карапузом, использовать игры, связанные с движением рта: пускать воздушные поцелуи, звуками изображать различных животных, надувать воздушные пузыри.
Научно доказано, что речь напрямую зависит от мелкой моторики рук – степени развития ловкости движения пальцев. Именно поэтому для формирования речевых навыков очень полезн массаж кистей рук и ладоней, а так же игры на ловкость рук – кубики, пирамидки, различные потешки для пальчиков (например «Сорока-белобока кашку варила…»)
|
|