Зимними святками назывались рождественско-новогодние праздники (с 24 декабря по 6 января 1), по своему происхождению связанные с зимним солнцестоянием - одним из важнейших дней земледельческого календаря. Зимние святки делились на “святые вечера” (25 декабря - 1 января) и “страшные вечера” (1 января - 6 января). Их разделял Васильев день (1 января).
Название “страшные вечера”, видимо, связано с представлением об особенном буйстве нечистой силы (особенно длинная ночь!). В святочные вечера опасались ходить в лес, на кладбище, в старые риги и т. д. Зимние святки начинались колядованием 24 декабря в канун Рождества (сочельник 2). Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок - песен, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания - богатства, урожая, многодетности и т.д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Хозяева одаривали колядовщиков обрядовым печеньем (козюльками), конфетами, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные корильные колядки с шуточными угрозами. Дары, полученные от хозяев, собирались обычно специальным механошей в мешок, а потом коллективно поедались. -------------------------------------------------------------------------------- Слово “коляда” латинского происхождения (от calendae, современное русское “календарь”). Подобный обычай и сходное его название было широко распространено у многих народов Европы. Зимнее солнцестояние отделяло один годичный жизненный цикл от другого. Началу года, так же как началу недели или дня, или точнее - ещё в большей мере, чем им, приписывалась особенная открытость и особенная восприимчивость. Как встретишь Новый год, таков будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был изобильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые, коротенькие колядки были песенной формой таких благопожеланий, им тоже приписывались магические свойства (как пожелаешь, так и исполнится).
-------------------------------------------------------------------------------- Колядовщики кроме колядок распевали также песни, прославлявшие младенца Христа (“христославление”, “рацеи”, “тропари” и др.). В соответствии с евангельской легендой звезда, с которой они обходили дворы (дохристианский символ солнца), трактовалась как Вифлеемская звезда, появившаяся на небосводе в момент рождения Христа. При общей распространённости названия “коляда” в северорусских и некоторых других районах величальные рождественские песни назывались также Виноградьем по припеву “Виноградье красно-зелёное мое” (идеализированный образ цветущего сада), в некоторых среднерусских районах - овсень (таусень, баусень). Так же как Коляда, Овсень-Таусень приобретает в некоторых песнях человеческие (антропоморфные) черты - он ищет двор хозяина и приходит к нему. Иногда же это просто припев или выкрик, предваряющий колядную песню. -------------------------------------------------------------------------------- Другой популярный вид святочных песен составляли так называемые подблюдные. Они сопровождали новогодние девичьи гадания, при помощи которых старались угадать будущее - когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит - богатство или бедность. Девушки собирались в одной из изб, рассаживались с песнями по лавкам, одна из них собирала у подруг перстеньки, серьги, ленточки и т.п. Всё это пряталось в прикрытую миску (блюдо), часто вместе с зёрнами ржи или пшеницы, угольком, денежкой - они должны были способствовать успеху обряда. Потом под каждую песенку вынимались одно за другим спрятанные колечки (или что-нибудь другое). Что песенка сулила, то и считалось предсказанием. Подблюдные песенки - короткие, иногда всего в несколько строк, содержат общепонятную метафору (иносказание), обозначавшую скорое замужество, долгое девичество, богатство или нищету, здоровье или болезнь и смерть. Подблюдный обряд был далеко не единственным видом святочных девичьих гаданий. Для того чтобы представить себе другие виды гаданий, достаточно вспомнить известное стихотворение В.