Малыш от года до трех. Мамины шпаргалки

Малыш от года до трех. Мамины шпаргалки

Как развивается малыш? Чего от него ожидать и что должна делать мама? Ирина Семенихина – психолог по образованию и мама по жизни – собрала все самое интересное и важное и сделала шпаргалки для мам.

То, какие отношения сложились у малыша с мамой к годовалому возрасту, очень значимо для дальнейшей «эмоциональной» жизни ребенка, и особенно его умения взаимодействовать с другими людьми. Причем исследователи утверждают, что эта программа отношений закладывается столь прочно, что изменить ее практически невозможно.

Что нового?

Главная перемена в отношениях мамы и малыша в раннем детстве - то, что ребенок активно выбирается из их общего «мы». Раньше он был с мамой вместе, а теперь – рядом. Перемена очень резкая, и поэтому поведение малыша и его реакции при переходе в раннее детство меняются очень сильно.

Ребенок делает потрясающее его открытие: обнаруживает, что он – существует. Отдельно от мамы! Сам! И ему становится очень важно получить подтверждение своему существованию. Именно этим и объясняется феномен «ужасных двухлеток»: ребенок начинает ревновать маму ко всему на свете, требует бесконечного внимания, ни за что на свете не желает делиться своими игрушками, и даже порой разрисовывает важные бумаги. Все эти раздражающие взрослых «подвиги» совершаются им во имя одного – оставить свой след, чтобы снова и снова убедиться в бесконечно важной на этом этапе вещи: «Я существую на самом деле!». Понаблюдайте за малышами в песочнице: как бы ни был увлечен ребенок строительством куличиков, он обязательно периодически подбегает к маме. То обратится с каким-нибудь бессмысленным вопросом или просьбой оценить куличик (хотя он и так знает, что с куличиком все в порядке – не вздумайте начать оценивать его всерьез!), то просто подбежит и уткнется на секунду в мамины колени. «Мама отреагировала на меня, значит, я существую», – и удовлетворенный ребенок семенит дальше по своим малышовым делам.



Детская жадность – из той же серии. «Вот моя тарелочка – а раз есть МОЯ тарелочка, значит, есть я. И попробуйте ее у меня отобрать! Не отдам ни за что! Ведь если не будет моей тарелочки… значит не будет и меня!» – такое нелогичное с точки зрения взрослых рассуждение на самом деле имеет для ребенка особый смысл. Даже знакомое всем мамам двухлеток «Нет, не буду!» в ответ на все подряд - это тоже своего рода подтверждение существования. «Мое «нет» имеет значение, меняет мир – значит, я существую на самом деле!» - примерно так мог бы заявить малыш, если бы он умел анализировать свои слова и поступки.

Что я могу?

Кроме того, чтобы убедиться, что он существует, малыш озабочен еще одним делом: он ищет ответ на вопрос: «Что я могу?». Раньше ребенок был вполне доволен тем, что вы сама натягиваете ему штанишки (ведь он в его понимании был вашим продолжением), а теперь он желает сделать это сам. Его интересует все, что связано с предметами и действиями с ними, он пытается повторять все, что делают взрослые – и эта деятельность для него сейчас самая важная.

Если ребенку не позволяют убедиться в способности сделать многое самостоятельно, главным девизом его жизни может стать фраза «Я не смогу этого сделать, нечего и пробовать». Вы наверняка встречали в своей жизни людей, которые при малейших трудностях вдруг становятся совершенно беспомощными и абсолютно уверенными в том, что не справятся с тем, что необходимо сделать именно сейчас. Вероятно, у такого человека в детстве была очень заботливая или слишком авторитарная мама, которая не позволила гармонично пережить период «Я сам!» - и теперь в состоянии стресса этот «невыросший ребенок» как бы снова становится все тем же беспомощным двухлеткой.

Итак, в раннем детстве маме важно:

- дать ребенку возможность «прочувствовать» существование его тела. Целовать и обнимать ребенка необходимо не только для того, чтобы лишний раз подчеркнуть свою любовь к нему, но и для становления его самосознания.

- Кроме того, нужно продолжать знакомить малыша с частями его тела, но уже на другом уровне: если раньше кроха понимал, где у него ножка, то теперь пора узнать, что на ножке есть стопа, пяточка, носочек, колено, и т.д.;

- не забывать, что для маленького ребенка вещи – это символ его «я». Ни в коем случае не нужно заставлять ребенка отдавать дорогие ему сердцу вещи. Не волнуйтесь, он не станет жадиной: в скором времени у него уже не будет такой острой необходимости обозначать вещами свое существование;

- помочь малышу обрести «социальное лицо»: научить его отвечать на вопросы «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Ты – мальчик или девочка?» Особенное важное внимание нужно уделить имени ребенка. Пора оказаться от милых детских прозвищ типа «Зайка» и «Хомячок» – называйте ребенка по имени, причем не забывайте о разных вариантах его имени (Аня, Анна, Анечка, Анюта и т.д.);

- давать ребенку возможность выражать свои эмоции. Если постоянно требовать от малыша «хорошего поведения», не позволяя возмущенно кричать или громко визжать от радости, то эти подавленные эмоции станут зажимами в его теле и психике, и окажут не самое благоприятное влияние на его развитие;

- внимательно следить за тем, что и как говорится ребенку. Малыш пока принимает любую информацию за чистую монету, и если вы говорите ему «Перестань баловаться, оставлю тебя здесь, будешь знать!» или «Да что за неумеха такой!» – вы тем самым формируете его жизненный сценарий и всерьез влияете на его будущее;

- «оживлять» окружающий мир, помогая развиваться детскому воображению. Малыш именно сейчас учится представлять то, чего нет, и эта способность будет играть главную роль в его дальнейшем развитии. Не бойтесь выглядеть глупо, разговаривая с листочками и бабочками или «пугаясь» сучковатого пенька, похожего на лешего с большим носом;

- помимо безусловной любви, постоянно давать ребенку обратную связь, отмечая его достижения и успехи. Если малыш не получает положительной обратной связи – он будет изо всех сил стремится получить хотя бы отрицательную, чтобы вынудить вас реагировать на него.

Этот возраст – не самое легкое время для любящей мамы. Порой так хочется заставить малыша быть послушным, сделать за него то, что у него не получается, наказать, запретить кричать и жадничать. Потерпите. Ведь в воспитании человека важен не только сегодняшний момент, но и то, каким он вырастет. Сломав детское стремление к выражению себя сегодня, вы сломаете его умение по-настоящему хотеть чего-то и стремиться к своей цели в будущем.

Добавил: Niysia



Понравилось - репост:


Занимательная физика и химия для самых маленьких 2
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
Упражнения для развития внимания
Научите ребенка рисовать
Как дети начинают общаться?
Стыд и вина - одна сатана?
Чего боятся дети?
Нужно ли раннее развитие?
Игры на развитие интеллекта, логического мышления, внимания
Спичечный тренинг
К вопросу о раннем развитии
Играем в "Радугу"
Две родительские и немного вредительские установки
По горшкам!
Лепим из пластилина
Нужны ли кукле половые органы?
Чем заняться днем с ребенком? (от года до трех)
Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет
Творчество малышей — развиваем талант у ребенка!
Геометрия для малышей: как выучить фигуры
Мыльные пузыри – залог разговорчивости
Как правильно сказать ребенку “нет”
ТВ делает детей агрессивными
Учимся считать
Книжки-развивалки
Как научить ребенка играть?
Как подготовить ребенка к детскому саду?
Логопедия: постановка звука «Р»
Льётся речь,не спотыкается...
Заикание у детей
Мой ребенок не говорит
Почему возникают речевые проблемы у детей и как их своевременно выявить?
Как говорит ваш ребёнок
Замкнутый ребенок
В каких случаях необходимо показать ребёнка логопеду
Развитие речи. С чего начать?
Учимся говорить фразы
Словарный запас от года до полутора лет
История детской игрушки
Детские игрушки от года до трёх лет