Екатерина Савинова

Екатерина Савинова

«Я - БУРЛАКОВА ФРОСЯ» - вот уже более 40 лет эти слова заставляют тысячи людей

замирать у экранов телевизоров.

Она приехала в Москву «поступать на артистку». Девочка из тайги сошла на перрон и сразу же привлекла внимание окружающих огромными валенками, которые она, перевязав, перекинула через плечо. Так и шла по залитой жарким летним солнцем столице с этими валенками. Трогательная, смешная, доверчивая и очень талантливая Фрося Бурлакова. Героиня любимого в нашей стране очень многими зрителями фильма Евгения Ташкова «Приходите завтра».
Актриса Екатерина Савинова, сыгравшая Фросю и сразу после этого ставшая знаменитой, наверное, могла бы сказать, что в немалой степени ее героиня списана с нее самой. Вот так же приехала из далекого алтайского села Ельцовка девушка Катя, мечтавшая стать актрисой. Но поступила... в землеустроительный институт, где и проучилась полгода. И только узнав о том, что объявлен набор во ВГИК, решила рискнуть и поступила. Правда, во ВГИК ей пришлось поступать дважды, потому что после первого семестра студентку Савинову отчислили: руководителю курса показалось, что для кино она категорически не подходит. Конечно, она жутко переживала, но спустя время снова отправилась во ВГИК и поступила на курс к Ольге Пыжовой и Борису Бибикову. Бибиков, кстати, в фильме «Приходите завтра» сыграл профессора, заметившего удивительный Фросин дар певицы. Такие вот параллели удивительные.

ВГИК Савинова закончила с отличием. И уже тогда о ней начали говорить как о талантливой актрисе, наделенной неистребимой фантазией, органичностью и необычайной работоспособностью. В дипломных спектаклях своих однокашников она играла очень разные роли, всякий раз удивляя невероятной способностью к перевоплощению. В 20 с небольшим сыграть немолодую женщину, не боясь показаться некрасивой, неизящной, - это для многих актрис сродни подвигу. Но только не для юной выпускницы Института кинематографии Кати Савиновой.




Можно предположить, что режиссеры наверняка использовали бы ее внешние данные в ролях, как говорится, женщин из народа. В кино любят приклеивать ярлыки, отказаться от которых бывает крайне сложно. Собственно говоря, с этого и началась карьера актрисы. Иван Пырьев пригласил Савинову в свой фильм «Кубанские казаки» на роль Любочки, подруги главной героини, которую играла красавица Клара Лучко. Румяная, жизнерадостная хохотушка Любочка зрителям запомнилась. Казалось бы, теперь от молодой актрисы можно было ждать и более крупных работ. Но...
Но в стране был период малокартинья и работы на всех актеров не хватало. Изредка Савинову звали играть эпизоды. Никакой радости, конечно, ей это не доставляло. Сидеть без дела было не в Катином характере, и она поступила учиться в институт имени Гнесиных. Об уникальном голосе Савиновой и по сей день ходят легенды. Ей предлагали петь в главном театре страны - Большом. Приглашали солисткой в эстрадный оркестр. Называли «наша Има Сумок». Она, безусловно, могла бы сделать карьеру певицы, благо богатейшие вокальные данные позволяли. А она...
А она хотела играть, сниматься в кино. Чтобы хоть как-то утолить голод по настоящей работе, Екатерина Савинова вместе с бывшим однокурсником, ставшим ее мужем, молодым актером и режиссером Евгением Ташковым участвовали в концертах. Вел их Ташков, а Савинова пела и рассказывала публике свои жизненные наблюдения, как правило, очень смешные.
...Как странно, что яркий, необычайно талантливый, очень самобытный человек оказывается не у дел. Савинова могла бы стать выдающейся комической актрисой. Но она также могла вырасти в крупнейшую актрису драматическую, даже трагическую. Ее потенциал был настолько высок, что...
...Что она сидела без работы, без ролей. Увы, ее судьба - не исключение. На актеров уровня Савиновой надо писать роли. Но их не писали. Хотя время от времени выручали все те же классики. После ВГИКа Савинова работала в Театре-студии киноактера. Выдающийся режиссер Алексей Дикий поручил ей роль старухи в пьесе А. Островского «Бедность не порок». Смотреть на Катю собиралась вся труппа. Потом Дикий специально для Савиновой решил ставить «Грозу». Он сразу понял, что из Савиновой может получиться потрясающая Кабаниха. Евгений Ташков в одном из интервью рассказывал, что был потрясен, наблюдая, как Катя с погружением в возрастную роль, в характер, бесконечно далекий от ее собственного, меняется даже внешне.
Амплуа - слово, не имевшее к Савиновой никакого отношения. Но именно амплуа грозило замкнуть ее в узких рамках. История знает немало примеров того, как ломались в таких случаях актерские, человеческие судьбы.

