Страноведение относится к наиболее древним и общепризнанным функциям географии с элементами экономики и права. Собственно география как наука начиналась со страноведения, и это направление в географии было преобладающим и в дореволюционной России, и в странах Западной Европы.
В XVII в. появилась работа голландского ученого Б. Варена (Варениуса) "Всеобщая география", который впервые разделил географию на общую (систематическую) и региональную. Что же является, по мнению Варениуса, предметом изучения региональной географии? Во-первых, изучение земных свойств стран (границы, конфигурация, величина, рельеф, природные условия и ресурсы). Во-вторых, небесные свойства стран (астрономические данные и климат). В-третьих, человеческие свойства стран (население, его жизнь, доходы, наука и мастерство, добродетели и злоба, остроумие, обычаи, слово и язык, политическое устройство, населенные пункты и т.д.). В классическом страноведении наибольшую известность получили четыре школы: немецкая, французская, антропогео-графия, районная школа экономико-географа Н.Н. Баранского. Рассмотрим основные взгляды представителей упомянутых школ. Немецкая школа наивысшего расцвета достигла в XVH— XVEQ вв. как описательное государствоведение, или "камеральная статистика". Это направление было связано с формированием на территории Германии отдельных княжеств. Монарху для эффективного управления своим государством необходимо было иметь представление о размерах государства, его границах и численности населения для формирования армии, богатствах для развития отраслей хозяйства и торговли, денежной системе и т.д. Все эти сведения можно найти в издававшихся тогда работах по страноведению. Французская школа связана с наиболее видным представителем Видаль де ла Блашем (конец XIX — начало XX в.). Работы географов данной школы не содержали четкой программы при характеристике тех или иных стран.
Главное, на что обращалось внимание, это искусство описания и гуманистичность. Выбирались наиболее впечатляющие детали по стране или крупному региону мира, часто далекие друг от друга (климат, политика, археология и т.д.), и пытались найти связь между ними. Особенно большое значение придавалось "образу жизни" человека, т.е. адаптации его к природе и тому, как его жизнедеятельность отражалась на ландшафте местности. Промышленные -районы, города, как правило, не изучались. Из представителей этой школы необходимо отметить классическое описание стран и народов в многотомной работе "Земля и люди. Всеобщая география" Э. Реклю. Антропогеография как научная школа оформилась в середине XIX в. Впервые этот термин употребил видный немецкий ученый Ф. Ратцель в своей работе "Антропогеография". Главную задачу при изучении той или иной страны он видел в анализе расселения людей в различных условиях географической среды и складывающегося там образа их жизни. Видными представителями антропогеографической школы в России были крупные ученые А.А. Крубер, Д.Н. Анучин, Л.Д. Синицкий и др. Достаточно вспомнить такие работы, как "Япония и японцы" Д.Н. Анучина (1907 г.); "Бессарабия. Страна, люди, хозяйство" Л.С. Берга (1918 г.) и др. Как видно из названия этих работ, в них на первом плане всегда присутствовал человек как сила, которая воздействует на природу, отражались условия жизни населения и ведения хозяйства. Районная школа Н.Н. Баранского базировалась на традициях русской географической науки, в которой преобладало страноведческое содержание. До 1917 г. в России был выполнен ряд крупных работ страноведческого характера. Среди них необходимо отметить работы СП. Крашенинникова "Описание земли Камчатки", Б. Вахрушти "География Грузии", В.П. Семенова-Тян-Шанского "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" и др. 6 Что же представляет собой понятие "страноведение" в трудах Н.Н. Баранского? Прежде всего оно изучает страны, создавая им комплексные характеристики, или же их "визитные карточки", как говорил ученый. При этом главным в страноведении была, есть и будет необходимость выявления, исследования и характеристики географической специфики стран и районов. Главное — не природа, население и хозяйство, а специфика в природе, населении и хозяйстве тех или иных стран. Он рассматривал страноведение как "купол" над всей географией и отводил ему место связывающего моста между этой наукой и общечеловеческой культурой. По мнению Н.Н. Баранского, в работах по страноведению должны присутствовать следующие разделы: особенности характеризуемой страны, ее территория и природа, история, население и расселение, хозяйство, общество, районы и механизмы районообразования, экологическое состояние, перспективы развития. Говоря о подготовке страноведов, Н.Н. Баранский считал, что кроме изучения таких курсов, как физическая и экономическая география, специалисты в этой области должны изучать и такие дисциплины, как этнография, народоведение, география историческая и политическая, а также спецкурсы по государственному строю, культуре и т.д. Существует ряд определений страноведения. Приведем некоторые из них. Страноведение — это наука, изучающая конкретные территории и страны в отличие от отраслевой географии, которая исследует размещение явлений в целом по земному шару. Страноведение — это "лаборатория", предназначенная для проверки теорий и закономерностей, вырабатываемых частной географией. Страноведение — это наука, изучающая полный комплекс географических явлений на определенной территории в отличие от отраслевой географии, которая изучает определенную часть географической оболочки в масштабах всей Земли. Страноведение — это комплексная, синтезирующая наука. Страноведение — это организационная форма объединения различной информации об определенной стране или районе. Мы не являемся сторонниками выделения страноведения в качестве отдельной науки. Если мы будем придерживаться такой точки зрения, то сразу же возникнет вопрос — где законы этой науки или хотя бы определенные закономерности, без которых не существует науки. По нашему мнению, страноведение — это раздел общей географии и учебный предмет, которые синтезируют данные о территориях (государствах), добытые географическими и другими науками. Примерно таких же взглядов придерживался и Н.Н. Баранский. Он считал, что страноведение, не претендуя на роль особой науки, должно быть лишь организационной формой объединения разносторонних знаний о той или иной стране. Как учебный предмет и одна из составные частей общей географии страноведение использует различные методы. Основным методом является хорологический. Он дает нам возможность рассматривать страну не как хаотичное скопление объектов, а как взаимосвязанное территориальное образование. Таким образом, хорологический метод тесно связан с принципом комплексности страноведческого исследования, которое означает всестороннее изучение конкретной территории. Кроме того, в страноведении широко используются такие методы, как картографический, статистический, сравнительный, полевой (метод непосредственного наблюдения), аэрокосмический, системный. В наши дни потребность в страноведческих знаниях резко возрастает. Ведь глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество (загрязнение природной среды обитания, продовольственная, энергетическая и др.), невозможно решить без страноведческого подхода. Расширяются мировые экономические связи (торговля, туризм). Все это требует создания специальной страноведческой литературы, спрос на которую все еще не удовлетворен. В современный период Республика Беларусь пытается перейти от централизованной плановой экономики к социально ориентированной рыночной. Поэтому опыт функционирования рыночной экономики интересен для нашей страны. Кроме того, в разных странах действуют различные хозяйственные механизмы и в их функционировании различна роль центральных и местных органов управления. Поэтому главными задачами курса "Страноведение" для специальности "Государственное и муниципальное управление" на факультете менеджмента мы считаем следующие: • показать роль ведущих стран в мировой экономике и политике; • изучить природные и экономические предпосылки развития экономики отдельных стран; • оценить состояние экономики и роль в ее развитии различных факторов; • дать структуру центральных и местных органов управления, показать их роль в развитии экономики, решении социальных проблем; • оценить особенности проведения региональной политики в различных странах и возможность использования приобретенного опыта при решении региональных проблем.
|
|