Древнее Перу.

Древнее Перу.

Первые свидетельства присутствия в Перу древнейшего из индейцев, были найдены на каменных обломках в карьерах. Самые ранние следы были обнаружены в долине реки Чильон, то есть в области Центрального побережья, менее чем в ста километрах от нынешней столицы Республики Перу – Лимы.

По месту находки эта древнейшая эпоха Перу была названа «Красная зона». В примитивных «мастерских», в карьерах из зернис того кварцита человек работал тринадцать, а то и четырнадцать тысяч лет назад. Первые группы переселенцев из Азии вступили на землю Нового Света примерно сорок тысяч лет назад, очевидно, в районе нынешнего Берингова пролива. Предполагают, что в ту пору обе части свет были еще соединены. Прошло не менее двадцати тысяч лет, прежде чем миграции с севера, достигли Мексики и Центральной Америки. Примерно пятнадцать тысяч лет назад первые индейцы добрались, наконец, до Перу. В настоящее время в долине реки Чильон остался только камень. И, тем не менее, это косвенное доказательство пребывания здесь людей. За древнейшей эпохой «Красной зоны» в долине реки Чильон следует другая эпоха, носящая название, опять же, по месту находки, Окендо. Представители культуры Окендо изготовляли длинные тонкие ножи, похожие на бритвы. Их так и окрестили «бритвы». Те, кто их изготовлял, жили у реки Чильон примерно двенадцать тысяч лет назад. Поздний и самый позднейший культурный слой в долине Чильон – Чиватерос 1 и Чиватерос 2.
Индейцы чиватерос «специализировались» на выработке тяжелых каменных «головок» – увесистых «лезвий» к топорам – и выделке нешироких наконечников для копий. Копье означает охоту, поэтому можно сделать вывод, что чиватерос занимались охотой. Они, несомненно, значительно продвинулись вперед по сравнению со своими предшественниками, которые только собирали плоды дикорастущих кустарников и, возможно, пользовались тем, что давало им море.




Ценнейшие находки, проливающие свет на образ жизни носителей культуры Чиватерос, были сделаны в нескольких перуанских пещерах.

Одна из них Лаурикоча дала потом свое имя этой давней эпохе до колумбовой истории Перу. Но самые замечательные открытия были сделаны не в Лаурикоче , а в центрально перуанских пещерах близ деревни Чилька, расположенной в 350 метрах над уровнем моря, в чрезвычайно сухой области Анд. Благодаря чрезвычайно сухому воздуху, способствовавшему сохранению останков, археологи обнаружили в одной из пещер целых четверых древних перуанцев – двух мужчин, женщину и ребенка. Древние перуанцы оказались весьма статными (один из мужчин имел рост около 175 сантиметров). Находки в пещерах Чильке не только наглядно показали, как выглядели эти люди, но и рассказали о том, что они умели делать. Одни поселения располагались на берегу небольших рек, чтобы иметь под рукой воду для поливки маленьких полей и огородов, другие располагались в пустынном районе, где на поверхности бил мощный источник пресной воды. В каждой деревне проживало обычно от десяти до пятнадцати семей. Они жили в конусообразных хижинах, наклонные стены которых подпирались могучими китовыми костями. Эти деревни были населены в течение сотен, а то и тысяч лет.

В самой Чильке, например, люди обитали не менее 1200 лет. Индейцы были одеты в настоящие, хотя и примитивно выделанные ткани из растительных материалов (волокон кактуса). Кроме того, сверху они были прикрыты плащами из шерсти викуньи, одного из представителей рода лам, которые в последующие периоды развития культуры Перу заняли одно из основных мест во всех сторонах жизни. Помимо одежды, в пещерах близ Чильки были найдены и остатки оружия древних перуанцев. Древнейшие индейцы, очевидно, пользовались «копьеметалками». Копья, «выстреливаемые» этим оригинальным оружием, имели базальтовые или обсидиановые наконечники. Находки в Чильке дают повод сделать предположение, что древние перуанцы охотились главным образом на оленей. А поскольку они жили недалеко от моря, то пополняли свой рацион и морскими моллюсками, а также, но в меньшей степени, рыбой. И все же в рационе перуанцев преобладала пища растительного характера. До колумбово земледелие Перу знает свыше сорока растительных культур.

