Русская Атлантида

Русская Атлантида

Город-призрак Молога

Грохот новостроек заглушил взрывы храмов, треск избяных углов, сетование и плач изгоняемых с родных мест людей. Тогда за масштабностью происходящего казались ничтожными утраты монастырей и церквей, несущественным исчезновение деревень, лесов, полей и разумного, устоявшегося веками уклада жизни. Но нельзя, чтобы в ленивых движениях вод рукотворных морей, в зыбучих песках новых берегов утонула память о том, что здесь было и произошло. Об этом и решила рассказать наша газета в серии материалов под общим заголовком...

Этого момента ждали долго. Толпилась на верхней палубе группа православных паломников. Негромко переговаривались в кормовой части судна свободные от вахты члены команды. Глядели из иллюминаторов своих кают пожилые пассажиры. Торжественность момента и приподнятость настроения не нарушали даже щелкающие затворы фотоаппаратов и жужжание видеокамер. И вот показалось это чудо. Словно гигантский сказочный исполин поднялась над волжской водой многометровая колокольня Калязинского храма. Уже несколько десятков лет возвышается она немым укором нам - современникам коммунистических безбожных преобразований в нашей стране. Ведь история этого чуда, мимо которого днем и ночью проплывают волжские суда, неразрывно связана с историей нашей многострадальной Родины...

Верхняя Волга. Серединная Россия. Земли с богатой и красивой природой, обжитые, обустроенные и украшенные поколениями русских людей, накопивших в многовековом созидании огромные культурные ценности. Эти места в 1930-е годы захлестнул вал индустриализации. Здесь были сооружены первые ГЭС Волжского каскада. Поднятые на многие метры воды великой реки затопили огромные территории со всем, что на них находилось. С уходивших под воду земель переселялись десятки тысяч людей. Они могли увезти с собой скарб, скот, часть разобранных деревянных домов, но не храмы, усадьбы, городские здания и землю с лесами, озерами, полями, малыми реками. Все это взрывалось, разрушалось и затапливалось...



Акватория Рыбинского водохранилища составила 4,5 тысячи квадратных километров. На дно ушли город Молога, около 700 сел и деревень, три монастыря, десятки храмов и бывших дворянских усадеб, сотни неизученных памятников археологии, пойменные луга, дававшие лучшее в России сено, и пастбища. Исчезли улицы и кварталы далеких от плотины городов и больших старинных сел - Пошехонья, Брейтова, Весьегонска, Мышкина, Абакумова. Переселилось около 150 тысяч человек.

Город-призрак Молога

Молога - символ трагедии, город-призрак. Он то появляется, то исчезает в мутновато-зеленых мелководьях, пугая хранящим следы грандиозного разрушения пейзажем. Ржавое железо, развалы кирпича на местах храмов и зданий, полузамытые песком булыжные мостовые и уходящие в воду квадраты валунных фундаментов, отмечающие своими рядами направления бывших улиц. Жутковатый на вид "план" в натуральную величину. А вокруг столь же безжизненно и пустынно: в одну сторону сливающаяся с небом серая гладь воды, а в другую - пески ненадолго обнажившегося дна водохранилища. И среди этой песчаной пустыни плывут как миражи временно обсохшие, увенчанные сосновыми гривами острова.

Нередко убывающими осенними днями после засушливого лета выходит из-под воды город, чтобы напомнить о себе людям. Он был впервые упомянут в летописях под 1149 годом, а возник, возможно, и раньше, в узле речных путей, по которым шла новгородская колонизация края. В XIV веке стал центром княжества, затем - крупнейшей ярмарки. В ХVII-ХVIII веках существовал как торговый посад, а в 1777 году вновь обрел статус города.

В начале XX века в Мологе было 900 домов, из них 50 - каменные. На торговой площади, у набережной, размещалось около 200 лавок. Город вытянулся вдоль берегов Волги и Мологи на 4,5 километра четырьмя параллельными улицами, унаследовав в регулярной схеме екатерининского плана конфигурацию, характерную для поволжских промысловых слобод и посадов, жизнь которых была связана с рекой.

