Хитрости и правила игры в написании резюме

Хитрости и правила игры в написании резюме

Давайте поговорим об особенностях, хитростях и правилах игры в написании резюме, знание которых позволит вам составить безупречный текст и поможет найти отличную работу.

Визитная карточка

Я часто слышу высказывания в духе «Сейчас резюме никто не читает, это просто формальность для HR-ов» или «Не буду я составлять резюме, у меня есть портфолио, и этого достаточно».
В действительности же ваше резюме по-прежнему является вашей визитной карточкой, той самой одежкой, по которой вас будет встречать работодатель. Ведь это же так просто — выполнить эту формальность, когда о составлении резюме написаны километры статей в печатных и электронных СМИ.

Три кита

Давайте поговорим о трех китах, на которых зиждется успешное резюме.

Первый кит — структура. Всем известно, что информация, представленная в виде списка и имеющая четко выделенные смысловые блоки, лучше воспринимается читателем. Ваша задача — сделать резюме максимально читабельным, а значит, оно должно иметь основной заголовок и подзаголовки разделов: опыта, образования, навыков. Информацию внутри подразделов лучше всего представлять в виде списков.

Второй кит — лаконичность. Если бы товарищ Никодилов из «Карнавальной ночи» читал лекцию о резюме, то он бы мечтал не о 5-ти звездочках, а об 1-ой страничке.

Общемировая рекомендация по составлению резюме такова: оно должно занимать не более 1-й страницы печатного и легко читаемого текста. По моему опыту, если в вашем резюме уже есть более 2-х мест работы, и вам есть, что о них рассказать, 1 страничка — это недостижимый идеал.

2–3 страницы, набранные 12-м шрифтом, — вполне допустимая норма. 4 уже много. Как-то раз один мой друг попросил отредактировать его резюме, составленное на 8-ми страницах! Опыт у него был, несомненно, богатый, но 8 страниц об этом опыте никто бы читать не стал.



Ну, и третий кит, о котором, к сожалению, тоже часто забывают — грамотность!

Современные программы по редактированию текста (например, Microsoft Word) позволяют проверить орфографию автоматически. Не пренебрегайте этой возможностью, покажите себя в лучшем свете.

Содержание

Перейдем к самому интересному — к содержанию резюме.

Начнем с шапки резюме.

Первое: у резюме должен быть заголовок! Если вы составляете резюме в текстовом документе и намерены самостоятельно отправлять его работодателям или распечатать, собираясь на встречу, то заголовком резюме является ваше имя и фамилия. Размещая резюме на джоб-сайте, вы заметите, что в этом случае заголовок — это должность. Все нормально, на джоб-сайтах это более удобный формат.

Второе: искомая должность. Здесь действует правило «одно резюме — одна должность». Старайтесь избегать перечисления нескольких должностей в одном документе, а главное, никогда не пишите, что ищете любую работу. Любая работа — это не профессия, такие резюме плохо ищутся на джоб-сайтах и плохо воспринимаются работодателями.

Третье: ожидаемый уровень дохода. Его можно не указывать, но если вы точно знаете, сколько хотите получать, то пишите сумму с комментарием «net», что означает «на руки» или «после вычета налогов».

Я не раз сталкивалась с ситуациями, когда соискатель называл сумму, которую он ожидал увидеть на своей зарплатной карте, а работодатель — сумму, которая будет указана в зарплатной ведомости. Разница между этими суммами большая, поэтому первая же зарплата может привести к разочарованию и, возможно, к полному разрыву отношений.

Четвертое: контакты. Разумеется, если вы хотите найти работу, работодатель должен иметь возможность быстро с вами связаться.

Пятое: Фото. Необязательный, но рекомендуемый элемент. О нем поговорим подробнее.

Согласно исследованиям, 87% работодателей предпочитают резюме с фотографией. Но к ней предъявляются совершенно определенные требования:

1. На фото должно быть отчетливо видно лицо, так что снимки в полный рост и высокохудожественные композиции с челкой или шляпой, закрывающей пол-лица, не котируются.

2. Фон снимка должен быть либо нейтральным, либо связанным с вашей профессиональной сферой. Повар на кухне или фитнес-тренер в спортзале — да. Секретарь в шортах на фоне прилива — нет.

3. По этой же причине фотографий с веселых вечеринок, путешествий и иных развлечений лучше избегать.

4. Фото с детьми и домашними животными допускаются только для тех, у кого с детьми и животными связана профессиональная деятельность: для нянь, ветеринаров и так далее.

Самый интересный раздел резюме — это опыт

В HR-среде есть два мнения, с чего лучше начинать составление резюме: с описания образования или с описания опыта. Я придерживаюсь того мнения, что если опыт у вас уже есть, и он соответствует той должности, на которую вы претендуете, то первым надо указывать именно его.

А если опыта нет, или если он никак не связан с искомой работой, а образование при этом связано, лучше начать с образования. Заголовок «Опыт работы» у этого раздела должен быть именно таким, пусть он и очевиден. Так лучше сохраняется структура.

Компания, должность и период вашей работы в этой компании

Я часто встречала резюме, в которых было указано несколько компаний в виде «Ресторан» или «Салон красоты».

Если вы по каким-либо причинам не хотите раскрывать название компании, в которой работали — это логично, но часто это продиктовано элементарной ленью. Некоторые работодатели обращают внимание на то, указано ли полное юридическое название, хотя таких и меньшинство.

Тем не менее, указать имя компании (например, как ЗАО Вымпелком (Билайн)) все же стоит. Если в одной компании вы сменили несколько должностей, то вы можете перечислить их с указанием периодов работы, не повторяя каждый раз название фирмы.

Обязанности и достижения — это самое важное, что вы можете сказать о своем опыте: какие задачи вы выполняли, чего вам удалось достичь. Достижения желательно указывать измеримые, например, «увеличил объем продаж на 20%», «реализовал успешный проект, позволивший компании выйти на региональные рынки» и т. д.

Образование

Не забываем про заголовок, в нем также можно добавить, какое именно образование вы получили — например, высшее техническое.

Образование разбивается на две части: основное и дополнительное. Основное — это высшее или среднее специальное или они же, но незаконченные. Указывать в образовании среднюю школу довольно бессмысленно. Даже если образование не окончено, то оно все равно указывается с пометкой, что учеба еще продолжается и указанием предполагаемого года ее окончания.

Дополнительное образование — это всяческие курсы, тренинги, мастер-классы и прочие учебные мероприятия, которые должны были повысить вашу квалификацию. Указывать курсы вышивания крестиком, ища работу бухгалтера, излишне.

Знания, навыки и личные качества

По смыслу они разбиваются на знание языков, владение компьютером, профессиональные навыки и личные качества.

В разделе знание языков вы указываете иностранные языки, которыми вы владеете, а также уровень владения.

В разделе «Владение ПК» указываются те программы, которые вы уверенно используете в рамках профессиональной деятельности. Если вы, например, юрист, то знание фотошопа не добавит вашему резюме особой ценности.

Наиболее интересны два последних пункта. В профессиональных навыках указывается, что такого особенного вы умеете делать в рамках своей профессии, что принесет пользу той компании, что возьмет вас на работу. Например, вы мастерски проводите переговоры, умеете отлично анализировать большие объемы информации, проводить рекламные кампании в любых СМИ и т. п.

В разделе «Личные качества» работодатель ожидает увидеть опять же то, что поможет вам эффективно работать: пунктуальность, ответственность, умение планировать и т. п. Писать о том, что вы отлично готовите или любите животных, если это не имеет отношения к вашей работе, не стоит.

Итак, что у нас получилось. Резюме начинается с ФИО, должности, ожидаемого уровня дохода и фото.

Затем идет опыт, образование, знание языков, владение ПК, профессиональные навыки и личные качества. В конце можно добавить дополнительную информацию о семейном положении, наличии авто и готовности к командировкам.

И обязательно дату составления резюме! Распечатывая резюме перед встречей с работодателем, всегда указывайте вчерашнюю или сегодняшнюю дату — работодателю будет приятно, что он работает со свежим документом.

Возраст

И еще пара слов о возрасте. Указывать или нет? Если да, то где? Моя рекомендация такова: пока вы считаете, что ваш возраст — это достоинство, указывайте его в шапке рядом с ФИО. Указывается число лет, а не год рождения. Когда же вы чувствуете, что возраст становится препятствием в трудоустройстве, указывайте его в самом конце, в разделе «Прочее» и в виде года рождения.

Похожие статьи: Кто такой экспедитор, Заработок на выходных, Ярмарки вакансий, Как искать работу, Непотопляемые вакансии, Советы по поиску работы, Помощь кадровых агентств, Как заработать студенту, Заработок при помощи автомобиля, Как выбрать профессию, Как найти работу быстро, Вождение, автошколы, права, Как найти работу.

Facebook livejournal ВКонтакте Одноклассники Twitter Google: живая лента RSS feed подписаться на рассылку