Ребёнок и больница

Ребёнок и больница

Как бы мы ни берегли наших детей, от попадания в больницу не застрахован никто. И заботливым родителям стоит заранее знать о последствиях так называемой «больничной психотравмы».

Для меня долгие годы оставалось загадкой, почему моя дочь Кристина в раннем детстве боялась людей. Она даже к близким родственникам не шла на руки, а если на нее слишком пристально, как ей казалось, смотрели посторонние, начинала судорожно рыдать. При одном виде белого врачебного халата с Кристиной случалась истерика. Да что там врачи! На новогоднем утреннике дочь испугалась Деда Мороза. Когда тот сделал всего лишь шаг по направлению к ней, она закричала так, что чуть не сорвала праздничное представление. По ночам ей снились кошмары. Я это поняла позже, тогда дочка была совсем маленькой и не могла объяснить вразумительно, почему она вдруг закатывается плачем и кричит без остановки минут пять, не слыша обращенных к ней утешительных слов и никого вокруг не замечая.

Я уже всерьез задумывалась обратиться к психоневрологу, но до этого дело не дошло. Примерно к четырем годам характер Кристины резко переменился, и она превратилась в веселую общительную девочку. Странности исчезли, как и не бывало. Вспоминая о них, я только диву давалась: откуда что бралось... И только спустя несколько лет узнала о так называемом «детском госпитализме». Оказывается, если ребенок в раннем возрасте проводит некоторое время в больнице без матери (а моя дочь несколько недель после рождения находилась в больнице), у него, как правило, возникают ночные кошмары, беспричинный страх, боязнь чужих людей, стремление к одиночеству.

Казалось бы, какая разница новорожденному младенцу, где и с кем быть в первые месяцы жизни? Ведь он почти все время спит. Уход в больнице, где лежала дочь, был вполне приличный, детей вовремя кормили, пеленали, делали разнообразные процедуры. Но крохотному несмышленышу необходим контакт с близким человеком, та самая материнская любовь, которую даже самая добросердечная медсестра не сможет ему дать.



Нехватка положительных эмоциональных контактов сильно травмирует ребенка, и он пытается компенсировать их разными доступными ему средствами. Например, инстинктивно начинает повторять одни и те же действия, которые его успокаивают. Типичный пример таких стереотипных действий - длительное раскачивание. Кристина часами качалась на качелях. Конечно, качели любят все дети, но обычно они немного покачаются и слезут, дочка же раскачивалась по несколько часов подряд, и отвлечь ее было невозможно.

Рано или поздно такие симптомы «госпитализма» проходят, но иногда (пример - моя дочь) они могут проявляться в течение нескольких лет.

ЭТО НЕ КАПРИЗ

Странности в поведении ребенка, попавшего в раннем возрасте в больницу, не надо считать капризом. Когда он вернется, не спешите перевоспитывать его: отучать от рук или прятать соску-пустышку. Наоборот, таких детей нужно чаще брать на руки, прижимать к себе, покачивать, приговаривая тихие и ласковые слова. Им, как воздух, необходима тесная физическая близость с родителями, причем гораздо более продолжительная, чем другим детям.

Эмоциональные травмы первых месяцев жизни оставляют очень глубокий след в душе ребенка. Впечатления эти неосознанные и потому особенно опасные. На сознательном уровне ребенок их не помнит, но, попав в сферу бессознательного, младенческие впечатления властвуют над ним, определяя его поведение.

И если мама по натуре - человек излишне рациональный, скупо выражающий свои чувства, то болезненные симптомы у ребенка усугубятся. Годам к четырем у него могут появиться не только поведенческие отклонения, но и физические недомогания, заикание или энурез. Такой ребенок будет общаться лишь с близкими, а с чужими упорно молчать, производя впечатление немого, - это так называемый «избирательный мутизм». Самое главное лекарство в данном случае родительская любовь и ласка.

ЧТОБЫ НЕ ИСПЫТЫВАТЬ ОБРЕЧЕННОСТИ

Для детей старшего возраста отрыв от матери менее болезненный, но все равно, если есть возможность полежать в больнице вместе с ребенком, не упускайте ее. Не тешьте себя мыслями, что ему достаточно ваших дневных посещений. В больнице тяжелее всего бывает по вечерам, когда стихает дневная суета и ребенка начинают одолевать тревожные мысли. Хорошо еще, если медсестра, услышав всхлипы, подойдет к ребенку и погладит по голове. Но скорее всего, набегавшись за день, она раздраженно прикрикнет: «Да перестань ты реветь, и так голова болит!»

Больной человек особенно уязвим, а тем более ребенок. Кроме того, в пять-шесть лет дети обычно начинают бояться смерти. У некоторых эти страхи становятся навязчивыми. Получается, что в критический момент, когда ребенку особенно нужна поддержка родных, их нет рядом. Он чувствует себя брошенным, преданным, томясь от мучительного страха.

Образ взрослого у ребенка претерпевает в больнице качественные изменения, ассоциируясь с разными неприятными и болезненными процедурами: уколами, промываниями ран, перевязками. Взрослые начинают восприниматься как потенциальные носители угрозы. И этот факт тоже должен учитываться родителями.

Сколько раз приходилось слышать: «Психотравма? Да что вы! Наш Саша ни разу не пожаловался, что ему в больнице плохо. И ни разу не попросил, чтобы его поскорее забрали». А у ребенка - либо уже в больнице, либо в скором времени после выписки - расстраивался сон, появлялась раздражительность, плаксивость. Что же касается того, что он не просится домой...

