Базовые техники изготовления украшений.
Базовые техники изготовления украшений – это то, с чего следует начать освоение увлекательного искусства создания собственных уникальных бижутерных решений. Базовые – это значит не только «начальные», но и то, что на базе этих техник можно создавать множество интересных комбинаций. Базовыми приемами являются техника нанизывания, владение круглогубцами и плоскогубцами, работа с бижутерными булавками, гвоздиками и колечками, техника «узлов», создание украшений на основе лески и стопперов, способы применения цепочек, различных видов основ, фурнитуры, подвесок и бусин. Самыми интересными украшениями являются украшения, выполненные в комбинированных техниках. Техники могут дифференциироваться по ярусам, видам основы и отличаться способами выполнения подвесок. Каждый ярус ожерелья может быть выполнен в другой технике или части украшения могут бать выполнены в разных техниках, соединенных между собой соответствующими зажимами. Места соединения зажимов можно декорировать дополнительными подвесками из боковых бусин или размещением на стыке крупных кулонов. Основа может представлять собой единый материал с различными подвесками из цепей с разделителями или последовательностями бусин, кисточек из замши, редких бусин. Крепление кулона на готовой основе. Самым простым и быстрым способом создания украшения является нанизывание бусины или кулона на готовую основу с замком. Готовые основы бывают в виде разноцветных кожаных или каучуковых шнуров различной толщины, силикона с бархатным напылением, вощеных нитей в сочетании с лентами из органзы, тросиков и цепочек. Готовые основы имеют длину около 40-50 см, два зажима, замок и кольцо с регулятором длины в виде цепочки, которая позволяет менять высоту расположения кулона. Выбор основы зависит от сочетаемости материалов и от стиля одежды, под которую предназначается украшение. Деревянный или каменный кулон лучше всего выглядит на кожаном шнуре и вощеных нитях, стеклянный – на бархатной основе или лентах в тон, металлический кулон будет естественно смотреться на каучуке или цепочке. В основном, кулоны имеют встроенную петлю, в случае ее отсутствия, существует специальная фурнитура в виде Л-образного держателя с петлей для крепления кулонов с верхним поперечным отверстием. Для того, чтобы превратить в подвеску любую красивую бусину, ее необходимо надеть на гвоздик и закрепить на основе при помощи колечка. Размер отверстия некоторых бусин позволяет нанизывать их на готовую основу. В остальных случаях, для создания украшения необходимо нанизать петлю кулона на основу, откорректировать ее длину, при необходимости отрезав лишнее, и закрепить конец основы внутри дополнительного зажима.
Нанизывание бусин на основу без замка. Следующая простейшая техника создания украшений заключается в нанизывании бусин на основу без замка. Без замка можно делать любые бусы, длина которых шире диагонали головы. Их можно изготавливать как в технике нанизывания, так и в технике узлов, перемежая бусины с узлами цветной основы, техника узлов позволяет, вместо замка, завершать основу двойным узлом. Для создания украшений без замка идеально подходит силиконовая резинка. Детям особенно легко и создавать, и пользоваться украшениями на этой основе, так как они просто надеваются, эластично растягиваются и не требуют работы с инструментами и дополнительной фурнитурой – достаточно нанизать бусины, завязать узлы в нескольких местах и украшение готово. На основе силикона изготавливаются широкие браслеты из костяных или перламутровых бусин с двойными продольными отверстиями. Для прочности изделий лучше выбирать легковесные материалы и использовать от двух до четырех отдельно завязанных силиконовых основ. Низки бус для взрослых изготавливаются на основе бижутерной лески. Леска обладает эффектом памяти, это значит, что материал, из которого она производится, имеет тенденцию к распрямлению и развязыванию. В случае использования лески для создания украшений без замка, необходимо прочно закрепить оба конца лески, завязывая ее узлами после каждой бусины на протяжении нескольких сантиментов, обрезать лишнее и аккуратно прижечь кончики для того, чтобы предотвратить развязывание. Жесткая основа будет самостоятельно держаться на теле, если ее использовать в украшениях – бусах, браслетах или кольцах – в несколько рядов по типу спирали или с сильным перехлестом. Ребро жесткости этой основы позволит Вам делать несимметричные композиции из разных по весу материалов, сохраняя при этом круглую форму изделия. Некоторые фасоны украшений сами не себе не требуют замка, как, например, бусы-нитка, которые завязываются узлом на уровне груди. Нанизывание бусин