Требования определены стандартами UNIDO(United Nations Industrial Development Organization) и стали общепринятыми как для инвесторов, так и для целей внутрифирменного планирования.
В соответствии с ними структура бизнес-плана для относительно небольших проектов должна включать в себя следующие разделы: 1.Резюме 2.Описание предприятия и отрасли 3.Описание продукции (услуг) 4.Маркетинг и сбыт продукции (услуг) 5.Производственный план 6.Организационный план 7.Финансовый план 8.Направленность и эффективность проекта 9.Риски и гарантии 10.Приложения 1. Резюме - это самостоятельный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме должно представлять краткую и ясную информацию о проекте отвечать на основные вопросы кредитора или инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта. 2. Описание предприятия и отрасли * Общие сведения о предприятии * Финансово-экономические показатели предприятия * Структура управления и кадровый состав * Основные направления деятельности, продукция, достижения и перспективы * Перспективы отрасли * Партнерские связи и социальная значимость проекта 3. Описание продукции (услуг) * Наименование продукции (услуги) * Назначение и область применения * Краткое описание и основные характеристики * Конкурентоспособность продукции (услуги) * Патентоспособность, авторские права на интеллектуальную собственность * Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции * Степень готовности к выпуску и реализации продукции * Наличие сертификата качества на продукцию, лицензий * Безопасность и экологичность
* Условия поставки, упаковка, транспорт * Гарантии и сервис * Эксплуатация * Возможности утилизации после окончания эксплуатации 4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг) * Описание требований потребителей к продукции (услуге) и возможностей предприятия удовлетворить эти требования * Описание конкуренции. Определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон. * Анализ возможностей предприятия * Описание рынка сбыта продукции (услуги) * Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. * Стратегия привлечения потребителей и реклама 5. Производственный план. В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство. Примерная структура раздела: Общие сведения о предприятии * Описание месторасположения предприятия (во многих случаях определяющий фактор для успеха проекта). Наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта * Используемая технология и уровень квалификации исполнителей * Потребность в площадях * Кадровое обеспечение * Удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих * Объем производства Расходы на персонал: * затраты на персонал управления * затраты на производственный персонал затраты на прочих сотрудников * Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия Расчеты выполняются по каждому виду продукции или услуги. Смета текущих затрат В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство (издержки производства) подразделяются на прямые (переменные, т.е. зависящие пропорционально от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от изменений объемов производства). Расчет переменных издержек К переменным издержкам относятся: * Затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия * Затраты на производственный персонал * Затраты на топливо, электроэнергию Расчет постоянных издержек К постоянным издержкам относятся: * Затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия) * Торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт) * Административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.) 6. Организационный план. В данном разделе должна быть информация о команде управления проектом и ведущих специалистах, правовом обеспечении, имеющейся поддержке и льготах, организационной структуре и графике реализации проекта. 7. Финансовый план. Необходимо показать основные пункты из финансовых данных. Здесь приводятся нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, таблица расходов и доходов, поток реальных денег, прогнозный баланс. Примерная структура раздела: * Затраты подготовительного периода * Затраты текущего (основного) периода * Расчет поступлений от проекта * Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга) * Расчет налоговых платежей * Другие поступления и выплаты * Отчет о прибылях и убытках * Поток реальных денег * Прогнозный баланс 8. Направленность и эффективность проекта В разделе отражается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта. 9. Риски и гарантии Описываются предпринимательские риски, возможные форс-мажорные и неблагоприятные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам. 10. Приложения Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и содержат дополнительную информацию. Как правило, в приложения включены материалы: * подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора предприятия, лицензии и сертификаты, и свидетельства, копии материалов прессы , отзывы заказчиков и партнеров и т.п.; * характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения); * подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договора, протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции); * показывающие возможности производства * раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из нормативных документов и др.); * обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы, и т.д.); * подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа; * подтверждающие направленность, значимость и эффективность проекта. Внимание! 1. Как правило, для относительно небольших проектов, в особенности стартовых проектов («с нуля»), любой предприниматель при участии опытного бухгалтера способен подготовить бизнес-план самостоятельно. Кроме целей экономии, самостоятельный процесс подготовки бизнес-плана позволяет предпринимателю еще раз «шаг за шагом» проанализировать жизнеспособность и эффективность своего проекта. Поэтому мы рекомендуем предпринимателям готовить бизнес-план самостоятельно. 2. В случаях необходимости подготовить бизнес-план, для сложного многоуровнего проекта, связанного с созданием крупного хозяйственного объекта, с расширением или диверсификацией действующего крупного бизнеса Вам, безусловно, следует обратиться к профессиональным консультантам в области бизнес-планирования. При этом Вы должны хорошо знать, какие данные Вам необходимо подготовить консультантам для успешной работы над Вашим проектом.
|