***
В биографии Екатерины Савиновой есть две роли, которые лучше всяких слов свидетельствуют о широчайшем актерском диапазоне. Это Фрося Бурлакова и Матрена из не менее знаменитого фильма Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова».
Начнем с последней. Во Фросе актриса во многом играла саму себя, и, наверное, в определенном смысле это облегчало творческую задачу. Но ее Матрена...
Эта походка «уточкой» - где-то подглядела, запомнила? Эта преданность хозяйке, органично сочетающаяся с естественным желанием прислуги нахамить. Желание хоть немного вразумить глупого хозяйского сына (гениально сыгранного Георгием Вициным). Этот Матренин смех. Ее слезы... «Мне-то гадать не об чем, - говорит Матрена. - Так уж, видно, и помру...» Всего одна фраза, и - образ. Одинокой, несчастной женщины, у которой и есть-то в жизни разве что хозяева. И живет она их заботами, их утехами, их радостями и надеждами. Своего нет ничего...
В «Женитьбе Бальзаминова» все актерские работы хороши. И, конечно, легко можно было бы и затеряться, тем более в небольшой роли. Савинова не затерялась. Кто-то сказал про нее: она может сыграть и это. О том, Что и Как Савинова может сыграть, зрители и критики уже знали после выхода фильма «Приходите завтра».
Сценарий про Фросю Бурлакову для Екатерины Савиновой написал ее муж Евгений Ташков. Многое из жизни самой актрисы вошло в него. Довольно тривиальная история о покорении столицы деревенской девчонкой снималась в непростых условиях. Уже была отснята почти треть картины, когда чиновники от кино решили ее закрыть. «Бездарность», «безобразие» - таков был их вердикт. А уж эпизод, в котором герой Анатолия Папанова - скульптор - вдребезги разбивает свои работы, в том числе пресловутых девушек с веслом, и вообще тянул едва ли не на аполитичность: кто-то умудрился углядеть в этом критику единственно верного художественного метода социалистического реализма.
И все-таки фильм зрители увидели. И это стало настоящим открытием актрисы. Савинова была достоверна, естественна, искренна. Не полюбить ее Фросю было невозможно. Зрители назвали ее Фросю лучшей женской ролью года. В советском кино появилась актриса, не похожая ни на кого.
А продолжения не последовало. Разве что Матрену из «Женитьбы Бальзаминова» можно поставить на один уровень. Ташков, правда, собирался снимать жену в следующем своем фильме. Для Савиновой специально было написано несколько ролей. В том числе... некоего вечно пьяного Кузьмы. Ташкову не позволили снять этот фильм. И только когда Екатерины Савиновой уже не было в живых, вдруг разрешили. Потом он скажет, что кроме огорчения эта работа не принесла ему ничего.
***
Писать об актрисе огромного таланта очень трудно. Все слова кажутся затертыми, скучными, словно принижающими этот самый талант. Особенно когда так мало было судьбой отпущено...
Екатерина Савинова прожила недолгую жизнь - всего 43 года. Девять лет ее силы подтачивала тяжелая болезнь. В фильме «Приходите завтра» актриса играла уже больной. Об этом узнали не сразу. Она очень много работала, старалась не обращать внимания на то, что уже несколько месяцев держится температура.
Врачи поставили диагноз: бруцеллез. Предположили, что инфекция могла попасть в организм вместе с парным молоком. Больницы, переливания крови, бесконечные хождения по врачам... Коварство болезни заключалось в том, что она дала осложнение на мозг. Начались проблемы с психикой.
Екатерина Савинова очень старалась преодолеть все трудности. Работала вопреки болезням. Она должна была это делать ради себя, ради мужа, ради любимого сынишки Андрея (Андрей Ташков сегодня стал очень хорошими популярным актером). Но силы оказались небезграничны. В апреле 1970 года Екатерина Савинова, в очередной раз выйдя из больницы, бросилась под поезд...
Фильм «Приходите завтра» часто показывают по телевидению. Он и сегодня смотрится с интересом. Хотя в жизни все реже встречаются такие вот Фроси Бурлаковы. А в кино так и не появилась актриса, по таланту равная Екатерине Савиновой...



Понравилось - репост:


Светлана Сергеевна Дружинина
Лариса Анатольевна Лужина
Великого комбинатора приняли за украинского националиста
Григорий Викторович Лепсверидзе (Лепс)
Николай Иванович Бельды
Кола Бельды
Художница Евгения Гапчинская: "Рецепт успеха для любой профессии"
Группа "Серый День"
Мария Склодовская-Кюри
Как портной Михаил Воронин стал миллионером?
Можно ли доверять цыганам?
Как убрать второй подбородок?
Одиночество: к нему приходят разными путями, но случиться это может с каждым
Хью Лори – джентльмен с английским юмором
Крючкова Светлана Николаевна
Хиджаб - закон Аллаха и милость для мусульманок
Ирина Витальевна Понаровская
Светлана Вольнова
Юрий Айзеншпис
Софья Пилявская. Грустная жизнь.
Екатерина Фёдоровна Савинова
Виктор Суворов
История маленькой Золушки
Бабу черт не берет!
Михаил Жаров
Наталья Ветлицкая
Аида Ведищева
Барский Борис Владимирович
Георгий Делиев
Лидия Андреевна Русланова
Будённый Семён Михайлович.
Николай Алексеевич Сличенко.
Альфред Нобель (Alfred Nobel)
Революционерка, звезда, бабушка (Гликерия Богданова-Чеснокова)
Юлия Меньшова.
Николай Иванович Пирогов.
Шарлиз Терон.
Джоди Фостер ( 19.11.1962 год )
Сибил Шепард.
Рене Зеллвегер.