на основу с замком. Выбор диаметра основы зависит от размера отверстия бусин. Бусины с небольшим отверстием можно нанизывать на бижутерную, металлизированную леску или жесткую основу. В некоторые деревянные и пластиковые бусины, особенно типа «пони», можно продеть толстый кожаный шнур и каучук. Бусины можно располагать вплотную по всей длине основы или перемежать их узелками. Если качество основы позволяет, их можно расположить только в центральной части, позволяя им свободно передвигаться по основе при движении. Замок используется при изготовлении украшений короткой или средней длины. Для создания украшений на основе с замком необходимо подобрать держатель, соответствующий диаметру основы. Более толстые в диаметре основы, шнуры и нити, крепятся к замку при помощи П-образного зажима. Круглые и широкие в диаметре основы, типа крупного каучука, силикона с бархатным покрытием, кожаной косички или крупного кожаного шнура, располагаются внутри крупных С-образных или пружинных зажимов. Широкие основы в виде лент или плоско расположенных скоплений шнуров закрепляются зубчатыми Л-образными зажимами, для большей прочности закрепления ленты рекомендуется сочетать ее с несколькими хлопковыми основами. Замок нужно выбирать в зависимости от фасона и стиля бус. Бывают застегивающиеся, закручивающиеся, защелкивающиеся, Т-образные, магнитные замки и замки-петли. При завершении украшения застегивающимся замком, а с другой стороны располагают цельное, сдвоенное кольцо или специальный элемент плоской каплеобразной или 3-образной формы с двумя отверстиями, к одному из которых крепится основа, а в другое застегивается замок. Для регулировки длины украшений с карабином можно пользоваться отрезком цепочки со звеном соответствующего размера. Если стилистика украшения позволяет, вместо замка можно использовать ленты из бархата, шелка или органзы, завязанные петлей за завершающие основу декоративные кольца. Среди тонких основ, самую большую прочность имеет металлизированная леска, поэтому при изготовлении украшений из стекла или металла, лучше делать выбор в ее пользу. Украшения с боковыми подвесками. Скромную низку Вы можете изменить и обогатить подвесками, присоединив их колечками к основе. Кулоны или бусины, имеющие встроенное ушко гвоздика, необходимо размещать на основе по мере нанизывания бусин. Бусины со смещенным к краю отверстием также производят впечатление подвесок. Подвески с поперечными отверстиями крепятся на колечках после изготовления низки. Колечки с подвесками располагаются на основе между двумя бусинами, и должны быть меньше их диаметра, чтобы оставаться на своем месте. При этом их размер должен быть больше расстояния от основы до внешней линии бусин, чтобы подвеска ложилась, не топорщась. Украшения круглой формы получаются при равномерном расположении легких кулонов на крепкой основе. Тяжелый кулон на тонкой основе заставляет ее провисать, делая фасон украшения треугольным. Боковые подвески в виде отрезков цепочек и последовательностей бусин на булавках можно крепить к украшениям, в состав которых входять разделительные бусины с поперечными боковыми отверстиями. Помимо принципа чередования, их можно располагать подряд и сочетать со множеством металлических элементов – обнимателями, цепями и фигурными кулонами. В качестве подвесок можно пользоваться готовыми кулонами, кисточками и фигурными бусинами с верхним поперечным отверстием. Подвеску можно сделать из любой бусины, разместив ее на гвоздике, последовательности бусин на булавках или из скопления цепочек. Количество подвесок на основе зависит от их раз мера и фасона украшения. Крупноформатные бусины имеет смысл располагать самостоятельно в нижней части треугольных фасонов. Небольшие бусины можно в обилии цветов и форм крепить к колечкам с одной стороны украшения в случае круглых бус, с обеих сторон – в случае вертикального расположения основы. Оригинально смотрятся украшения с неповторяющимися подвесками и смещенным центральным элементом. Интересная, запутанная композиция создается при использовании бусин разных форм и размеров, но при этом одинакового цвета в качестве и основы, и подвесок. Украшения на основе бижутерных булавок. Украшения на булавках имеют большую прочность, чем нанизанные на нитку или леску. Даже при сильном ривке они не рассыпятся, а просто разъединятся, и их легко будет собрать и починить. Соединенные между собой ушки булавок оставляют расстояние между бусинами и обеспечивают легкость композиции в отличие от сплошного расположения нанизанных на основу бусин. Красиво смотрятся украшения с постепенно увеличивающимся диаметром бусин. Даже классические версии из последовательностей бусин на булавках