По многочисленным исследованиям российских и зарубежных ученых, причиной стрессов в 70 % случаев является работа и все, что с ней связано. Представьте себе: ваш проект уже почти завершен — и вдруг непредвиденные обстоятельства все рушат. Вас ни с того ни с сего оскорбили или, еще хуже, оклеветали сослуживцы, начальник. Претендовали на победу в тендере, повышение зарплаты, должности, но ваши ожидания не оправдались. Кто-то из домочадцев нуждается в помощи, а вас срочно посылают в командировку. Так можно перечислять до бесконечности. Все это неизбежно сказывается на здоровье. Трудоустройство и увольнение — тоже своего рода стресс.
Стресс в переводе с английского языка -атяжение», «давление», сейчас под этим словом мы подразумеваем удар, нанесенный нервной системе. Реакция на произошедшее у человека, как правило, мгновенная. Диапазон огромен — от «в жар бросило» до… инфаркта миокарда. Постоянные стрессы могут не проявляться в конкретном заболевании, они удивительно похожи на синдром хронической усталости: низкая работоспособность, пассивность, раздражительность, вялость, бессонница. Однако в отличие от синдрома стресс может выражаться и в повышенной деловой активности. Такой человек действует под страхом поражения в конкурентной борьбе, участвует в гонке за успехом и материальными благами. Его не покидает чувство тревоги, что рано или поздно его уволят за какую-нибудь промашку, что за спиной воображаемый соперник буквально наступает на пятки, что не справится с порученным заданием и т. д. И как следствие — гипертония, инфаркт, язва желудка. Алексей Петрович всю жизнь работал на крупном предприятии и всегда числился в передовиках. Прошел путь от мастера до технического директора предприятия, завоевав почет и уважение. Но сам был постоянно чем-то недоволен, переживал: задание перевыполнено на двести процентов — мало, можем больше… и так далее. И однажды от такого перебора у Алексея Петровича случился инфаркт. Лежит он в заводской больнице, слушает разговоры других сотрудников, у которых дела намного хуже, и думает: «Чего мне еще не хватало?». Как же сделать так, чтобы не стресс управлял вами, а вы — стрессом? Допустим, произошел конфликт с руководством. Вы пытаетесь доказать свою правоту, но вас и слушать не хотят, более того, грозятся уволить, если распоряжение не будет выполнено. Вы уверены, что так поступать нельзя (вопрос принципиальный). Первое желание — бросить руководителю на стол заявление об уходе, но это не выход. Ругаете про себя руководство, затем начинаете терзать себя, появляется обида на весь мир и несправедливую жизнь. Пребывать в подобных мыслях опасно. Обуявшие вас чувства ничего в положении дел не изменят, а приведут только к тупику.
В первую очередь постарайтесь не пороть горячку, успокойтесь любым доступным вам способом: сосчитайте до десяти, выйдите на свежий воздух, умойтесь или выпейте стакан воды, примите успокоительное, покурите, в конце концов. Затем спокойно и трезво обдумайте сложившуюся ситуацию, не пряча голову в песок, не углубляясь в свои переживания… Успокоились? Вот вы уже и начали управлять стрессом, так как сделали над собой усилие и готовы преодолеть его. Обязательно проследите за ходом своих мыслей. Не лишним будет сказать себе: «Все что ни делается, все к лучшему», даже если все происходящее кажется катастрофой. Не предавайтесь унынию. Проанализируйте ситуацию. Не понимаете, что происходит, — потребуйте объяснений, сделайте выводы и действуйте, действуйте, действуйте. Тот, кто считает себя неудачником, в конечном итоге после двух-трех конфликтов обязательно им станет. Нужно мобилизоваться, показать силу характера. Нельзя заострять внимание на вопросе: «Как же это получилось?», необходимо искать выход. Как часто мы слышим фразу в экстремальной ситуации: «Делайте же что-нибудь!». Почувствуйте себя ответственным за происходящее. Попробуйте доказать свою правоту, не выбирайте позицию несчастной жертвы: она заведомо проигрышная. Исходите из того, что данная ситуация вам только на пользу. А для этого надо поработать головой, так как нет ничего сильнее разума, подчинившего себе превратности, боль и несправедливость. Именно в «бурях жизни выковывается характер»… В крупной торговой компании резко снизился уровень продаж. Объяснить сложившуюся ситуацию не смогли, и президент компании решил отыграться на отделе маркетинга и рекламы. Он собрал всех сотрудников в своем кабинете и камня на камне не оставил от их работы. Но им не было принято во внимание, что денег на рекламу выделяли мало, предложенные проекты почти не функционировали, следовательно, о продукции мало кто знал