Хадж - паломничество в Мекку, Пятый столп ислама.
Один из самых волнующих актов веры в исламе, хадж для тех мусульман, которые могут позволить себе отправиться в Мекку, является кульминацией их религиозной жизни, моментом, когда они удовлетворяют глубокое и сильное желание увидеть хотя бы раз в жизни Каабу - Дом Бога и физический центр сосредоточения жизненных устремлений верующего. Вместе с тем хадж является для правоверных всего мира выдающимся духовным явлением, которое согласно исламскому преданию берет свое начало со времен Авраама, а затем было подтверждено Мухаммадом. Во время прощального паломничества Пророк Мухаммад сам определил основные обряды хаджа - так он был систематизирован в ритуал, простой в исполнении, но глубокий по своему значению. Хадж следует совершать между восьмым и тринадцатым днями Ду аль-Хиджа, 12-го месяца мусульманского календаря, но в истинном своем смысле он начинается с того времени, когда мусульманин вступает в Мекку, совершает положенные обрядовые действия - омовение, обрезание волос и ногтей, снимает драгоценности и головной убор и облачается в особое одеяние - ихрам, которое представляет собой два простых куска белой материи, "не знавшей иглы" (т.е. без швов), символизирующих состояние чистоты. Одевая его, паломники совершают особое паломническое обращение к Аллаху - талбийя: "Вот я перед тобой, о Боже", что звучит по-арабски как радостное восклицание: "Ляббайк!". После облачения в ихрам паломники могут вступить в харам - священную территорию, окружающую Мекку, а затем и в саму Мекку, где они исполняют таваф - обхождение вокруг Мекки и сай - бег между двумя холмами в Аль-Масье в Мекке. Все это может быть частью умры, или "малого паломничества", часто являющегося вступлением к хаджу, но не его неотъемлемой частью. Одним из главных различий между хаджем и умрой является то, что умра может быть совершена в любое время года, тогда как хадж должен исполняться в установленные дни мусульманского календаря. Совершение главных ритуалов хаджа начинается на восьмой день Ду аль-Хиджа, когда с громоподобными возгласами "Ляббайк" паломники исходят из Мекки в Мину, где они, подобно тому, как поступал Пророк, погружаются на ночь в размышления. На следующий день они продолжают свой совместный путь к долине Арафат, находящейся за пределами Мекки и располагаются лагерем перед возвышающейся над долиной невысокой горой, называемой Джабал-ар-Рахма, Гора Милости. Так начинается главный обряд хаджа, во время которого паломники проводят время в молитвах и размышлениях - предстояния (вукуф) перед лицом Аллаха - несколько драгоценных часов глубокого самоанализа, мольбы и искупления, в ходе которых, по словам многих, мусульманин приближается к Богу настолько близко, насколько это возможно на земле.
В долине Арафат многие паломники действительно стоят - от полудня до заката солнца. Некоторые мусульмане также посещают других паломников или Гору Милости, у которой Мухаммад произнес свою прощальную проповедь. Предстояние не является окончанием хаджа, но представляет собой кульминацию религиозной жизни мусульманина. Как сказал Пророк: "Лучшей из молитв есть молитва в день Арафата". После захода солнца паломники направляются в долину Муздалифа, где они собирают камни для забрасывания или побивания камнями столбов, олицетворяющих зло. Затем они молятся и отходят ко сну. На третий день паломничества они возвращаются в Мину и участвуют в обряде отречения от зла: забрасывают камнями столб, который как многие полагают, олицетворяет Сатану. Согласно преданию, в этом месте Сатана побуждал Авраама не повиноваться наставлениям Господа пожертвовать своим сыном Ишмаэлем. В Мине также начинается Ид аль-Адха - великий всемирный Праздник Жертвоприношения, во время которого паломники приносят в жертву животных - отчасти для того, чтобы почтить памятью готовность Авраама пожертвовать своим сыном, отчасти символизируя готовность мусульман пожертвовать самым дорогим, что есть у них. В то время, как мусульмане по всему миру в этот день также осуществляют свои индивидуальные жертвоприношения, паломники в Мине истинно разделяют свое паломничество с мусульманами всего мира. Поскольку отныне паломники совершили большую часть хаджа, мусульманские мужчины остригают волосы (или бреют свои головы), а женщины срезают символический локон волос, совершая таким образом частичное самопожертвование. В это время мусульмане могут также снять одеяния ихрама и совершить омовение. В Мекке обряды завершаются тавафом возвращения, семикратным Обхождением вокруг Каабы - акт, подразумевающий, что в основе деятельности каждого человека должен быть Бог. После последнего круга паломники поклоняются во внутреннем дворе Мечети Места Авраамова, где Праотец сам вознес молитву и с сыном Ишмаэлем остановился для строительства Каабы. Таваф возвращения является последним важнейшим обрядом паломничества. Теперь паломники становятся хаджиями - теми, кто совершил хадж. Большая часть паломников пытается поцеловать, прикоснуться или приветствовать Хаджар аль-Асвад, Черный Камень Каабы - блестящий камень, почитаемый как знак, посланный Богом. Это уцелевшая часть первоначального строения, воздвигнутого Авраамом и Ишмаэлем. Многие мусульмане совершают сай, или бег - ритуал повторяющий отчаянный поиск воды Хаджар, когда она и сын Авраамов Ишмаэль стояли в долине Мекки, пока Архангел Гавриил не привел их к Колодцу Замзам. По обыкновению паломники возвращаются в Мину между одиннадцатым и тринадцатым днем, они забрасывают там остающимися у них камнями три столба и затем совершают в Мекке прощальный обход вокруг Каабы. Некоторые мусульмане также посещают Мечеть Пророка в Медине.
|
|