Пожалуй, ежегодно перед 1 сентября наступает волнующая пора для родителей, дети которых должны отправиться первый раз в первый класс. Не только для ребёнка, но и для всей семьи это новый жизненный этап. Очень важно, чтобы школьная жизнь длинною в одиннадцать лет стала для каждого нужной, значимой, интересной.
Недаром возраст семи лет психологи называют критическим. В этом возрасте ребёнок коренным образом меняет свою жизнь, вступая в новую фазу развития, общения, познания. Хочется высказать на этот счёт несколько пожеланий. Не спешите отдавать ребёнка в школу с шести лет! Не спорю, некоторые шестилетки довольно легко усваивают сложную программу, но далеко не все. В шесть лет ребёнок должен обязательно отдыхать днём! «А он не хочет спать днём», – возразите вы. Если ваш ребёнок дошкольного возраста днём не спит – это плохо. Дети старшей и подготовительной группы неохотно идут спать, но быстро засыпают и просыпаются бодрыми и деятельными, что, несомненно, благотворно влияет на психическое и физическое состояние в целом. Возраст с шести до семи лет очень важный в формировании ребёнка как личности. Идёт период взросления, осмысления жизни на своём возрастном уровне, и для этого нужно определённое время. Ведь не секрет, что за три кротких летних месяца вчерашние первоклассники, второклассники и т.д. очень взрослеют. Если ребёнку не хватает одного-трёх месяцев до семи лет – не беда, но когда больше – следует задуматься над тем, нужно ли так спешить лишать его простых детских радостей и предлагать целый ряд обязанностей и «надо», а именно так и бывает при поступлении в школу. В нашей стране детские сады используют разные учебно-воспитательные программы, но должна существовать тесная связь между дошкольным учреждением и школой. Ребёнок, который идёт в школу из детского сада, уже обладает определёнными знаниями, умениями и навыками. Чтобы дошкольнику, воспитывающемуся дома, было легче адаптироваться в школе, родители должны позаботиться о подготовительном этапе.
Нельзя всех детей мерить одной меркой: одни приходят в школу, знают и умеют очень многое, но звёзд с неба не хватают, другие – приходят, не умея ничего, но быстро постигают азы науки и выходят в лидеры. От чего это зависит? От многих факторов: и способностей ребёнка, и опыта педагога, и правильных действий родителей, но это другой разговор… С первых дней в школе ребёнок должен чувствовать себя комфортно не только психологически, ему должно быть интересно в школе всё!Интерес – двигатель не только учёбы, но и любой деятельности человека. Для того, чтобы ребёнку было легче адаптироваться в школе и идти в ногу с требованиями обучающей программы, он должен получить в дошкольном учреждении определённую порцию знаний. Многие родители хвалятся пред знакомыми, что Ванечка и пишет, и читает, и считает, а ещё в первый класс не пошёл. Оказывается, сердобольная бабушка или мамаша из кожи вон лезут, чтобы дитятко всё знало и умело ещё до школьной скамьи. Это грубейшая ошибка родителей! Что должен уметь ребёнок, готовясь прийти в первый класс обыкновенной школы? • Знать буквы – желательно. • Читать – необязательно. • Распознавать звуки (не буквы!) на слух. • Различать гласный и согласный звук. • Находить определённый звук в слове. • Придумывать слова на определённый звук так, чтобы он был в начале, в середине, в конце слова. • Составлять устно предложения с заданными словами – необязательно. • Печатать буквы (писать печатными буквами) – необязательно. • Ориентироваться на листе бумаги, в тетради – желательно, но необязательно. • Считать до 10 в прямом и обратном порядке. • Считать до 20, 100 желательно, но необязательно. • Знать состав чисел в пределах 10. • Писать рукописным шрифтом буквы и цифры в тетради – категорически нельзя! Очень полезно давать разные упражнения для развития моторики рук. Предлагайте ребёнку складывать разные фигурки из семечек, гороха, риса. Можно использовать пластилиновую основу и действовать по принципу мозаики. Не бойтесь давать в руки ножницы, предлагайте вырезать несложные фигурки (многие первоклассники с трудом могут вырезать). Предлагайте, чтобы ребёнок в верхнем правом уголке листа нарисовал один предмет, в нижнем левом – другой предмет, предложите в разных местах листа нарисовать кружочки с заданиями, а потом соединить всё вместе. Таким образом, ребёнок будет учиться ориентироваться на листе бумаги в игре. Если хотите позаниматься со своим ребёнком, не говорите слово «учиться», предлагайте поиграть, ведь играя, ребёнок намного легче постигает сложную истину.Это самое-самое основное, что должен знать будущий первоклассник, готовящийся идти в рядовую школу с любой программой.Не стремитесь в первом классе отдавать ребёнка во все возможные студии и кружки. Каким бы шустрым и коммуникабельным он ни был, для него проходит период адаптации, и это сложно.Мой сын с большой охотой шёл в школу и не один, а с дружной сплочённой командой из детского сада. И учительница попалась с опытом, быстро наладила контакт с ребятами. Но только через год, когда я его вела уже во второй класс, сын обронил: «Мама, мне так было страшно идти в школу в первый класс, у меня всю дорогу коленочки дрожали!». И это моему жизнерадостному и общительному мальчишке? Который на тот момент не боялся ни пауков, ни крыс, ни собак, слыл защитником всех девчонок, который умел читать и считать, печатать целые слова и знал почти всех ребят из младших классов, со многими из них дружил, – было страшно до дрожи в коленках! Мне пришла в голову печальная мысль: «А что же испытывают замкнутые, неуверенные в себе дети? Какой стресс переживают они?» Дорогие родители, пусть школа станет для вашего ребёнка островом знаний, новых открытий, душевного комфорта и радости на долгие годы! Элла Ольха
|
|