Пальчиковые игры

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются паль­чиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способ­ствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В возрасте двух-трех месяцев у малыша возникает интерес к своим рукам и наблюдению за их движением, в это время вы уже можете:

* массировать (поглаживать, растирать) его пальчики и кисти рук;
* подносить ручки малыша к своим губам, целовать и перебирать его пальчики, дуть на них, напевая ласковые песенки или приговаривая нежные слова;
* показывать малышу его ручки, дви­гать ими;
* вкладывать в ручку малыша не только игрушки, но и предметы, разные на ощупь - комок бумаги, фланелевые тряпочки, кусочки меха, мягкие мешоч­ки с разными наполнителями (например, крупами), - такие мешочки вы можете сшить сами.

Когда ребенок немножко подрастет, играй­те с его пальчиками, приговаривая разнообраз­ные потешки и стишки.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

«Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил...» и т. д.

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала: «Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего».



***

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала.
Детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!

***

Сорока, сорока!
Где была? - Далеко!
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала -
Гостей созывала.

***

Сорока, сорока,
Сорока-белобока,
Кашку варила,
Гостей скликала,
На порог скакала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор,
Кашицу на стол.
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскребышки...
А этому нет ничего!
Зачем дров не рубил,
Воды не носил?..

«Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребён¬ку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладушки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

«Ладушки»

Возьмите ручки ребенка в свои руки и хлопайте в ладоши:

Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки. Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу-у-у ! Полетели!
На головку сели.
Ладушки запели!
(Ручками ребенка дотроньтесь до его головы.)

«Домик»

Это домик.
(Обе ладони приставьте друг к другу)
Это крыша.
(Соедините ладони и переплетите пальцы.)
А труба ещё повыше.
(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

«Прятки»

В прятки пальчики играются,
Открываются,
(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)
Закрываются.
(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

«Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять...
(Пересчитайте заек.)
Будем лапками стучать.
(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)
Постучали, постучали
И устали. Сели отдыхать.
(Согните пальцы в кулак.)

«Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

"Пальчики"

Поочередно загибая пальчики ребенка приговаривают:

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот - деточка моя,
Вот и вся моя семья.

"Пальчик-мальчик"

Взрослый перебирает по очереди пальчики ребенка проговаривая:

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!

***

Этот пальчик хочет спать (загнуть мизинец),
Этот пальчик лег в кровать (загнуть безымянный, палец),
Этот пальчик уж вздремнул (загнуть средний палец)
Этот пальчик уж уснул (загнуть указательный палец),
Этот крепко, крепко спит, И тебе он спать велит (держать за большой палец).

В том же порядке загибая пальчики, приговаривайте:

Этот пальчик в лес ходил,
Этот пальчик гриб нашел ,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик встал и съел,
Потому и потолстел!

***

Раз - два - три - четыре - пять
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные. В
се такие нужные.
На другой руке пять:
Раз - два - три - четыре - пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные,
Все такие нужные!

***

Ближе к году можно сочетать движения рук с ходьбой.
(Придерживая малыша за руки и размахивая его руками.)
Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел. (Хлопать в ладоши.)
На печи калачи,
Как огонь, горячи. (Хлопать в ладоши.)
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
(Ладошки показать и спрятать за спину.)

***

Учите малыша смотреть на вас и тоже хлопать в ладоши.
(Хлопая в ладоши перед собой.)
Уж я Танюшке пирог испеку.
Уж я внученьке румяненький.
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая,
Моя внученька бедовая.

«Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Список литературы:
- "Развиваем мелкую моторику у малышей" Ермакова И.А., СПб; 2007 - 32с.; ISBN 978-5-94455-557-1
- "Уникальная методика развития ребенка. От рождения до трех лет." Жукова О.С. - М.; 2007. - 336с.; ISBN 978-5-373-00052-9



Понравилось - репост: