Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.
В возрасте двух-трех месяцев у малыша возникает интерес к своим рукам и наблюдению за их движением, в это время вы уже можете: * массировать (поглаживать, растирать) его пальчики и кисти рук; * подносить ручки малыша к своим губам, целовать и перебирать его пальчики, дуть на них, напевая ласковые песенки или приговаривая нежные слова; * показывать малышу его ручки, двигать ими; * вкладывать в ручку малыша не только игрушки, но и предметы, разные на ощупь - комок бумаги, фланелевые тряпочки, кусочки меха, мягкие мешочки с разными наполнителями (например, крупами), - такие мешочки вы можете сшить сами. Когда ребенок немножко подрастет, играйте с его пальчиками, приговаривая разнообразные потешки и стишки. В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности. К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. «Сорока-белобока» Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил...» и т. д. Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего».
*** Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки. Маслом поливала. Детушкам давала. Даше два, Паше два, Ване два, Тане два. Хороши оладушки У нашей бабушки! *** Сорока, сорока! Где была? - Далеко! Печку топила, Кашу варила, На порог скакала - Гостей созывала. *** Сорока, сорока, Сорока-белобока, Кашку варила, Гостей скликала, На порог скакала. Гости услыхали, Быть обещали. Гости на двор, Кашицу на стол. Этому дала на блюдечке, Этому на тарелочке, Этому на ложечке, Этому поскребышки... А этому нет ничего! Зачем дров не рубил, Воды не носил?.. «Ладушки-хлопушки» Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребён¬ку движения и предложите повторить их. Ладушки-ладушки, Звонкие хлопушки. Хлопали в ладошки, Хлопали немножко. «Ладушки» Возьмите ручки ребенка в свои руки и хлопайте в ладоши: Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели! Шу-у-у ! Полетели! На головку сели. Ладушки запели! (Ручками ребенка дотроньтесь до его головы.) «Домик» Это домик. (Обе ладони приставьте друг к другу) Это крыша. (Соедините ладони и переплетите пальцы.) А труба ещё повыше. (Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.) «Прятки» В прятки пальчики играются, Открываются, (Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.) Закрываются. (Соедините пальцы и сожмите их в кулак.) «Зайчики» Поставьте все пальцы одной руки на стол. Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять... (Пересчитайте заек.) Будем лапками стучать. (Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.) Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать. (Согните пальцы в кулак.) «Здравствуй, пальчик» Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу. Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой. "Пальчики" Поочередно загибая пальчики ребенка приговаривают: Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот - деточка моя, Вот и вся моя семья. "Пальчик-мальчик" Взрослый перебирает по очереди пальчики ребенка проговаривая: Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем - в лес ходил. С этим братцем - щи варил. С этим братцем - кашу ел. С этим братцем - песни пел! *** Этот пальчик хочет спать (загнуть мизинец), Этот пальчик лег в кровать (загнуть безымянный, палец), Этот пальчик уж вздремнул (загнуть средний палец) Этот пальчик уж уснул (загнуть указательный палец), Этот крепко, крепко спит, И тебе он спать велит (держать за большой палец). В том же порядке загибая пальчики, приговаривайте: Этот пальчик в лес ходил, Этот пальчик гриб нашел , Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик встал и съел, Потому и потолстел! *** Раз - два - три - четыре - пять Будем пальчики считать - Крепкие, дружные. В се такие нужные. На другой руке пять: Раз - два - три - четыре - пять! Пальчики быстрые, Хоть не очень чистые! Много пальчикам хлопот: То играют в ладушки, То зачем-то лезут в рот, Книжки рвут у бабушки... Переделав все дела, Тянут скатерть со стола. Лезут в соль и в компот, А потом наоборот. Пальчики дружные, Все такие нужные! *** Ближе к году можно сочетать движения рук с ходьбой. (Придерживая малыша за руки и размахивая его руками.) Кот на печку пошел, Горшок каши нашел. (Хлопать в ладоши.) На печи калачи, Как огонь, горячи. (Хлопать в ладоши.) Пряники пекутся, Коту в лапы не даются. (Ладошки показать и спрятать за спину.) *** Учите малыша смотреть на вас и тоже хлопать в ладоши. (Хлопая в ладоши перед собой.) Уж я Танюшке пирог испеку. Уж я внученьке румяненький. На нем корочка пшеничная, А начиночка яичная, А помазочка медовая, Моя внученька бедовая. «Сильные пальчики» Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону. Список литературы: - "Развиваем мелкую моторику у малышей" Ермакова И.А., СПб; 2007 - 32с.; ISBN 978-5-94455-557-1 - "Уникальная методика развития ребенка. От рождения до трех лет." Жукова О.С. - М.; 2007. - 336с.; ISBN 978-5-373-00052-9
|