Недавно мой маленький сын спросил меня: "Мама, вот ты ведешь "Логические игры". Игры - это понятно, а что такое ло-ги-чес-кие?" Что ответить четырехлетнему интеллектуалу?
Стала объяснять про логику, наблюдательность, внимание, а у самой вертится мысль: "Не то..." Наконец сообразила: "Логические, говорю, - это развивающие. А развивать можно все: и то, о чем я тебе говорила, а также ловкость рук, меткость глаз, остроту слуха и, главное, голову. А в голове живут и память, и сообразительность, и смекалка, и чувство юмора..." "И мозги!" - поставил точку в нашей беседе сынуля. Точно, мозги. А в коре больших полушарий нашего мозга есть разные зоны, отвечающие за все процессы нашей жизнедеятельности. И, чтобы эти зоны лучше работали, надо их стимулировать. Развивающие игры дают возможность научить ребенка мыслить творчески и логически, развить мышление и другие познавательные процессы, навыки и способности. Причем малыша не надо заставлять, просто для каждого найдется игра по интересу, и, с незначительной помощью родителей поначалу, а потом самостоятельно, ваш ребенок, играя, будет развиваться и совершенствоваться. Рынок наших отечественных игр разнообразен. Здесь и игры на развитие мелкой моторики: шнуровки, мозаики, "пазлы", конструкторы. А, как известно, тонкая работа руки стимулирует зону речи в коре головного мозга, и ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой руки практически не нуждается в логопеде, так как разговаривать малыш начинает уже с правильной артикуляцией. На получение начальных знаний о геометрических фигурах, на различение контуров животных, грибов, машин, людей, букв и т.д. - всевозможные рамки и вкладыши из дерева, пластмассы, картона и пеноплена.
Об этом материале хочется поговорить отдельно. Он теплый, цветной, мягкий, он никогда не травмирует кроху, с фигурками из пеноплена можно принимать ванну, есть специальная серия, где фигурки рыб, зверей, и даже часы можно, сидя в ванне, наклеивать на стену. А из толстого пеноплена можно складывать коврики или даже построить целый дом, в котором вполне поместится ваш малыш. Вернусь к рамкам и вкладышам. Они могут служить также и трафаретом, по которым эти контуры можно обводить, а это уже не только развитие мелкой моторики, но и подготовка руки к письму. А есть и собственно трафареты; из обведенных фигур можно составлять всевозможные картины. Трафареты стоят дешевле, а развивают творческую фантазию и руку и хуже рамок и вкладышей. Для ребят 3-5 лет есть рамки, вкладыши в которые состоят из нескольких деталей. Например, чтобы в рамке оказалась машина, надо на место поставить колеса и диски к ним, крылья, кузов, кабину, а также стекла. Есть игры, направленные на поиск пары. Ребенок учится вычленять из множества нужную карточку, находить ее по заданным свойствам. В этом помогут такие всем давно известные игры, как домино, лото, или игры из серии "Парочки". Причем на костяшках современного домино изображены не банальные точечки, хотя и такой вариант, конечно, имеется, а животные, геометрические фигуры, виды машин, герои сказок. А лото часто выпускаются сериями, например, насекомые, морские животные и т.п. Такое лото позволяет не только находить пару, но и расширять словарный запас и кругозор. Кубики с картинками, из которых можно собрать какого-нибудь сказочного персонажа, или цветок, или что-то попроще - овощ, фрукт, гриб, - тоже относятся к развивающим играм. Они помогают вашему ребенку заметить и выделить детали, найти закономерности для того, чтобы собрать картинку правильно, а также учат понятиям частного и общего. Для самых маленьких - разноцветные, мягкие, теплые и просто очень симпатичные игры Лены Даниловой. Это не просто игрушки, а "умные", они помогают крохе; играя, он познакомится с такими понятиями, как цвет, размер, форма, множество. Эти игры учат обобщать и конкретизировать, анализировать и синтезировать. И ваш малыш даже не будет догадываться, что он выполняет такие сложные действия, просто ему будет весело и интересно играть в смешные и забавные игрушки, придуманные Леной для своих детей, а потому насквозь пронизанные любовью и несущие положительный заряд. Маленьких детишек они, несомненно, не оставят равнодушными. А для старших дошкольников и младших школьников есть игры, направленные на обучение, - здесь глаза просто разбегаются! Игры от разных фирм, из различных материалов, всевозможных размеров и, соответственно, по разным ценам. Никитинские "Сложи узор" - детям от 2 до 9 лет: знакомство с цветом, основами конструирования, стимулирование творческого развития. "Кубики для всех" - это игры действительно для всех, все члены семьи не останутся к ним равнодушны и обязательно попробуют свои силы в сборке кубика или каких-нибудь других замысловатых фигур из книжечки, которая прилагается к набору. "Кубики для всех" учат мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать. Другая игра Никитина - "Кирпичики" - учит основам черчения и проектирования, а также пространственному мышлению. А "Уникуб" вводит ребенка в мир трехмерного пространства, развивает у него математическое мышление. "Дроби" и "Сложи квадрат" дают представление о частях целого, что круг можно разделить на разное количество кусочков, а квадрат собирается из совершенно различных фигур. Помимо никитинских, есть и другие: "Логические блоки Дьенеша" знакомят малыша с цветом, геометрическими формами, понятием толщины и размером. "Счетные палочки Кюизенера" позволяют ввести ребенка в мир математики, развивают представление о числе на основе счета и измерения. А всевозможные пособия Зайцева учат и читать, и считать, развивают речь, помогают школьникам легче справиться с правилами русского языка, а ребятам, изучающим иностранный язык, быстрее проникнуть в атмосферу, присущую этому языку. Так как же разобраться, какие развивающие игры нужны именно вашему ребенку и как правильно малышу их преподнести? В этом вам могут помочь книги. Ведь количество литературы по развивающим играм может сравниться разве что с количеством самих развивающих игр. Может показаться, что краски, кисточки, фломастеры, пластилин, а также другие материалы для творчества к развивающим играм не относятся. Как бы не так! Нет ничего, что могло бы заменить ребенку рисование, лепку, аппликацию, ведь все это развивает не только глаз и руку, но и память, мышление, воображение, фантазию, конструирование, творческую волю... Вот на какие размышления натолкнул меня вопрос сынишки.
|
|