Младенцы не обладают способностью согласовывать движения, резко дергают ручками и ножками. Подобные своеобразные манипуляции именуют «вскидываниями». Ребенок во время «вскидываний» испытывает страх при любом движении своих рук и ног и утихает, если его прижать к теплому телу взрослого либо какое-то время придержать ручки или ножки своей рукой. Для благополучного формирования осязания ребенка, необходимо, чтобы руки и ноги младенца постоянно натыкались на разнообразные поверхности, расположенные близко к его телу, пока он еще не успел «вскинуться» и напугаться. Стимулами для формирования осязания ребенка является совершенно все, к чему он может притронуться: пеленка, одежда, тело взрослого человека, собственное тело и т. д.
Если новорожденный вынужден какое-то время пребывать без мамы, в частности во время сна, то оптимальным способом оградить его от «вскидываний» является традиционная пеленка. Как только ребенка пеленают, придав ему внутриутробную позу, он мгновенно успокаивается. Свободное пеленание позволяет ребенку производить движения руками и ногами. Чем меньше одежды под пеленкой, тем лучше вырабатывается осязание, поскольку ребенок наталкивается ручками и ножками не только на ткань пеленки, но и на собственное тело. Свободно спеленатый ребенок обладает возможностью подтянуть ручки к лицу, найти свой ротик, как он и делал внутриутробно, сосать палец либо кулачок т. д. С течением времени ребенок адаптируется к своим рукам и согласовывает их движения более уверенно. Это наступает приблизительно к 10—30 дню, и с этого времени малыши перестают будить себя резкими движениями.
Но некоторые дети сохраняют «вскидывания» до 3—6-месячного возраста и требуют более длительного пеленания. Когда-то тугое пеленание использовали для выхаживания недоношенных детей. В настоящее время вряд ли можно встретить женщину, умеющую туго пеленать ребенка с применением свивальника. На сегодняшний день зачастую под «тугим» понимают более плотное пеленание с выпрямлением рук и ног ребенка. Именно таким образом пеленали детей в российских роддомах и яслях лет 20—30 назад. Надо сказать, что слепое применение тугого пеленания задерживает развитие главных движений руками, ребенок свыкается со своими ручками лишь к 6 месяцам и может даже в 7—8 месяцев будить себя резкими движениями. Доказано, что дети, которых держат совсем без пеленки и оставляют подолгу лежать, размахивая руками и ногами, в дальнейшем гораздо медленнее адаптируются к своим рукам, чем те, кого знакомили с ручками постепенно. Ребенок делается более тревожным, ему сложнее уснуть, а, заснув, он легко будит себя руками. Возраст для прекращения пеленания каждого ребенка индивидуален, одни успешно разлучаются с пеленкой в 10 дней, другие — в 6 месяцев. Мерой длительности пеленания может быть наличие либо отсутствие «вскидываний». Если ребенок вскидывается, то пеленка на время сна ему еще нужна, спит спокойно — необходимости нет.
|
|