Степень развития речи ребенка служит общим показателем психофизического развития. Первые слова и фразы малыш начинает произносить, когда его психика достигает определенного уровня сформированности. Все люди разные, и дети тоже, поэтому не стоит расстраиваться, если ребенок начнет говорить позже своих сверстников.
После полутора лет ребенок совершает первые попытки произнести не отдельные слова, а осмысленные фразы. Качество речи ребенка напрямую зависит от того, что он слышит вокруг. Поэтому если вам кажется, что ваш малыш недостаточно разговорчив, обратите внимание на то, как вы с ним общаетесь. При общении с ребенком не стоит упрощать слова и, тем более, коверкать их на детский лад. Старайтесь общаться с ребенком как можно более правильным и богатым языком. Каждое свое действие необходимо пытаться комментировать словами. Чем разнообразнее, интереснее и ярче речь родителей, тем большее влияние это оказывает на ребенка, ускоряет развитие его мышления и формирование навыков речи.
Будьте готовы к тому, что в речи вашего малыша будут присутствовать не знакомые вам и вообще не существующие слова. Дело в том, что ребенок не только повторяет, но и изобретает, "пробует на вкус" новые звуки и комбинации звуков. Особо акцентировать внимание на этих словечках не стоит, к ним надо относиться естественно. Не пытайтесь препятствовать их появлению, но и не поощряйте их использование. Если малыш произносит какие то слова неправильно, не надо бесконечно поправлять его, заставлять многократно произнести правильно. Это может привести к тому, что ребенок «в знак протеста» будет говорить, как ему нравится. Нельзя смеяться и передразнивать малыша. Это ведет к развитию комплексов, ребенок будет стесняться произнести что-либо и поэтому заговорит позже ровесников.
Говорите с малышом не "сверху вниз", а на одном уровне. Что это значит? Представьте себе такую картину: в большой комнате, на ковре, в окружении игрушек, возится малыш лет полутора. На диване сидит мама и смотрит, ну и, конечно, что-то говорит малышу. Он поднимает голову и как-то реагирует. Вполне обычная ситуация. Но гораздо лучше было бы, если бы мама не сидела на диване, а точно так же уселась на ковер, ползала на четвереньках т.е. находилась на одном уровне с маленьким человеком. Смотрите ему в глаза и играйте на уровне его рук. Конечно, постоянно сидеть на ковре неудобно, но этого от вас никто и не требует. Достаточно провести таким образом некоторое время, и результат не заставит себя долго ждать. Именно в игре на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения, а заодно стать другом личности маленького роста и возраста...
|
|