можно разнообразить асимметрично расположенной альтернативной бусиной или плоской вставкой-медальоном в технике клуазонне, крученой прозрачной или граненой матовой бусиной. Особенно изящно выглядят украшения с обнимателями, расположенными по сторонам бусин. Незаметные мини-обниматели используются в качестве переходника для уменьшения отверстия бусины, крупные обниматели выполняют декоративную роль – они имеют изящную форму в виде стеблей или цветочный узор, ажурные обниматели придают бусинам винтажный вид. Для создания украшений в этническом стиле, лучше использовать грубые крупные обниматели из литого металла. Для удешевления стоимости украшения пользуйтесь обнимателями из пластика, имитирующего металл. Размер обнимателей в украшении можно увеличивать соответственно диаметру бусин. Применение в украшении одинаковых обнимателей способствует объединению разнохарактерных бусин в единую композицию. Украшения с участием трубочек. Трубочки изготавливаются из прохладного на ощупь металла, и поэтому они часто используются в летних украшениях. Трубочки бывают цельные и полые, прямые и гнутые, гладкие и крученые, с отверстиями и без. Цельные палочки имеют по сторонам отверстия, а полые трубочки надеваются на булавки для соединения с другими элементами. В качестве цельных разделительных палочек можно использовать прочные короткие булавки длиной не более трех с половиной сантиметров. Необыкновенный фасон зигзагообразной формы получается при нанизывании булавок ушками не друг за друга, а за основу булавки. Прямые трубочки задействуют, как для формирования основы, так и в качестве боковых подвесок в виде целых пучков, например из бисера, нанизанного на булавку. Изогнутые трубочки используются в коротких, чаще всего мужских украшениях, чередуя их с разделительными металлическими бусинами. Крученые трубочки, покрытые резьбой, ярко сверкают, отражая свет. Они прекрасно смотрятся в шторах и занавесах, выполненных в технике булавок или нанизывания с участием чешских граненых бусин и кристаллов Сваровски. Боковые отверстия в трубочках делаются для того, чтобы просматривалась основа – силикон или каучук. Трубочки также можно использовать в виде кисточек, располагая их скопления внутри широкого колпачка. Украшения на основе бижутерных булавок, колец и гвоздиков. Бижутерные булавки применяются для соединения последовательностей бусин, гвоздики используются в том, случае, если бусина является завершающим элементом. Одной из самих популярных бижутерных композиций является последовательность из бусин и колечек с подвесками из кулонов и бусин. При соединении бусин за ушки булавок происходит довольно точная фиксация позиции бусины, так как бусы при движении имеют свойство перекручиваться, а булавки довольно прочно фиксируют положение бусины, при использовании кулонов и подвесок имеет смысл пользоваться колечками. Колечки позволяют украшению самостоятельно раскручиваться, а подвескам, под весом тяжести, принять свое обычное положение. Наличие колечек разряжает плотность основы и дает возможность крепить к ним большее, чем к ушкам булавок, количество подвесок на кольцах или на гвоздиках. При создании асимметричных композиций, чтобы бусы сохраняли округлую форму, следите за тем, чтобы вес расположенных вдоль украшения подвесок был обратно пропорционален распределению веса основы. В качестве подвесок можно пользоваться плоскими металлическими элементами разных форм, они имеют боковые поперечные отверстия и используются для обогащения композиции и при малейшем движении создают приятный легкий звон и красиво блестят на свету. Наиболее сильно отражают свет хорошо полированные круглые и овальные формы. Боковые подвески и бусины можно располагать с одной стороны украшения, с обеих сторон или зигзагообразно. Особенно пышные композиции получаются при размещения большего количества разнообразных и разноцветных подвесок на основе небольшого колечка, соединяющего две крупные бусины. Украшения из бусин с нестандартно расположенными отверстиями. Основные виды бусин с нестандартными расположениями отверстий – это бусины со смещенным от центра отверстием, бусины с несколькими продольными отверстиями, бусины с несколькими поперечными отверстиями и бусины с внутренним поперечным отверстием. Бусины со смещенным от центра отверстием используются в качестве боковых подвесок. При смещенных в одну сторону отверстиях, украшения из этих бусин будут изгибаться по радиусу и прочно держать свою форму. Бусины с несколькими продольными отверстиями могут использоваться, как самостоятельные и как соединительные элементы. При равносторонней форме и параллельных отверстиях, из них удобно делать широкие браслеты и пояса. Соединительными элементами они выступают в разных фасонах многоярусных бус. Бусины с несколькими поперечными отверстиями обычно имеют два расположенные по противоположным сторонам отверстия. Такие бусины бывают разных геометрических форм, встречаются в виде колец и прямоугольных звеньев. Из них изготавливаются украшения из последовательности бусин с поперечными отверстиями, соединенных прочными кольцами. Бусины с внутренним поперечным отверстием отличаются размером отверстия, и, соответственно, шириной внешнего диаметра, что обуславливает способ их соединения с основой. Круглые бусины с широким отверстием и узким внешним диаметром похожи на кольца, овальные – на звенья цепей. Ими хорошо разряжать насыщенные композиции, придавая им большую ажурность и воздушность. Их можно соединять между собой в цепочки прочными разъемными колечками или крупными звеньями. Бусины с небольшим внутренним отверстием и широким внешним диаметром называются дисками. Диски принято нанизывать на крупную основу, перемежая их узлами или бусинами. Из крупноформатных стеклянных дисков можно делать украшения из нитей в технике узлов. Использование цепочек. На изготовление самого быстрого украшения – треугольных бус в виде цепочки на замке с регулятором-подвеской и красивым кулоном – у Вас уйдет несколько минут. Цепи могут выступать основами в круглых и треугольных украшениях, а также в бусах с боковыми и нижними подвесками. Обратите внимание на литые цепи из металла ручной работы с узорными звеньями неповторяющихся форм. К таким декоративным цепям достаточно прикрепить несколько бусинок из художественного стекла, и оригинальное украшение будет готово. Из цепочек в сочетании с последовательностями бусин на булавках получаются красивые ожерелья. На основе цепей можно изготавливать пучки с изобилием боковых бусин, крепящихся по несколько штук гвоздиками к каждому звену. С их участием делают украшения с обилием вертикальных подвесок из кисточек и последовательной бусин на булавках. Из отрезков цепей делают простые кисточки из двух-трех отрезков, крепящихся к основе или множества тонких цепочек под колпачком. Из цепочек можно изготавливать ламбрекены, полукруглые подвески, прикрепленные к основе с обоих концов. Рассоедините звенья крупной цепочки, и Вы получите прочные разделительные элементы для чередования с бусинами. Несмотря на кажущуюся объемность, украшения из цепей с разделителями делаются очень быстро. При изготовлении цепей с боковыми подвесками из бусин и ламбрекенов из мелких цепочек, сочетайте звенья разных размеров одного цвета. Следите за соотношением цветов между используемыми цепями, фурнитурой и бусинами. Цепочки также используются в украшениях для их удлинения, увеличения количества ярусов, уплотнения и насыщения композиции. Самым простым способом увеличения количества ярусов является добавление отрезка крупноформатной цепи. Техника стопперов. В технике стопперов можно работать на тонкой основе разноцветной бижутерной и металлизрованной лески. Металлизированная леска представляет собой тросик из закрученных пучков тонкой проволоки. Мелкие цилиндрические стопперы или, так называемые, кримперы, используются для фиксации бусин на тонких основах. Они нанизываются на основу вместе с бусиной, и при помощи плоскогубцев зажимаются по обеим ее сторонам. При использовании прозрачной лески, она будет сливаться с телом и получится эффект рассыпавшихся на груди бусин. Такой фасон украшений делается следующим образом – несколько отрезков лески, обычно непарное количество, закрепляется в зажиме зажимом для лески, на свободные концы лески надеваются чередующиеся по размеру и цвету бусины, которые в определенных местах фиксируются стопперами. Немного модифицировав этот способ сборки, можно получить похожий эффект и без использования стопперов. В этом случае берем, к примеру, пять отрезков лески и нанизываем на них бусины, продевая два или три отрезка лески в одну бусину. Следующую бусину тоже крепим на нескольких основах, обязательно захватывая один из отрезков, использовавшийся для предыдущей бусины, таким образом, плетем «сетку» с бусинами. Подобные плетенки лучше всего применять в качестве коротких бус или ручек для сумки. Техника узлов. Техника узлов применяется при работе с прочными цветными основами типа вощеных нитей, хлопковых, шелковых, прорезиненных, полиэстеровых и кожаных шнуров. Если бусины крупные или имеют сложный рисунок, который визуально «теряется» при простом нанизывании, их можно разделить, завязав между бусинками узлы основы. При этом возможны два варианта – либо узелки плотно расположены между бусинами, либо же расстояние между отдельными бусинами увеличено вплоть до нескольких сантиметров. Цвет используемой нити может совпадать с цветом бусин, а может контрастировать с ними, или служить связующим звеном между одеждой и украшением. Вощеные нити, в основном, используются в украшениях в технике узлов, так как в своем составе они имеют воск, склеивающий узел и предотвращающий развязывание. Из множества перекрученных между собой нитей с бусинами, зафиксированными узлами, можно делать ожерелья. Классический вариант украшения в технике узлов изготавливается из нескольких основ, на каждой из которых, нанизано по бусине. Бусины располагаются между двумя крупными узлами, стягивающими их в объемный пучок. Вид такого скопления зависит от количества и цвета основ, диаметра используемых бусин и плотностью сжимания узлами. Для разнообразия выбирайте несколько разных по цвету нитей, поддерживающих и выделяющих цветной камертон украшения. Не стремитесь нанизывать бусины вплотную, оставляйте между узлами свободные части основ, они придадут украшению легкость и цветность. Интересный эффект создается при чередовании круглых бусин, нанизанных между узлами, с бусинами, где одна из основ выпущена снаружи и завязана в узел со смещением основы. Если Вы делаете украшения из нескольких основ, и вместе они не проходят в отверстие, из них делают крупный узел, одну из нитей пропускают в отверстие бусины, а остальные пропускают по внешней стороне, и снова завязывают узел под бусиной. Прорезиненные нити представляют собой очень крепкий современный материал, выдерживающий большие загрузки. Эта основа идеально подходит для украшений, которые носят матери, так как чем больше ребенок дергает за украшение, тем прочнее оно становятся. Прорезиненные нити также можно завязывать в узлы, выпуская в стороны длинные петли. Хлопковые шнуры имеют достаточно широкий диаметр, чтобы их узлы могли фиксировать крупные отверстия пластиковых кристаллов и деревянных бусин. При завязывании узлов на кожаных шнурах, соизмеряйте свои силы, помните о том, что шнуры из натуральной кожи не так прочны. Полиэстер можно использовать в более изощренной технике узлов – макраме с вплетением бусин. Из них можно делать широкую основу для подвесок на колечках в технике узлов. Для этого несколько отрезков полиэстера разных цветов, возможно, в сочетании с другими основами, обматывают гвоздиком и размещают внутри крупного колпачка. Затем, начиная от области ключицы, делают серию узлов, между которыми на колечках крепятся подвески. Многоярусные украшения. До сих пор мы говорили об украшениях, собранных в один ряд, а между тем, использование нескольких рядов дает новые интересные возможности для экспериментов с фасонами. Многоярусные украшения могут быть выполнены из нанизанных бусин на единой основе, которая идет от одной стороны ожерелья к другой, или из отдельных основ, которые крепятся зажимами к замку. При этом скопления основ могут прятаться внутр. ажурных конусов, крупных обнимателей или колпачков. Существуют специальные замки для многоярусных бус с двойными и тройными отверстиями. Расположение ярусов может быть прямым, крученным или заплетенным. Многоярусные бусы со ступенчатым расположением рядов называются «ожерелье». Ожерелье может начинаться от замка или быть опущенным на основах – низке, цепочке, каучуке. Особенно необычно смотрятся ожерелья в комбинированных техниках, создающих впечатление, что одето несколько разноцветных бус. В случае ступенчатой композиции бус, следует пользоваться соединительными элементами, которые фиксируют порядок расположения основ. Соединительные элементы представляют собой плоские металлические формы с отверстиями, служащими для соединения параллельных основ многоярусных украшений. Соединители имеют от двух до десяти отверстий и узор на внешней боковой стороне. Если все ярусы украшения имеют одинаковое количество и диаметр бусин, то они закрепляются параллельно и образуют ошейник. Если с одной стороны располагается меньшее количество бусин или бусины меньшего диаметра, они заставляют основу изгибаться по соответствующему разнице диаметров радиусу. Самые широкие браслеты, от четырех до шести ярусов, крепятся к замкам в виде двух вставляющихся друг в друга цилиндров с боковыми поперечными отверстиями. Браслеты средней ширины, от двух до трех ярусов, крепятся к замку с внутренними скрытыми отверстиями, застегивающимся по принципу петли. Если у Вас есть необходимость воспользоваться обычным замком, рассчитанным на одноярусную композицию, Вы можете присоединить к нему широкий браслет при помощи треугольного переходника, имеющего несколько отверстий со стороны основания и одно со стороны вершины. Объедините ряды браслета соединительными элементами в цвет основной фурнитуры.
|
|