Из злаков это, преимущественно киноа. Важное место занимал хлопчатник. Далее сладкий картофель, батат, фасоль, табак двух видов, ананасы, авокадо, чиримойя, чилийский перец (так называемый ахи), кока и особенно местные тыквы. Тыквы по праву должны занять в этом перечне самое почетное место. Очевидно, это старейшая из выращиваемых в Америке культур. Тыквы сопутство вали индейцам не только в этом мире. Они сопровождали их и в последний путь наряду с одеждой, маленькой флейтой (самым древним инструментом Америки), а также рыбачьей сетью – также самой древнейшей из известных сетей на континенте. Почему же обыкновенной тыкве уделяется столь пристальное внимание. Ответ на этот вопрос чрезвы чайно прост: это яркое свидетельство того, что в столь давние времена древний перуанец (по преимуществу еще собиратель даров природы и рыбак) пытался выращивать первые плоды. Это был самый первый шаг от собирания и охоты к оседлой жизни и сделан он был еще девять тысяч лет назад. И хотя этот переход охватывает чрезвычайно длительный период, и при этом, как показывают археологические находки, в отдельных областях Перу он протекал весьма различными темпами, но эти находки позволяют сделать вывод, что в Перу земледелие зародилось в ту же эпоху, что и в Месоамерике и, собственно, в Старом Свете – на Ближнем Востоке.

Таким образом, Перу является одной из колыбелей миро вого земледелия. Помимо находки «древнейшего земледельца» было сделано еще несколько открытий, которые позволили постепенно заполнять книгу истории перуанско го общества новыми датами и данными. Из длинного перечня находок заслуживает внимания древнейшее архитектурное сооружение – остатки каменной постройки четырех угольной формы в Серро Палома, южнее Лимы. Речь идет не только о том, что и каменная архитектура Перу начинает зарождаться в ту же пору, что и древние культуры Ближнего Востока. Важно также назначение этой архитектуры. В данном случае мы впервые сталкиваемся с настоящим святилищем, предназначенным исключительно для богослужений. В Лаурикоче мы впервые сталкиваемся с обычаем деформировать черепа, который позднее широко распространился в ряде областей до колумбовой Америки.

Кстати, весьма интересен способ захоронения детей. Он свидетельствует о том, что у индейцев уже существовал относительно развитый и своеобразный погребальный ритуал. В последний путь каждому из умерших детей давали немного пищи, а также пару камней. Так, например, на шее одного ребенка висело ожерелье, украшенное бирюзовым кубиком. Тела маленьких индейцев не сразу хоронили, а сначала выставляли на солнце, и лишь потом, спустя несколько недель, происходило окончательное погребение. На юге, в департаменте Мокегуа, в пещере Токепала были найдены рисунки лаурикочских людей, примерно десятитысячелетней давности.

Это древнейшая картинная галерея Перу так же, как прославленные европейские пещерные рисунки (например, из испанской пещеры Альтамира), знакомит нас со сценами охоты на животных, главным образом на гуанако. Охотники из Токепалы изобразили в своей пещерной «галерее» и самих себя, в большинстве случаев с чем-то похожим на палицу или кол в руках. Некоторые держат даже сразу две такие палицы.

Охотники совершенно нагие (хотя находки в пещерах Чильки говорят о том, что эти люди уже имели одежду). «Галерея» в Токепале одновременно и древнейшее свидетельство о религиозных представлениях и магических обрядах древних перуанских охотников.

Рисунки сильно испорчены самими же творцами. Дело все в том, что мужчины, прежде чем выйти на охоту, «убивали» будущих жертв на стенах пещеры, обрушивая на их изображения палицы и копья.

Этот обряд явно должен был обеспечить охотникам удачу. Таким же способом они посту пали и с морским уловом, поэтому на стенах в Токепале изображена, к примеру, лангуста. Пещерные рисунки в Токепале в 1960 году совершенно случайно открыл перуанец Миомир Бохович. Позднейшее обследование находок с помощью радиоактивного углерода С14 показало, что органический образчик, взятый из этой пещеры, имеет возраст 9500 лет (±250 лет).

Наряду с пещерами, в которых обитали носители культуры Лаурикоча, ученым известно несколько других древнеперуанских скальных убежищ, которые ожидают еще тщательного археологического обследования. Самую ценную из этих еще не изученных пещер открыл профессор Фредерик Андре Энгель, он же распорядился замуровать вход в нее, чтобы клады десятитысячелетней давности не были случайно разрушены природными условиями. К сожалению, пещеру разграбили наткнувшиеся на нее современные пастухи-индейцы. Когда их застигла в горах гроза, они продолбили вход в пещеру и загнали туда скот.

Так одна из ценнейших археологических достопримечатель ностей была в буквальном смысле слова растоптана копытами коров. Открытия ученых в пещере Чильки, Лаурикоча и Токепала значительно расширили наши представления о жителях самой древней эпохи в истории Перу, эпохи, которая зародилась под знаком камня. Уже в начале первой половины 2 тысячелетия до н.э. в Перу начинает наблюдаться ряд немаловажных изменений. Поселения разрастаются все больше и больше. Перуанские индейцы впервые начинают пользоваться примитивными ткацкими станками. Возникают мастера гончарного дела. Помимо керамических изделий и тканей, производится и другая ремесленная продукция. Постепенно в Перу возникает прослойка ремесленников. Быстрое экономическое развитие сопровождается и развитием духовной культуры, главным образом религиозных представлений.