А. Жуковского “Светлана”, очень точно и полно их описывающее: -------------------------------------------------------------------------------- Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали, Снег пололи, под окном Слушали, кормили Счётным курицу зерном, Ярый воск топили. Кроме того, Светлана гадает ночью в бане, глядясь в зеркало, - не появится ли суженый. С этим связаны все дальнейшие события, происходящие в балладе. -------------------------------------------------------------------------------- Здесь же описываются и подблюдные гадания: В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны, Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. И пересказывается одна из наиболее популярных подблюдных песен (за дверью): А мы ходим-походим, виноградчики, Виноградье, виноградье красно-зелено. А мы ищем-поищем господинов двор, Господинов двор посередь Москве. Посередь Москве на живом мосту Стоят три терема златоверховые, Во первом-то терему млад светел месяц, Во втором-то терему красно солнушко, В третьем-то терему часты звёздочки. Млад светел месяц - то хозяин наш, Красно солнушко - то хозяюшка, Часты звёздочки - малы детушки. Нас хозяин-то дарил золотым перстнем, Нас хозяюшка-то дарила золотой гривной, Малы детушки дарили частым бархатом. А мы перстень-то возьмём, на молебен снесём, А мы гривну-то возьмём, на вине пропьём, А мы бархат-то возьмём, по себе раздерём, По себе раздерём, всем кафтанчики пошьём. Уж кафтан-то короток, а я весь передрог, У нас торбасы тоненьки, у нас ножки зябнут, У нас перчаточки тоненьки, у нас ручки зябнут, Уж как шапочки голеньки, у нас темечко зябнет, Коляда, Коляда, отпирай ворота! Не отворишь ворота - подавай пирога. Войдя в избу, поют: Пришли мы, пришли к добру господину, Добра господина дома не случилось, Дома не случилось, хозяюшки дома нет. Хозяина звали пир пировати, Хозяюшку звали стол столовати, Сына-то звали на стрельбище, Дочерь-то звали на игрище. Хозяина дарили куньею шубой, Сына-то дарили тугим луком, Дочерь-то дарили золотым венцом. Дайте коровку, Мазану головку! Уж ты ласточка, Ты касаточка, Ты не вей гнезда Во чистом поле, Ты завей гнездо У Петра на дворе! Так дай ему Бог Полтораста коров, Девяносто быков. Они на реку идут, Всё помыкивают, А с реки то идут, Все поигрывают. Вот дома, дома Сам пан хозяин. Святый вечер- Вставай с постели, Открывай двери, Застилай столы, Клади пироги. Ой, будет к тебе Троечка гостей - Первые гости - Жаркое солнце, Другие гости - Ясен месячко Третие гости - Дробен дождичек. Ой,пройди,пройди, Тройчина,в ночи. Ой,смочи,смочи Жито-пшеницу! Жито-пшеницу, Всякую пашницу! Ой, будь же здоров, Да и с Новым годом, Да и с Новым годом, Да и со всем родом! Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю! На Новый год, на ново счастье Уродись пшеничка, Горох, чечевичка! На поле - копнами, На столе – пирогами! С Новым годом, С новым счастьем, хозяин, хозяюшка. К нам наехали святые вечера На конях, на соболях, На лисицах, горностаях! Уж вы, кумушки, подруженьки мои, Вы придите, посидите у меня, Пособите думу думати, Пособите мне отгадывати, Отгадаете - не сказывайте. Кузнец, Скуй мне злат и нов венец, Скуй кольцо златое Мне венчаться тем венцом, Обручаться тем кольцом При святом налое. Другая известная подблюдная песня цитируется в V главе “Евгения Онегина” А.С. Пушкина: И вынулось колечко ей Под песенку старинных дней: “Там мужички-то все богаты, Гребут лопатой серебро; Кому поем, тому добро И слава!”. Одно из наиболее замечательных литературных отражений подблюдных песен исследователи справедливо видят в агитационных песнях, сочиненных для солдат декабристами К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым (ср.: “Уж как шел кузнец да из кузницы. Слава!” или “Близ Фонтанки-реки собирались полки. Слава!” и др.). Примечания: 1 - Здесь и далее даты указываются по старому стилю. 2 - Так называли последний день рождественского поста. Традиционным обрядовым блюдом в этот день было “сочиво” – постная каша с конопляным маслом.
|
|