О МЕТОДЕ М. Монтессори… … и о том, как мир пришел к Монтессори-методу, и как к нему пришёл наш – монтессори детский сад.
Сколько слов и словосочетаний, с упоминанием имени великого итальянского врача и педагога Марии Монтессори знаете вы? - Мария Монтессори - монтессори-метод - монтессори педагогика - монтессори-ребенок - монтессори-среда - монтессори-группа - монтессори-детский сад Говоря словами «великого врача и педагога», мы не пытаемся придать большей значимости этой женщине, совершившей настоящий переворот в мире педагогики. Ведь появление Марии Монтессори и рождение ее метода стали не просто еще одной страницей в летописи мировых учений о ребенке. Монтессори педагогика заставила европейское общество задуматься о самом предназначении ребенка, о его врожденном стремлении расти и способности развиваться в лучшую сторону, о возможности ребенка расти счастливым и свободным. Мы не хотели бы пересказывать книги Марии Монтессори, дополняя их ненужным анализом и практическими рассуждениями: Монтессори-педагогика самодостаточна и не нуждается в чьих-либо комментариях или поправках. О месте монтессори-метода в мире педагогики сегодня Итак, нужно признать: упоминание «европейское общество» - вовсе не случайность. Культура Европы и культура Востока, или Латинской Америки, или древняя первобытная культура, или, сохранившиеся и поныне, культурные традиции племен Африки или Океании в ключе родительско-детских отношений – это явления абсолютно разные, если не сказать – несопоставимые. Но если позволить себе упрощение, то в случае с племенной культурой ребенок – это естественное продолжение рода, развивающееся в естественных для его семьи условиях. Ребенок с раннего возраста участвует в жизни социума, перенимая положенные его полу те или иные обязанности. Мы бы назвали это явление «расти самому по себе, как растение», как растет любой детеныш в мире животных, как при наличии воды и тепла вырастает из семечки яблоня (и, заметьте, именно яблоня, а не груша).
Восточная практика предполагает развитие ребенка по пути воина, служителя своего общества. При этом умение овладеть своей жизненной энергией (прана, цы) и управлять ею - является основой традиционного восточного подхода к воспитанию ребенка. На Западе, где античная культура оказала доминантное влияние на становление европейского социума, ребенок – это объект воспитания, вынужденный соответствовать уже заранее подготовленному для него образцу (ожиданиям взрослого), вынужденный соперничать ради удовлетворения навязанных ему амбиций. Взрослый ведет ребенка в мир знаний; без взрослого ребенок не может существовать, - он сильно зависим не только от воли взрослого, но и от созданных взрослыми для удобства самих же взрослых бытовых компонентов: высоты мебели, уровня дверных ручек и пр. Если же останавливаться на европейской, или западной модели общественной организации, то в педагогическом плане сегодня различают три основных подхода: 1. ТРАДИЦИОННАЯ или ЗНАНИЕВАЯ педагогика, направленная на приобретение знаний. 2. АНГЛО-САКСОНСКАЯ МОДЕЛЬ или КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, направленный на социализацию ребенка. 3. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАНННАЯ МОДЕЛЬ, направленная на раскрытие творческого потенциала конкретного ребенка. Первый, знаниевый подход, сейчас переживает тяжелейший период, ведь с каждый днем объем информации в науке растет с такими темпами, что передать этот объем, не говоря о том, чтобы воспринять его, не может ни один нормальный человек. При этом, в рамках знаниевого подхода, содержание образования является неким отобранным группой ученых культурным наследием, которое передается. Компетентностный подход опирается на то, что важно не само знание, а умение это знание приобретать. И приобретать его нужно в связи с теми практическими потребностями, которые стоят перед человеком. Идея такого социального подхода звучит как «знание – полезно, только если оно помогает жить в этом мире». Однако всем известны шутки про американских подростков, некоторые из которых считают, что в Австрии живут кенгуру. Личностно-ориентированная модель сегодня опирается на две ведущие школы: монтессорианскую и вальдорфскую, которые, в свою очередь, ориентированы на раскрытие потенциала ребенка. Однако Монтессори-метод опирается на самостоятельность и независимость от взрослого, как условие для САМОреализации. Школа Штейна (Вальдорфская) же принимает развитие творчества как основу своего метода, и больше ориентирована на гуманитарное образование. Но принципиально отличает школы Монтессори и Штейна от популярных сегодня методик Зайцева, бр. Никитиных и пр. системный подход, а не набор понятий, методика обучения чтению или наличие того или иного развивающего материала. Личностно-ориентированнная педагогика Итак, остановимся на последней, личностно-ориентированной модели педагогики. В этом плане сходны школы Марии Монтессори и Рудольфа Штейна (г. Вальдорф) тем, что обе ориентированы на ребенка и развитие его творческого потенциала. Но в методе М.Монтессори педагог впервые отстраняется от педагогического процесса. Педагог внешне пассивен, внутренне – активен, в то время как в школе Р. Штейна педагог – образец для класса, которому нужно стремиться подражать. Итак, обладая даже этой информацией о существующих моделях работы с детьми, любой взрослый может принять решение, какой же подход ближе ему: как самому воспитывать своего ребенка и какому педагогу доверить воспитание обучение своего ребенка. Взрослому нужно услышать, какой из окружающих его голосов звучит в унисон его внутреннему голосу. В этой педагогической полифонии таким голосом стал голос Марии Монтессори. Основные принципы Монтессори-педагогики : - подготовленная среда; - организация и нормализация детей на начальном этапе; - самостоятельная работа и второстепенное участие педагога на последующем этапе. Самое спорное и сложное для корректной реализации в педагогике Монтессори – это принцип свободы. Свободная деятельность ребенка – это не вседозволенность и не анархия. Однако российскому менталитету в силу 3-хвекового крепостного права, в силу почти 10-векового монархического и авторитарного режимов, слово СВОБОДА воспринимается именно как вседозволенность. Свобода - как снятие запретов и выход наружу сдерживаемой внешними рамками энергии. И если свобода зачастую неопытным педагогом воспринимается именно так, то следование за ребенком очень часто искажается как потакание его капризам. Ведь Монтессори-образование – это если и начало личностного роста, то – не конец. Монтессори-практика должна расширить границы восприятия любого педагога, обогатить его с позиции уникального метода, а не ограничить его. Второй не менее сложный случай в Монтессори педагогике - это «адаптация метода», а вернее искажение метода в русской педагогической традиции. Как часто традиционные педагоги, пусть даже и обучившись методу-Монтессори, так и не сумели перестроить свой стиль работы с детьми на новую волну позитивного воспитания. Как часто они заставляют детей работать с материалом? Как часто они упрекают детей за ошибки? Как часто они подавляют их волю угрозами и наказаниями? Как часто они травмируют детей, не имея на того никакого права? Очень хотелось бы чтобы Вы, дорогие родители, были осторожны и бдительны, доверяя воспитание своего ребенка кому-либо. Детство – одно и оно неповторимо, и недополученный в детстве опыт, будь то опыт на руках у матери или опыт самостоятельного принятия решений – невосполним во взрослой жизни. И будущая жизнь вашего малыша на 90% будет зависеть от того, каким будет его детство. Помните об этом.
|