Наиболее зримые следы, оставленные предками современных индейцев – это пирамиды. Первая пирамида была обнаружена в результате счастливого стечения обстоятельств. Она расположена в пределах столицы современного Перу и по названию одного из округов Лимы именуется «Ла Флорида». Состоит она из нескольких прилегающих друг к другу каменных построек.

Раскопки перуанского Национального музея антропологии и археологии показали, что «Ла Флорида» была настоящим культовым центром, однако вблизи этой древней монументальной пирамиды люди никогда не строили постоянных поселений. К святилищу некогда вела более чем тысячеметровая дорога, по которой в храм шли процессии паломников. Кто-то, несомненно, должен был организовать и руководить строительством больших архитектурных комплексов, возведенных в первой половине 2 тысячелетия до н.э. Столь величественные постройки нельзя было возвести силами одного поселения, а значит, в древнем индейском обществе кто-то уже имел право приказывать, чтобы в совместных начинаниях принимали участие жители не одной деревни, а более обширной территориальной единицы. Очевидно, в это время зарождается господствующая прослойка; подлинная аристократия, состоящая, по всей видимости, из жрецов. Некоторые открытия, связанные с указанным периодом, свидетельствуют о том, что представителям верховной власти в древнейших государствах Перу оказывались высочайшие почести. Так, например, известно несколько погребений, в которых кроме самого усопшего высшей касты, были захоронены и убитые по требованию ритуала люди, которые должны были сопровождать повелителя в его пути в загробный мир. На юге Перу в ту эпоху начинает развиваться и обменная торговля обсидианом, который также привозили для нужд правящей верхушки.

Но самое удивительное археологическое открытие выпало на долю японских археологов в начале 60-х годов нашего века. Японская экспедиция прибыла в место под названием Котош, для того чтобы попытаться разыскать образцы гончарных изделий, что они обнаружили в итоге, вероятно, войдет во все учебники по истории Америки. Под тысячелетними наносами доктор Ицуми и его коллеги нашли древнейшее святилище Перу «Храм скрещенных рук» самый древний из известных американских храмов, построенный на пятьсот лет раньше первых пирамид. Открытие котошского храма было и физически весьма нелегким делом. Сначала японские ученые должны были снять 7-ми метровый глиняный потолок, под которым древние перуанцы на четыре тысячи лет скрыли свое творение. Японцы откапывали засыпанную постройку в Котоше с немалыми трудностями. Сначала отрыли одну из стен этого четырехугольного сооружения. Ее внутренняя сторона была украшена множеством ниш. В одной из них было обнаружено странное пластическое украшение.

Таинственный барельеф изображал скрещенные женские руки, точнее, женские предплечья и кисти рук, почти утонченные, сложенные крест-накрест. Только руки ничего более. Позднее в другой нише были также обнаружены руки. Скрещенные женские руки, очевидно, были для древних перуанцев таким же символом веры, как, например, для христиан – крест. Кстати, во многих культурах считается, что когда жрец во время ритуала скрещивает руки или ноги, то тем самым он своим жестом воспроизводит мир, символом которого служит квадрат с двумя диагоналями. Тем более это было исключительной находкой среди других найденных массивных статуй и барельефов в других областях. Позднее оказалось, что одна из ниш со священными женскими руками находится справа, а другая – слева от более значительной по размерам ниши на северной стороне храма. В этом «главном алтаре», очевидно, некогда было помещено еще одно более крупное пластическое изображение, возможно, опять священные скрещенные руки. «Храм скрещенных рук» «посажен» на 8-ми метровую ступенчатую платформу, верующие поднимались в святилище по ступеням, а в помещение со священными руками входили с южной стороны, через ворота высотой в 2, 25 метра.

Еще одна поразительная находка была сделана после исследования пола святилища. Оказалось в утрамбованной глине, находятся остатки очага. Долгое время археологи не могли понять, для чего понадобился очаг в храме, пока после еще более глубоких раскопок в храме не был обнаружен еще и воздухопровод, выведенный из святилища наружу. Очевидно, он должен был обеспечивать доступ воздуха, чтобы пламя в очаге никогда не угасало. После открытия этой своеобразной храмовой вентиляции стало ясно, что археологи обнаружили не обычный очаг, а место, где должен был гореть – и, вероятно, десятки лет горел – вечный огонь, чье священное пламя четыре тысячи лет назад было для перуанцев символом сверхъестественных сил. Скрещенные руки в Котоше остались, а огонь в священном очаге давно погас. Но иной огонь, огонь высоких культур древнего Перу, никогда уже не угасал. Огонь Котоша освещал Перу дальнейший путь – путь к первому индейскому государству…



Понравилось - репост: