Когда ребенок совсем крошечный и только начинает различать предметы и тянет к ним свои ручки, мы пристально наблюдаем за этим и всячески стимулируем его к новым подвигам. Наблюдения за его физическим (перевороты, умение сжать и даже бросить какой-то предмет) и интеллектуальным (первые слова, успешное поведение в достижении какой-то цели) развитием завораживают, увлекают и конечно не оставляют нас равнодушными. Чем больше мы наблюдаем за своим чадом, тем больше у нас возникает вопросов о том, как правильно и наиболее интересно развивать малыша.
Что же нужно малышу, который уже умеет ходить, брать предметы, начинает самостоятельно управляться со столовыми приборами (это примерно полтора года)? Как построить по-настоящему развивающие занятия для него? Во-первых, важно знать, что малышу необходима частая смена видов деятельности (через каждые 15 – 20 минут), чтобы малыш не скучал и, главное, чтобы он не устал – какое уж тут удовольствие. В возрасте 1.5-2 года дети усваивают информацию очень легко и быстро, но с трудом будут слушать Вас долго. Поэтому, если Вы решили посвятить 1-1.5 часа занятию с малышом, Вы должны иметь в запасе сразу несколько вариантов интересных занятий: пальчиковые игры, различные аппликации, рисование и многое другое. Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев, чем умнее детские ручки, тем более развит ребенок. Поэтому многие занятия с детьми от 1.5 лет направлены на работу рук. Любая вещь, сделанная руками ребенка является частицей его души. Ручная работа учит терпению и творчеству, заставляет работать фантазию. Лепка, аппликация, и рисование и многое другое – это занятия для рук, фантазии и души. Давайте немного поговорим о лепке. Это очень полезно - мягкий кусочек пластилина в ладошках малыша меняет форму, соприкасается со всей поверхностью ладони, что ему очень интересно, а главное приятно. Но все-таки когда малыш маленький, то волнуешься, как бы в рот не потянул то, во что играет. Поэтому хорошо начать с простого соленого теста (мука, соль, вода). Оно точно принадлежит к разряду пищевых продуктов. Слепите с малышом зайчика или человечка, или что-то, что подскажет Вам фантазия, а затем дайте своему шедевру подсохнуть.
Пока Ваше изобретение сохнет, проведите небольшую физическую разминку. Отдохнули немножко, размяли ручки и ножки, теперь можно вернуться к шедевру и раскрасить его. РИСОВАНИЕ – истинное удовольствие для любого малыша особенно, если он чувствует, что делает что-то стоящее, а не просто мажет по бумаге. Попробуйте нарисовать ствол дерева и пальчиками отпечатки зеленые да желтые, да красные – это листочки… И вдруг – ветер! Дунули на дерево, и… - двумя руками по всему листу много отпечатков – в небо и на землю – ЛИСТОПАД! Удовольствие – огромное, а уж в пользе не сомневайтесь. Теперь пару слов об аппликации. Ну, какая может быть аппликация, если малыш ножниц в руках не держал? Тут важно продумать и приготовить все заранее. Возьмите лист бумаги синего цвета (можно раскрасить самим), клей, нарезанную на небольшие кусочки фольгу и вату. И начинайте рассказывать про зимушку: сугробы укрывают землю (смазываем нижнюю часть листа клеем) и малыш всласть разбирает на волокна вату и накладывает ее на липкую поверхность бумаги. Но лист синий – значит ночь на дворе, а звезды все не появляются на небе. Тут пригодится фольга. Ребенок, посыпая нарезанной фольгой липкий (теперь уже сверху) лист представляет, что сам зажигает звезды на небосклоне. То есть может сделать что-то серьезное и значимое. Теперь поговорим о Вас, дорогие родители, о Ваших способностях и “материалах”: голосе с его разными тембрами, руках, фантазии… Вы догадались – речь пойдет об искусстве перевоплощения. Продумывая, чем заняться с малышом в течение дня, не забудте о чтении. Ежедневные чтения крайне важны как для Вас, так и для малыша: появляются общие сопереживания, появляются темы для разговоров и для поделок. После трудного дня перед сном или, наоборот, днем, когда, по-вашему мнению, наступила “театральная” пауза, возьмите приготовленную заранее книжку. Если это вечер, вы