Веер – ветер в кружевах…
Дремлют тайные желанья,
Что не скажешь на словах,
Взмахом выразишь, касаньем…
Веером лицо прикрою,
То ль от солнца, то ли нет…
Может быть, тогда я скрою
Глаз нетерпеливый свет.
Лишь украдкой сквозь просветы,
На тебя я погляжу.
В знаках веера ответы
Ты найдёшь, я подожду…
Не помогут ох и ах,
Только время и терпенье…
Веер – ветер в кружевах…
Скажет о моих желаньях.
(Н. Антонова)
Согласно древней китайской легенде, веер был принесён на землю всесильной и всевластной богиней ветра Немизой. Давным-давно, во времена незапамятные, Немиза спустилась с неба. И, бродя по земле, великая богиня увидела, что очень много людей на нашей планете страдают. Её сердце наполнилось состраданием к простым людям, и чтобы хоть как то облегчить их жизнь, она подарила им свой волшебный веер. И с тех пор, когда человеку, нужна была помощь, ему достаточно было лишь взмахнуть веером и создать ветер. Это означало просьбу о помощи у богини ветра. Слово "веер" произошло от глагола "веять", то есть обдавать потоком воздуха. Веер - один из предметов, появившихся в древнем Китае в глубокой древности. Самой ранней формой веера было опахало, например, из перьев. Предназначеньем веером была защита от солнца и вентиляция. Раскопки археологов явили миру веера, относящиеся к временам правления династии Чжоу (770 гг. – 256 гг. до н. э) и периоду Сражающихся царств - "Чжаньго" (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Веера на длинных палках были изображены на бронзовых предметах обихода. Первые китайские веера не были складными, они представляли собой лист бумаги или шёлка, вклеенный в бамбуковую круглую рамку. К концу периода Сражающихся царств большая часть вееров приобрела полукруглую форму. Такие веера изготовлялись из тонких бамбуковых пластинок. Сначала веер был доступен только императорской семье и очень богатым людям, он был предметом, подчёркивающим высокий социальный статус своего хозяина. Затем постепенно веера появились и у слуг.
Веера в виде опахала были и в Древнем Египте, где были не только защитой от жары, но атрибутом величия фараона, а так же эмблемой счастья и небесного покоя. Были и должности специальные – "носитель веера с левой стороны". Веера служили в древности царям Индии и Персии. В Древней Греции и Риме опахала изготовлялись из листьев и перьев, чаще всего павлиньих, на деревянной или костяной основе. В Риме опахалом на ручке молодые невольники обмахивали своих хозяек. Изображения вееров нередко встречается на античных вазах. Древнеримский поэт Овидий упоминал о маленьких веерах, которыми пользовались римские матроны. В Японии в давние времена веер служил мужчинам символом царской и военной власти. Так, в средневековом эпосе "Сказание о доме Тайра" рассказывается о том, что однажды могущественный военачальник Тайра Киёмори, которого на переправе застигла темнота, взмахом веера заставил солнце снова подняться на небосклон. А японские женщины прятали за веером лица от солнца, насекомых и мужчин. Появился веер в Японии, по предположению историков, не позднее VIII века. В письменном источнике, относящемуся к 762 году, написано, что "одному ветхому старику в виде особой милости было разрешено являться ко двору с посохом и веером". Материалом для японских вееров служили слоновая кость, сандаловое дерево, бронза, серебро, золото, перламутр, панцирь черепах. Планки веера покрывали золотым и серебряным лаком, инкрустировали вставками из золота и сандала, наносили резьбу. Но больше всего ценились разрисованные веера из белой пеньковой бумаги. Японские веера украшали не только живописью, но и стихами. Император вручал веера придворным, имеющим особые заслуги. Веер был также желанным подарком. Японцы верили, что веер приносит счастье и богатство. В Византии веера, вернее, опахала на ручке, применялись во время торжественных богослужений для того, чтобы отгонять мух от священных даров, а позднее приобрели ритуальное значение. В Европе веера появились в XVI веке и стали завоёвывать популярность сначала среди царствующих особ, знати, потом и среди простого населения. Во Франции веера вошли в моду благодаря Екатерине Медичи. А королева Англии Елизавета (1558-1603) объявила своим подданным, что может получать от них единственный подарок — веер, за что её прозвали "покровительницей вееров". Большой поклонницей вееров была фаворитка Людовика XIV (1638-1715) маркиза де Помпадур. В это время во Франции веера расписывали мастера с мировой известностью, например, Ватто, Буше и другие. В XVII веке в Европе появился складной веер, который спасал от духоты. На Московской Руси тоже были веера – опахала круглой формы из страусовых перьев и ручкой из дерева, кости, серебра, золота. Веер из чёрных страусовых перьев на яшмовом с золотом черенке, украшенном изумрудами, рубинами и жемчугом, был у матери Петра I царицы Натальи Кирилловны (1651-1694), его ей прислали в дар Государь Цареградский патриарх Кирилл с Архимандритом Филофеем. Но впервые слово "веер" письменно в русском языке упоминается в 1724 году. А в моду в России веера входят только при Марии Федоровне, жене императора Александра III. Богатые люди стали заказывать веера к различным мероприятиям, изображать на них свой родовой герб, инициалы владельца. В России веера так же, как в Европе, стали расписывать талантливые живописцы, например, И. Крамской. Но веер это не только средство от духоты и предмет, идеально подходящий для флирта, это ещё и магическая вещь. При обмахивании мы совершаем движения, направленные как к себе, так и от себя, и, сами того не зная, прогоняем злых духов и вызываем добрых божеств. По фэн-шуй веер - один из лучших защитных амулетов. Веер, украшающий дом, насыщает его положительной энергией, привлекает удачу и богатство. Так что, как говорила Вера Марецкая в чеховской "Свадьбе", - "Махайте на меня! Махайте!". И будет вам счастье от доброй и могущественной богини ветра. Наталия Антонова
|