Пространственную композицию и архитектурный облик "речного фасада" формировали пять храмов-доминант. Наиболее старая из мологских церквей - храм Вознесения на западной окраине города, построенный в 1756 году в духе характерных для провинции поздних реминисценций "нарышкинского" барокко. В том же стиле выдержан и старый Воскресенский собор (1767) на набережной с колокольней, составленной из убывающих восьмериков. Недалеко от Воскресенского располагался "новый" Богоявленский собор (1882), выдержанный в русско-византийском стиле, характерном для эпохи Александра III.

В трех верстах на северо-запад от города, близ берега Мологи, располагался обширный комплекс Афанасьевского женского монастыря, возникшего еще в XIV столетии. Он включал четыре храма: соборный Троицкий (1788), летний Сошествия Святого Духа (1840), церковь Успения Богоматери (1826) и кладбищенскую Усекновения главы Иоанна Предтечи (1890). Их окружали келейные и хозяйственные корпуса, составлявшие одновременно и часть ограды с массивными угловыми башнями-ротондами, придававшими ансамблю еще более монументальный вид.

Теперь здесь нет ни города, ни монастыря. Только старые фотографии и вещи, собранные заботливыми руками музейщиков и помещенные в часовне Афанасьевского монастыря, что стоит на одной из рыбинских улиц, хранят память о прошлом. И постаревшие "последние дети Мологи" собираются порой под музейными сводами вспомнить ушедшее, пройти на катере по следам исчезнувшего города, постоять на бывших его улицах и бросить в воду цветы, как дань памяти родине и ушедшему вместе с ней под воду детству.

На восток от Мологи, в пятнадцати километрах от Рыбинска и в четырех от правого берега Волги, при слиянии ныне почти исчезнувших речек Белый Юг и Черный Юг, располагался еще один известный монастырь - Югская Дорофеева пустынь, основанная в 1615 году схимонахом Псково-Печерского монастыря Дорофеем.

Она прославилась чудотворной иконой Богоматери Одигитрии, получившей прозвание Югской. В начале XX века пустынь принадлежала к числу самых богатых и благоустроенных обителей епархии. В ней было пять храмов, больница и амбулатория, которыми пользовались до 5 тысяч человек в год, а также школа. В подклете Троицкого собора покоились мощи основателя монастыря.

И другие поселения

Вверх по Шексне, в нескольких километрах от Рыбинска, ушло под воду большое фабричное поселение Абакумово - его население в начале века насчитывало 5 тысяч человек - с судостроительным заводом, канатной фабрикой, созданными известным купцом-меценатом М.Н. Журавлевым.

Пострадали от затопления города и села, расположенные за многие десятки километров от плотины. Старинное Пошехонье на притоках Шексны Соге и Согоже, замечательное четкой классицистической планировкой, миновала участь Мологи. Но очень сильно изменилось его окружение. Город стоял среди лесов, а оказался на берегу водохранилища, "присев" на подтопленных берегах.

Большое, известное с XVI века село Брейтово стояло при впадении легендарной Сити в Мологу и было перемещено на новое место, при этом были утрачены два храма - Иоанна Предтечи (1767) и Рождества Богородицы (1898), кладбище, две часовни и улицы с добротными деревянными и каменными домами местных ткачей-хамовников.

Здесь же, вдоль бывших берегов Мологи, ушли под воду древние, летописно известные села, храмы, дворянские усадьбы. Село Борисоглеб - упомянутый в XII веке Холопий Городок. Усадьба деятелей отечественной культуры Мусиных-Пушкиных - Иловна - с большим трехэтажным домом-дворцом, флигелями, службами, храмом, мостами над каналами и прудами, пристанью.

На три четверти затоплен далекий, расположенный на Мологе в ста сорока километрах от Рыбинска, Весьегонск. Он возник в XII веке как торговый посад на пути с северо-запада на Волгу. Под воду ушла вся его историческая часть: прибрежные улицы, площадь, где столетиями шумела знаменитая ярмарка, городской Богоявленский собор (1742), церковь Кирика и Иулитты (1844) с кладбищем, часовня Нерукотворного Спаса (1852) на площади, часовня Александра Невского (1867) и храм Николая Чудотворца (1907).