можете погасить яркий свет, зажечь ночник, свечку и начинайте театр одного актера. Если хотите подойти к этому более серьезно, то прочитайте выбранную Вами книжку заранее, подберите персонажей из имеющихся у Вас игрушек. Читая книжку, показывайте малышу действующих лиц, обращайтесь к нему с вопросами о прочитанном или попробуйте разговаривать от имени персонажей книжки. После такого чтения можете быть уверены, что малыш запомнил и сюжет и персонажей книги. Если Вы хотите “закрепить” прочитанное, то на следующий день вы можете с ребенком нарисовать или слепить, или сделать маски персонажей книги. Постепенно число поделок, сделанных после прочтения книжек, будет расти и вскоре у вас появится свой театральный реквизит, который пригодится и для праздников и для ежедневных игр. Продемонстрировать театральные способности Вы можете не только читая книжки, но и конечно играя в пальчиковые игры. Чего только нельзя сделать из пальчиков сначала своих, а потом и своего ребенка. Сорока-ворона, наверное, одна из первых приходит на ум. Да, с нее легче всего начинать. Коза – дереза тоже всем хорошо известна. Но из пальцев можно сделать различные предметы такие, как домик: Дом мы строим выше! Есть окошки в нем и крыша Создать угол - “крышу” - пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная “крыша” с “окном”. Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится “высокий дом”. Или животных, например, жука: Я - веселый Майский жук. Знаю все сады вокруг, Над лужайками кружу, А зовут меня Жу-Жу…. Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить “усами”. Но малыш хочет не только клеить, рисовать, и слушать сказки, но и естественно играть в игрушки. Пирамидки и пазлы, которых сейчас огромное множество, помогут малышу развить логику. Бумажные пазлы, где нужно составить картинку, детям до 2,5 лет собирать очень трудно, поэтому лучше начать с деревянных, где у частей, которые надо убирать или вставлять, есть специальная ручка, чтобы ухватиться, а под элементом – определенный рисунок (для стимула его открыть). Это для любопытных: что за будкой? Поднял – собачка, а кто в домике? – открыл – мальчик с девочкой, а под водой? - рыбки и т.д. Но для того, чтобы все закрыть одного любопытства мало. Тут уже потребуются элементы логики. Главное подыграть малышу. Ведь все, что он делает – это очень важно – не забывайте об этом. Итак, собачка скулит, ей нужна крыша над головой: необходимо отыскать нужную часть и накрыть ее будкой. Тоже с рыбками, ребятишками (в зависимости от содержания Вашего пазла). Пирамидку тоже можно отнести к разряду игр на развитие логики. Немного о пирамидках: считается, что ее нужно собирать от большего кольца к меньшему. Но это загадка и для нашей логики: это же мы должны объяснить малышу, для чего надо собрать именно так, а не иначе. Когда будете приобретать одну из них, обратите внимание на толщину оси: она бывает одинаковая по всей высоте, а ребенку удобнее нанизывать на конусообразную ось. Тут и отверстия в кольцах соответствуют той высоте, на которой они должны располагаться . Здесь уже все логично, можно приступать к работе. Следующий разряд пирамидок – игрушки из дерева, ну скажем, лиса или петрушка, а колечками там – ботинки, штаны, рубаха, голова, шапка – вот и нанизали пирамидку- игрушку. Здесь тоже развивая моторику ребенка, Вы сможете постепенно переходить к логическому развитию. Важно, чередуя привычные задания, потихоньку завышать планку достигнутого. Постоянно прислушиваться и приглядываться к ребенку – если уже хорошо справляется с поиском нужной части в пазле, можно усложнить задачу и перевернуть эти части-крышечки обратной стороной и предложить по очертаниям угадать – где домик, где пруд и т.д. Вы удивитесь, но для малышей угадать нужную часть по рисунку и без него - это почти одно и тоже. Что касается пирамидок – можно потихоньку начать нанизывать эти колечки или части от пирамидок-игрушек на шнурок или веревочку. Также пригодятся для этого обыкновенные баранки, как результат – замечательные бусы, переход к новому виду деятельности - шнуровке.
|
|