и, естественно, ее мало кто покупал. Выслушав руководителя с достоинством, директор по маркетингу и рекламе сказал буквально следующее: «Безусловно, в падении продаж есть и наша вина. Мы предлагаем следующие меры…». На этот раз все предложения отдела были приняты. Как поступить в стрессовой ситуации? Примите ее как данность, не теряя уважения к самому себе, оно обязательно повысит вашу стрессоустойчивость. Важно понять, почему «хотелось как лучше, а получилось…». Наше представление о выполняемой работе, как и представление о мире, к сожалению, несовершенно. И все же мы стремимся к тому, чтобы все было сделано правильно, на высшем уровне. Несовпадение наших желаний и реальной жизни порождает стресс. Помня об этом, отнеситесь к данности философски. Управлять стрессами мешает не только идеализированное отношение к работе, но и к сослуживцам. Вокруг живые люди, воспринимайте их такими, какие они есть, а не такими, какими должны быть. Может, вы предъявляете завышенные требования к окружающим? Совсем необязательно, что каждый сослуживец должен вас любить, подчиняться вам или непременно придти на помощь, если вы ему когда-то помогли. Ищите опору в себе, а не в своих коллегах и начальнике. Никогда не путайте дружбу и служебную этику. Корпоративная вечеринка — это отнюдь не дружеское застолье. Ваш стресс — ваша проблема. Для того чтобы подчинить себе этого «дикого зверя», научитесь владеть своими эмоциями. Сдержите негатив, разберитесь в ситуации, измените, если нужно, свое мнение, оценку событий и прогноз на будущее. Будьте гибким: жизнь меняется, и вы меняйтесь вместе с ней. Проверяйте свои убеждения, представления, не ленитесь анализировать — это своеобразная и очень полезная гигиена ума. Ведь вы же убираете на столе, следите за машиной, за которой работаете. Гоните иррациональные мысли: они не способствуют конструктивному решению проблем. Мечтать, конечно, не вредно, но вряд ли пустые мечты помогут в производственном процессе. Лучше подумайте, какое разумное предложение можно внести, чтобы улучшить работу. Охладив все горячее в своей натуре, не забывайте и о том, что организм на стрессовую ситуацию может давать сбои. Например, при внешнем спокойствии на коже появляется сыпь или постоянно тянет в комнату с аббревиатурой WС. Ольга очень любила свою работу, но начальница всячески придиралась к ней. Постоянная нервозность привела к тому, что Ольга стала страдать страшными мигренями. Обследования и лекарства результатов не дали. Подруга уговорила ее заняться медитацией. Уже на первом сеансе она почувствовала себя лучше. Окончательно вылечили постоянные медитации по десять минут утром и вечером. Ольга перестала реагировать на упреки, а над нелепостью одной из них не выдержала и рассмеялась до слез. В конечном итоге начальница перестала ее третировать. Для того чтобы управлять стрессами, необходимо следить за своим здоровьем. Если вы постоянно на ногах, выполняете механическую работу, то, придя домой, постарайтесь в течение хотя бы пятнадцати минут расслабиться, полежать с закрытыми глазами. Используйте любой вариант релаксации: массаж, баня — все, что поможет отключиться от негативных мыслей. Если же рабочий день проходит за компьютером, сходите на занятия аэробикой, сделайте вечернюю пробежку — словом, подвигайтесь. Вы постоянно ничего не успеваете, регулярно остаетесь, когда рабочий день уже закончен? Значит, вы плохо организованы. Если так, советуем выделить срочные дела и те, которые терпят. Распределите их по мере срочности и важности. Сократите время разговоров по телефону. Разговорчивых коллег попросите не мешать, и постепенно ваше окружение привыкнет, что вас не надо отрывать по пустякам. Да и сами постарайтесь не отвлекаться. Помните: в ваших интересах уйти вовремя, выполнив определенный объем работы. Как бы ни было сложно, как бы ни мучили проблемы, оставляйте их за порогом. Не делайте из дома офис, не берите оставшуюся работу на дом (это не относится к людям со свободным графиком работы). Отдохнув от проблем, вы легче и быстрее найдете решение, недаром говорят: «Утро вечера мудренее». Стоит упомянуть еще об одном способе управления стрессами, если при всем таланте и умении вам все-таки не удалось победить обстоятельства. Бывают такие моменты, когда человек смиряется, но в душе по-прежнему дискомфорт: то ли потеряна вера в себя, то ли еще что-нибудь. Постарайтесь проявить себя в чем-то другом, что не связано с вашей деятельностью. Например, попытайтесь похудеть или бросить курить, займитесь тем, чем потом можно будет гордиться. Жизнь на этом поражении не заканчивается — нас бьют, а мы крепчаем.
|
|