На месте города, между водой и новой набережной, протянувшейся на несколько километров, - временами затапливаемый луг, песчаные отмели с обломками кирпича и покрытый ивняком полуостров Кирики, где когда-то располагался храм. Уцелели только дальние от берега кварталы небольших деревянных домов начала XX века, дополненные постройками из зоны затопления, и стоящие у кромки луговой поймы Троицкий (1868) и Казанский (1811) храмы.

А через луг, по заросшим осокой канавам, по бывшему городу проходят к оборванным у воды улицам лодки местных рыбаков.

Маленький Мышкин расположен в восьмидесяти километрах вверх по Волге от Рыбинска. Но и здесь поднявшаяся на несколько метров Волга подтопила более 50 домов и построек на улицах в его "нижней" приречной части.

На правом берегу, в семи километрах выше Мышкина, вода подступила к стенам бывшего Кассиано-Учемского монастыря. Храмы, Успенский (1711) и Предтеченский (1825), подмонастырная слобода оказались на низком полуострове, их разрушили.

Сейчас здесь только два поросших березами и кустарником холма, разбросанные по перешейку камни из-под углов слободских домов да несколько поваленных мраморных памятников. А память об утраченном запечатлена высоким деревянным крестом и шатровой часовней, которые поставил труженик-лесник Василий Гурьевич Смирнов над останками учемских храмов.

Углич - древнейший город Верхней Волги, один из самых живописных и богатых своим наследием, - основан в 937 году. На берегах, в изгибе речной излучины, свободно раскинулись его улицы и кварталы. В эту сотворенную человеческими руками хрупкую среду старого города грубо и властно вторглась стройка Угличского гидроузла - явление иной, индустриальной культуры. И не только под водой, но и в массах перемещенной земли исчезли древние храмы, городские дома и улицы.

Снесен и перемещен к берегу Корожечны почти весь левобережный район Углича - Малая Сторона. Здесь разрушены Леонтьевский (1778), Введенский (1749), Всехсвятский (1823) храмы. Под трассой канала исчезли парк и Царское озеро, располагавшиеся перед Супоневским дворцом XVIII века. Канал отсек и левое крыло самого дворца, предопределив его последующую гибель.

На правом берегу, у въезда на мост ГЭС, снесены Николо-Песоцкая церковь (1761) и часть ближних городских кварталов. За плотиной, там, где начинается канал шлюза, подтоплена Богоявленская гора с высокоствольным сосновым лесом, где до польского разорения располагался Богоявленский монастырь. Ушла под воду Входоиерусалимская слобода с храмом. Теперь, с понижением уровня воды, рядом с причалом порта появляется на поверхности пологий остров-мель - все, что осталось от древнего поселения.

Самая большая утрата Углича - Покровский монастырь, располагавшийся на левом берегу у села Покровские горки. Памятный крест на береговом скате отмечает место, близ которого под волнами погребена обитель с древнейшим на Верхней Волге Покровским собором (1483), Богоявленской церковью с трапезной, надвратной Никольской церковью и башнями ХVI - ХVII веков, оградой, жилыми и хозяйственными постройками, садом и кладбищем. В наше время изредка в феврале-марте вырастают со дна ледяные холмы, под которыми покоятся руины взорванных в 1940 году монастырских храмов и зданий.

Угличское водохранилище не столь грандиозно и подавляюще безбрежно, как Рыбинское. Его площадь 225 квадратных километров. Лесистые берега, заливы, острова, с которых смотрят в водную гладь сосновые и березовые леса, очень красивы. Можно было бы с радостью и покоем в душе созерцать эти широкие пейзажи, если бы не возникали мысли о том, что скрыто под водой у этих берегов. При заполнении водохранилища в Угличском, Кашинском, Калязинском районах было перемещено на верхнюю террасу берега около 100 деревень и сел, разобраны и затоплены сельские храмы.

Выше по Волге, у села Прилуки, на границе Тверской и Ярославской областей, ушла под воду часть древнего кладбища, что находилось у стен Рождественского Прилуцкого монастыря, возникшего в начале XV столетия в Угличских владениях Троице-Сергиевой лавры.

Километрах в пятнадцати от Прилук возникает как огромный обелиск над подводной могилой знаменитая Калязинская колокольня. Памятник отмечает ушедший под воду исторический центр старинного волжского городка, возникшего, по легендарным сведениям, в XII веке.

Возникновение реального исторического Калязина относится к первой половине XV века и связывается с основанием Троицкого Калязина монастыря иноком Макарием. Обитель располагалась на левом берегу Волги, на землях, принадлежавших боярину Ивану Каляге. Ставшая широко известной и посещавшаяся царями, она обстроилась многочисленными каменными зданиями. Накануне разрушения в ней было пять храмов XVI - XIX веков, среди которых особую ценность представлял Троицкий собор, перестроенный после польского разорения и расписанный царскими мастерами. Фрагменты снятых с его стен фресок хранятся в Калязинском музее. Комплекс включал храмы: Сретенский, Макария Калязинского, Алексея - человека Божия и Успенский и был опоясан семисотметровой крепостной стеной с высокими башнями, воздвигнутой мастерами Марком и Иваном Шарутиными в первой половине XVII века. Этот выдающийся ансамбль не затапливался, и его могла спасти небольшая обваловка. Однако он был взорван и разобран. Вместе с монастырем оказалась под водой и заречная часть города с храмом Рождества Христова (1708). Теперь только низкие, поросшие ивняком острова да замытые песком развалы кирпича напоминают о том, что здесь было.

На правом берегу город потерял свою лучшую историческую часть. Под воду ушли Центральная площадь с торговыми рядами, Николаевским собором (1694) и церковью Иоанна Предтечи (1792), кварталы и улицы с купеческими особняками, представлявшими несколько стилей русской архитектуры ХVIII - ХХ веков от барокко до модерна. Калязин оказался разорванным на части. Разлившееся устье Жабни отделило от него заречную слободу Свистуху с Богоявленской церковью (1781), а улицы его беспомощно оборвались у самой воды.

Вот и осталось за кормой теплохода живое напоминание о губительности безбожных трудов и низости величия, создаваемого на камнях святых алтарей. Сколько еще надо стоять калязинской колокольне на середине красавицы Волги и будить совесть русского народа безмолвным звоном, чтобы мы услышали голос погибших святынь земли православной, осознали необходимость покаяния и богоугодной жизни?

Материал подготовил
Михаил Щербак. Самара-Москва-Самара.
В работе над материалом использован фотоальбом "Русская Атлантида"



Понравилось - репост:


Деньги Венгрии: валюта Венгрии и монеты Венгрии
Цены в Венгрии. На что ориентироваться туристам
Что взять с собой в Венгрию
Погода в Венгрии в разные времена года
Что привезти из Венгрии? Покупки и сувениры из Венгрии
Купальни Сечени в Будапеште, Венгрия
Красота по-шведски
Туры в Кистоун, США
Туры в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, Мексика
Как сэкономить в поездке по Европе
Как организовать загранпоездку
«Несезон» — самый лучший сезон!
Экзотические рынки-«птички»
Мифы о Стране восходящего солнца
Армянские коньяки
История Армянского Коньяка
В Тбилиси за солнцем
ХАДЖ
Ночь с Петербургом
Море внутри
Дары Греции
Акуна матата!
Куршевель
Украинские традиции и Рождество
Экотуризм - единение с природой
Исландия
Египет
Тайланд
Польша
Чехия
Хорватия
А может быть, этим летом поедем в Прибалтику?
Украину готовят на съедение
Жизнь киевских "новичков", или Памятники, исполняющие желания
Персидские ковры - Иран
Перу
Необычные браки Горного Бадахшана
Мордва.
Легенда Кабо-Верде.
Дамаск — самая древняя живая столица в мире.