Есть одно слово, точно отражающее душевное состояние многих детей, попавших в больницу. Это обреченность. Чувство, противоестественное для оптимистичного детского возраста и потому очень опасное. Поселившись в душе ребенка, обреченность оставляет трудноизгладимый след, заставляет страдать от тоски, одиночества, страха, несмотря на то что из-за гордости ребята, особенно мальчики, далеко не всегда в этом признаются.

ОСТОРОЖНО: БАБА ЯГА!

Чтобы развлечь ребенка в больнице, родители часто читают ему сказки. Но к выбору книг необходимо относиться с повышенным вниманием. Например, в обычной жизни дети 5-7 лет уже не боятся Бабы Яги. Но в больнице этот образ может вызвать у них страх и ночные кошмары. В сказках, которые вы будете рассказывать или читать ребенку, не должно быть страшных персонажей, вроде Людоеда, Кощея Бессмертного, разных призраков или разбойников. Также лучше избегать и таких персонажей, как злая мачеха, и уж тем более не читать сказки братьев Гримм, в которых встречаются странные родители, которые оставляют своих детей в лесу на ночь одних.

В больнице ребенок и так чувствует себя брошенным. Иногда ребята постарше запугивают малышей, что родители оставили их в больнице навсегда. Поэтому лишнее напоминание, даже в образе сказочных персонажей, может не на шутку взволновать и травмировать психику ребенка. Выбирайте только те сказки, где сюжеты веселые и забавные.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

Многие родители замечают, что их дети возвращаются из больницы какими-то «заторможенными». Такая заторможенность, безэмоциональность - верные признаки того, что ребенок пережил психическую травму. В этом случае нужно запастись терпением и не досадовать, если он не поддерживает вашей попытки вступить с ним в контакт. В теплой домашней обстановке он понемногу отойдет, его душевные силы начнут восстанавливаться.

Однако, настрадавшись, ребенок может и ожесточиться. Поэтому некоторые дети, вернувшись из больницы, начинают проявлять немотивированную агрессивность. Разумеется, не следует позволять ему дерзить или распускать руки, но на первых порах не надо заострять внимание на его выходках. Важно создать в доме обстановку уюта и комфорта, радости и покоя, и агрессивность постепенно сойдет на нет.

Дети, побывавшие в больнице, нередко ведут себя, как маленькие. Шестилетний ребенок вдруг начинает проситься «на ручки», отказывается самостоятельно одеваться и т.д. Родители считают такое поведение капризом и начинают «воспитательную работу». В действительности подобные реакции типичны для детей, переживших психическую травму. В психологии это явление называется «психический регресс» - то есть возвращение назад. Поэтому претензии родителей, что «ты уже взрослый и веди себя по-взрослому», только еще больше ранят и ожесточают ребенка. Лучше дайте ему эту возможность - побыть маленьким.

КУКОЛЬНЫЙ ДОКТОР

Мощное средство психологической разгрузки и психологической коррекции для детей - это игра. Проигрывая разные ситуации, ребенок «проживает» их и учится правильно реагировать, менять свое поведение. Даже в самой больнице можно затеять игру в «кукольного доктора», на роль которого сгодится любая симпатичная игрушка.

Мой младший сын Феликс, например, очень любил Смешилку - забавного тролля, «утешавшего и ободрявшего» его перед операцией, «уговаривавшего» не бояться уколов, принимать невкусные таблетки. Этого тролля я всегда приносила с собой. Он «беседовал» с сынишкой, «брал с него обещание» не скучать и не бояться, а затем отправлялся ко мне в сумку. А вот плюшевый мишка с солидным именем Михаил, которого трехлетний Феликс выиграл, участвуя в викторине, дневал и ночевал с ним в палате. И когда я навещала сына, мишка «рассказывал» нам с троллем обо всех переживаниях Феликса. Говоря от имени куклы, сынишка раскрывался и изливал душу. Таким образом я узнавала многое из того, что при простом общении ребенку рассказать было бы трудно.

Когда ребенок вернется домой из больницы, на какое-то время воздержитесь от обсуждения больничной темы, а затем воспроизведите травмирующую ситуацию в виде игры. Играть «в больницу» можно только тогда, когда ребенок не будет противиться игре. Для начала «назначьте» больным какого-нибудь зверька. Затем можно поиграть и «в людей», но изменив ситуацию на противоположную: пусть в больницу «положат» кого-либо взрослых, а ребенок будет «навещать его», приносить гостинцы, ухаживать, ободрять.

И только потом можно попробовать сделать главным героем игры не взрослого, а самого ребенка. Но при этом фиксироваться надо не столько на сострадании, сколько на положительных моментах пребывания в больнице.
- Да что ж там хорошего? - возмутится ребенок.
- Как что? - возразите вы. - Больному приносят всякие вкусности, дарят подарки, выполняют все желания. А главное, все считают его храбрым, смелым, завидуют его умению стойко выносить боль. После таких игр ребенок совсем иначе будет относиться и к самой больнице, и к походу в поликлинику, и к необходимым прививкам, он даже будет гордиться, что прошел «испытание на взрослость».

Татьяна Шишова, кандидат педагогических наук, психолог
«Будь здоров!», № 2, 2006



Понравилось - репост: