Используя всего два спортивных снаряда – маму и папу, Ваш малыш сможет к году стать Шварценеггером.
Важно, чтобы вышеназванные снаряды регулярно и активно участвовали в тренировках от которых не отказывался еще ни один малыш. Потребность ребенка в движении обеспечивает: 1. увеличение притока крови к мышцам; 2. улучшение обмена веществ; 3. совершенствование функции коры надпочечников; 4. более прочное соединение мышц с костями, стимулируют. Гимнастика должна доставлять удовольствие как ребенку, так и матери. Тело ребенка служит источником игры. Сначала он играет с руками, позже — с ногами. Гимнастические упражнения представляют собой веселую игру, в которую вовлекаются отдельные части тела грудничка. В этой игре ребенок хватает себя за различные части тела и таким образом изучает их. Лучшее время для проведения гимнастики — время перепеленывания, поскольку малыш в это время обнажен. Пеленки и распашонки мешают гимнастике. Упражнения лучше всего проводить на пеленальном столике или на обычном столе, подложив поролон толщиной 3—4 см. Все гимнастические комплексы для грудничков должны отвечать одним и тем же требованиям: 1. Занятия проводятся ежедневно по несколько раз в день, на протяжении всего первого года жизни. 3. Гимнастикой следует заниматься за 30 минут до кормления или через час после него. 4. Помещение должно быть хорошо проветрено, оптимальная температура воздуха + 21°С. 5. Все упражнения и приемы повторяются по 3 раза. 6. Продолжительность процедур около 15 минут. 7. Все упражнения следует сопровождать ласковыми словами и улыбкой, вызывая у малыша положительную реакцию.
8. Ни в коем случае нельзя ни сажать, ни ставить ребенка, прежде чем он научится поворачиваться на спину, на живот, ползать на животе и на четвереньках! 9. Начинать и заканчивать процедуры следует легким поглаживанием ладоней и пальцев по коже ребенка, при которых кожа не собирается в складки. 10. Поглаживание рук ребенка проводится от кисти к плечу, ног — от стоп к паху, живота — по направлению от боков к пупку и по часовой стрелке вокруг пупка. 11. Не следует заниматься гимнастикой с простуженным или уставшим ребенком. Гимнастические упражнения, проводимые с грудными детьми, призваны не только закреплять и совершенствовать возникающие у них навыки, но и провоцировать появление этих навыков. Упражнения для первого месяца жизни. 1. Исходное положение грудничка (дальше — и.п.) — лежа на животе и на спине. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей. 2. И.п. — на спине. Слегка надавите большим пальцем своей руки на средину ладони новорожденного. При этом младенец открывает рот, слегка вытягивает губы вперед, приподнимает голову и напрягает мышцы плечевого пояса и рук. 3. И.п. — на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладони крохи. Он должен хорошо захватить их и прочно удерживать, а затем приподнять голову и верхнюю часть туловища. 4. И.п. — на животе. Подставьте под подошву грудничка свою ладонь. Малыш начнет активно двигать руками и отталкиваться ножками от препятствия - «ползти». 5. И.п. — на спине. Сгибайте и разгибайте ножки крошки — вначале попеременно, затем одновременно. На второй-третий месяц добавляются следующие упражнения. 1. И.п. — на спине. Разведите руки малыша в стороны, а затем скрестите их у него на груди таким образом, чтобы обхватить ими его туловище. 2. И.п. — на спине. Возьмите ручки грудничка в области предплечий, ближе к кистям, и имитируйте «боксирующие» движения. Только без рывков! Плавно. 3. И.п. — на животе. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте малыша под грудь, а другую положите так, чтобы полусогнутые ноги ребенка упирались в нее. Поместите впереди яркую игрушку. Ребенок будет отталкиваться ножками от вашей руки — «ползти». 4. И.п. — на спине. Своей левой рукой обхватите голени малыша, а правой — его левое предплечье. С вашей минимальной помощью ребенок поворачивается на бок. В направлении движения поместите яркую игрушку, чтобы привлечь внимание. Упражнение выполняйте попеременно — вправо и влево. 5. И.п. — на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладошки малыша. Слегка потяните ребенка к себе (но только в том случае, если ребенок сам немного подтягивается), а затем осторожно опустите в исходное положение. 6. И.п. — на спине, на животе. Поместите прямо перед ребенком яркую погремушку, дождитесь, когда его взгляд устойчиво сосредоточится на ней. Затем перемещайте игрушку вправо-влево и вверх-вниз — ребенок будет следить за движущимся объектом. Делайте это поочередно на спине и на животе. 7. Потягивайте пальчики, как будто хотите их вытащить, но очень нежно. 8. Круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну сторону, затем в другую. «Добавки» на четвертый-шестой месяц 1. И.п. — на спине. Повороты со спины на живот и с живота на спину с поддержкой малыша за ноги. Захватив обе голени ребенка одной рукой, выпрямите его ноги и аккуратно поверните малыша на бок, а затем на живот и снова на спину. Упражнение следует выполнять попеременно в правую и в левую сторону. Чтобы стимулировать активные повороты ребенка, поставьте в соответствующее повороту поле зрения яркую игрушку. 2. И.п. — на спине. Круговые движения ног в тазобедренных суставах. Захватив голени ребенка, согните его ножки в коленях, подведя бедра к животу, затем разведите согнутые ноги в стороны, после чего выпрямите их и сведите вместе. 3. И.п. — на животе. Поместите перед ребенком яркую музыкальную игрушку. Побуждайте малыша ползти к ней. Сначала игрушку стоит положить поближе, потом слегка отодвинуть подальше. Но не делайте цель недостижимой! После того как малыш доползет до игрушки, дайте ему подержать ее, похвалите. Дополнительные упражнения для 6-8 месяцев 1. Вставание на четвереньки, вначале с помощью взрослого, а затем без. 2. И.п. — на спине. Вложите указательный палец в правую ладонь малыша, другой рукой зафиксируйте бедра или голени ребенка. Подтягивайте правый кулачок ребенка к его левой ноге, готовьте ребенка к переходу в положение сидя. Поднимаясь, он должен опереться сначала на локоть, потом на ладонь. 3. И.п. — стоя на столе лицом к взрослому, который поддерживает ребенка подмышки. Упражнение для развития навыков ходьбы. Стимулируйте переступание, вначале поддерживая малыша подмышки, затем — за кисти обеих рук и, наконец, одной руки. Однако лишь при условии, что ребенок может самостоятельно стоять у опоры. 4. И.п. — стоя на четвереньках. Упор на руках. Придерживая малыша за бедра и слегка приподнимая над плоскостью опоры, помогайте ему удерживаться на руках, опираясь на раскрытые ладони. Новые упражнения к 9-12 месяцам 1. Вставание на ноги из любого положения по просьбе взрослого. Желательно лишь слегка корректировать движения, помогая малышу встать. 2. Доставание игрушки из положения стоя: наклоны и выпрямления. 3. И.п. — стоя. Приседание на корточки. Игра в «Стань маленьким», можно на личном примере. 4. И.п. — стоя. Поднимание на носки. Игра в «Стань большим». 5. Ребенок самостоятельно ходит, по просьбе взрослого выполняет разные движения: приседает, приносит мячик, палочку. Бросает мячик, разбирает пирамидку, играет с большими кубиками. 6. Ребенок по просьбе и при поддержке взрослого встает на кубик (или коробку) высотой 5-8 см и сходит с него. 7. То же упражнение, но усложненное (с меньшей опорой, увеличением высоты кубика). 8. Динамическая гимнастика. Взяв ребенка 1) за 2 ручки; 2) за 2 ножки; 3) за 1 ручку и одну ножку по очереди; 4) за 1 конечность (по очереди) делайте следующее: 1) «просто висим»; 2) покачивайте ребенка вперед-назад; 3) покачивайте ребенка влево-вправо; 4) подтягивайте вверх и опускайте вниз - пружинящие движения; 5) вращайте ребенка. Основной критерий – довольство ребенка. Очень важно все движения делать плавно – рывки и резкие движения могут привести к вывиху! Соколов А.Л.
|