... один и тот же автомобиль, с одним и тем же баком у разных водителей пробежит разное количество километров. В зависимости от их манеры езды. И разница эта бывает весьма существенна – от 5 до 25 процентов! Итак, мы открываем “Школу экономного водителя”. * Не “топчите” педаль акселератора Каждое резкое нажатие педали газа увеличивает расход топлива в десятки раз. Неважно – на шоссе или в городе, при трогании с места, разгоне или выходе на максимальную скорость.Вы можете много лет проездить на мощных автомобилях и ни разу в жизни не надавить педаль газа до пола. И наоборот – очень часто, выбираясь на машинах со слабеньким двигателем 1,2-1,6 литра на хорошее шоссе, мы вдавливаем педаль в пол, идем близко к максималке для того, чтобы доехать куда-то быстрее. Если на такой режим выходить частенько и ехать в такой манере сотни километров, от города до города, например, то расход любого, самого замечательного автомобиля, возрастает катастрофически – до 17-18 литров бензина на 100 километров пути.Скорость вообще резко увеличивает потребление топлива, и это понятно – увеличивается сопротивление воздуха. Причем увеличивается оно не в прямой пропорции, а почти в геометрической. Экономичный режим для современных автомобилей - на 5-й, естественно, передаче - зависит, конечно, от объема и мощности двигателя. В среднем это диапазон скоростей от 60 до 90 км. в час. * Правильно пользуйтесь КПП – коробкой перемены передач При езде на автоматической коробке, от вас зависит только одно – нажимать педаль газа максимально плавно, коробка переключается сама. Расход бензина у машин с АКПП процентов на 10-15 больше, чем у машин с механической КПП.Многие спрашивают совета и даже записывают на бумажке и приклеивают ее к “торпеде” - при какой скорости, на какую передачу переключаться? “При 20 км. в час на 2-ю, при 40 на 3-ю” и так далее. Все это ерунда, поскольку эти цифры зависят от марки машины, от двигателя, наклона дороги и т.п. Пользуйтесь лучше универсальной формулой, которую и запомнить легче: первая передача для трогания с места. Вторая – для разгона. Третья – для обгона. Четвертая – для движения по городу. Пятая – для движения по шоссе.
* Не “крутите” двигатель Если вы бензин экономите, то старайтесь движок не “крутить” выше 2000 об. в мин. и как можно раньше переключать передачи для того, чтобы 5-я передача на шоссе, скажем, на “ВАЗ-21112”, пришлась на скорость уже в 50 км. в час, 16-клапанный двигатель такой режим позволяет. * Следите за давлением в шинах Учеными-автомобилистами подсчитано, что снижение давления во всех четырех шинах всего на 0,1 атм. дает увеличение расхода топлива на 2-3 процента. Известно, что шин, которые со временем не подспускают, не существует. Даже на “Феррари” и “Роллс-Ройсе”. Разница только в том, что “Таганку” на ВАЗовских дисках надо контролировать и подкачивать НА НАШИХ ДОРОГАХ раз в неделю, а “Бриджстоун” на “супердисках” - раз в месяц. А вот отличить шину с давлением 1, 2 атм. от 2,0 атмосфер может не каждый глаз, но зато водитель, имеющий такие подспущенные шины, будет тратить на каждой заправке лишних 150 рублей. Если есть желание, на шинах можно экономить и больше, и держать в них давление 2,5 атмосферы, но езда тогда станет слегка некомфортной: мелкие неровности дороги будут больше чувствоваться. При давлении 3 атмосферы и больше резко увеличивается тормозной путь. Повышение давления в колесах очень опасно на мокрой и скользкой дороге. Зимой этот метод просто неприемлем, поскольку расходы на восстановление машин после ДТП, многократно превысят экономию от бензина. * Увеличьте зазор в свечах Для более полного сгорания смеси в цилиндрах, зазор в свечах целесообразно увеличить до 1,0 мм”.Точнее сказать – этот зазор неплохо бы проверить, потому что на некоторых свечах он и так один миллиметр. * Пользуйтесь на шоссе “воздушным мешком” Этот способ экономии на шоссе очень эффективен, позволяет экономить до 40 процентов топлива. Заключается он в том, что вы следуете за каким-нибудь другим, более крупногабаритным транспортным средством, но близко от него, в зоне разряжения воздуха, которое оно создает за собой – в так называемом “мешке”. Конечно, тут многое зависит от скорости, но средние цифры расстояния между машинами такие: не далее 2-х метров от бампера до бампера, если впереди – легковой автомобиль. Не далее 4-х метров от грузового автомобиля и 5 метров от автобуса. Этот способ просто замечателен при езде колонной – вы периодически меняетесь со спутниками местами и не делаете за рулем резких движений. Опасность такой езды понятна – обгоны других автомобилей, резкие торможения. Пользоваться им могут только опытные водители. * Уменьшите энергонагруженность автомобиля Кондиционер увеличивает расход бензина примерно на 15 процентов. Токообогрев заднего стекла – на 5 процентов. “Печка”, включенный ближний, дальний, дополнительный свет – еще на 10-15 процентов. Один только ближний свет дает прибавку в расходе до 100 граммов бензина на 100 километров пути. * На спусках – на нейтрали, на некрутых подъемах – на 5-й передаче Этот совет я даю наперекор своему водительскому естеству. Что же делать, коль так жизнь складывается – не до жиру, быть бы живу. Раньше я всегда говорил, что ехать на нейтрали, то есть, когда колеса отсоединены от двигателя – опасно. Да, опасно. Особенно, когда на нейтрали резко тормозишь. На гололеде и снегу просто недопустимо. Но на сухом асфальте – можно. * Если можете не ездить в дождь, - не ездите Потому что сопротивление воды под колесами немногим меньше сжирает бензин, чем встречный поток воздуха. А особенно лужи, даже мелкие, – они вообще тормозят машину так, словно ее за задний бампер великан придерживает. Поэтому готовьтесь, выезжая куда-то далеко в сильный дождь, что за бензин вам придется заплатить процентов на 15 больше, чем обычно. * Не опускайте стекла Если вы занялись экономией бензина по-настоящему, то знайте, что опущенные стекла автомобиля создают завихрения воздуха, которые увеличивают сопротивление качению машины, а следовательно – расход топлива. Немного, процента на полтора, но если такая езда практикуется изо дня в день, из месяца в месяц… Поэтому, если в вашей машине эффективно работает обдув, приточная вентиляция и нет особой необходимости подставлять лицо ветру, то держите стекла дверей поднятыми. * Мелкие выбоины лучше объезжать, чем ехать по ним Опыт показывает, что на мелких выбоинах и неровностях, на которых мы даже газ не сбрасываем, расход, тем не менее, резко повышается. Почему? Да потому, что правая нога на педали газа трясется. Трясется незаметно для водителя. Но для двигателя – заметно. Поэтому мелкие выбоины, которые особого некомфорта не доставляют, лучше пропустить между колесами, объезжать, чем ехать по ним. * Спрямляйте повороты Совет, вообще-то, хулиганский, но действенный – некрутой поворот проходить не по дуге своего ряда, а по хорде. То есть – спрямлять путь, если на нем никого, кроме вас нет. Не очень крутые “S”-образные повороты можно вообще проходить по прямой. Этот способ укорачивает путь, например, от Москвы до Тольятти (1050 км.) километров на двадцать. Во-вторых, он позволяет в повороте газ не сбрасывать, чтобы потом, после поворота, не пришлось прибавлять его. И, в-третьих, он уменьшает вероятность заноса, гонщики особенно хорошо это знают. Да и вы на гонках “Формулы-1” видите по телевизору, как они перед крутым, скажем, левым поворотом уходят максимально правее, а потом “режут” поворот и выходят из него опять максимально вправо. * Уменьшите холостые обороты Попросите механика на сервисе, где вы обслуживаетесь или “дядю Васю”, уменьшить холостые обороты двигателя с обычных 900-1000 до 500-600. Лучше это сделать после обкатки автомобиля, т.е. после 15-20 тысяч пробега. Никакого вреда двигателю это не причинит, а расход снизит заметно. А в “пробочных” городах – очень заметно. Главное, чтобы двигатель работал на холостых оборотах устойчиво и не глох при резком сбрасывании газа, включении кондиционера или другой мощной электронагрузки, при торможении и выжимании педали сцепления. * Найдите свой бензин Не всегда дешевый сорт бензина дает экономию денег. Это зависит от двигателя. Имея “ВАЗ-21106” с двухлитровым “опелевским” форсированным до 150 л.с. двигателем, я всегда заливал 95-й бензин и проезжал по городу на ВАЗовском 42-литровом баке (с горловиной) 400-420 километров. А однажды залил 98-й и проехал на нем 540 км. А по шоссе – 720 километров - на одной заправке доехал от Москвы до Питера! (Правда, был попутный ветер, признаюсь. Кстати, средней силы встречный или попутный ветер соответственно увеличивает или уменьшает расход бензина процентов на 10-15.) Короче, проехав на 98-м, посчитал. Оказалось, что я меньше давлю на газ для того, чтобы проехать тот же путь. И, несмотря на то, что 98-й дороже, используя его, я экономлю на каждой заправке около ста рублей. Поэтому есть смысл попробовать все сорта бензина, если они допустимы для вашего двигателя, для того, чтобы выбрать самый экономичный. * Разгрузите автомобиль Один мой знакомый два месяца возил в багажнике пудовую гирю - забыл выгрузить. У другого не было гаража и инструмент и запчасти он возил в багажнике. Когда, наконец, выгрузил - более 20 килограммов оказалось, а это лишние 20-25 километров пробега. Ну, а о багажнике на крыше все знают - расход повышается на 10-15 процентов. Вот, собственно, и все советы по экономии бензина в наше непростое олигархическое время. Есть еще и “настройка двигателя”, смена его электронных “чипов”, в карбюраторных движках - установка экономичных жиклеров, магнитов, сеток во впускном коллекторе, но все это – одно для специалистов, другое - от шарлатанов. Я же говорю здесь о том, что доступно каждому водителю, и профессионалу, и начинающему - о манере езды. Если вы будете этим советам следовать, то сможете проезжать на своем баке километров на 50-100 больше, чем проезжали в счастливое и безмятежное время дешевого бензина.
|
|