Все знают, что воспитание должно начинаться уже с пеленок. Но почему тогда уже в первые годы жизни некоторые родители начинают недоумевать: стройная система воспитания почему-то дает сбой.
Какие-то вещи ребенок усваивает мигом, а что-то ну никак не приживается в его поведении. А все потому, что воспитание, увы, не всесильно. Есть одно свойство человека (причем, одно из самых важных и фундаментальных!), которое не подвластно нашему с вами воздействию. Неподвластно, потому, что оно - врожденное, формирующееся на уровне генов, центральной нервной системы. Вам же не придет в голову исправлять своему ребенку форму носа? То же самое касается и темперамента. Это - врожденное и неизменное до конца жизни свойство нервной системы. Знать особенности темперамента вашего ребенка просто необходимо. Но не для того, чтобы с ними бороться, а для того, чтобы с ними считаться. Всего существует четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Итак, рассмотрим эти типы подробнее, возможно, вы узнаете в одном из них своего ребенка. Сангвиник Это жизнелюб, которому надо, чтобы жизнь вокруг него кипела ключом. Малышу до всего есть дело, с ним легко и интересно. Он способен найти общий язык с кем угодно и легко адаптироваться в любой обстановке. В этом ему помогает такое замечательное качество, как компромиссность и счастливое умение быстро забывать обиды. Это прирожденный оптимист, который всегда и во всем видит только хорошее, не обращая внимания на негативные стороны. Сангвиник очень легко включается в любую деятельность и так же легко переключается на что-то новое. Его движения уверенные, точные, легко сменяющие темп. Речь - выразительная, быстрая, богатая мимикой и жестами. Засыпает такой ребенок очень быстро, спит хорошо и просыпается с улыбкой и в хорошем настроении. Без слез и капризов, конечно, дело не обходится, как у любого нормального ребенка, однако они непродолжительны, и малыша легко отвлечь.
Флегматик Такой ребенок производит впечатление не спешащего никуда капуши, спешки он просто не выносит. Среди других детей он выделяется спокойствием и неторопливыми, часто неуклюжими движениями. Зато его солидности и рассудительности позавидует любой взрослый человек. Чтобы такой ребенок не делал, он предпочитает уже привычные, проверенные способы и делает все обстоятельно, упорно преодолевая любые препятствия. Отвлечь его от намеченной цели крайне трудно, свои решения он не меняет и, если надо их отстоять, проявляет завидное упрямство. Ко всему новому он привыкает крайне трудно, но зато, его психика до невероятности устойчива к любым внешним раздражителям, вывести его из себя почти невозможно. Малыш - флегматик очень сдержан и поэтому многим кажется мало эмоциональным и толстокожим. Это не так, просто эмоции он редко проявляет, зато чувства его глубоки и постоянны. Друзей такой ребенок находит с трудом, но, если это произошло, проявляет в дружбе завидную преданность. Еще одно полезное качество флегматика - его миролюбие. Он абсолютно не конфликтен и не агрессивен, предпочитая уходить от борьбы и лишний раз не рисковать. Речь такого ребенка нетороплива, часто с большими паузами и невыразительна, без эмоциональных всплесков, без жестов и мимики. Все возрастные навыки у флегматика формируются дольше, чем у других детей, зато они очень устойчивы. Больше всего флегматик не любит любых перемен, отступлений от привычного ритма жизни. Холерик Это один из самых ярких темпераментов. Такой ребенок - это просто стихийное бедствие, смерч и тайфун в одном лице. Психологи таких детей называют еще гиперактивными. Он ни минуты не может посидеть спокойно и создается впечатление, что он одновременно существует в нескольких точках пространства. Он заводится с пол-оборота, его энергии хватит на десятерых флегматиков а фантазии по части шалостей просто неисчерпаемы. Он - борец, задира, часто агрессивен. Берется за любое дело, но далеко не всегда доводит его до конца, отвлекается на что-то более новое и интересное. Ему очень важно быть в центре внимания, почивать на лаврах, чтобы отовсюду на него сыпались похвалы. Движения такого ребенка порывисты и резки, речь быстрая, громкая, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Среди сверстников холерик обычно - лидер, командир. Он постоянно конфликтует в компании ровесников, однако жить без их окружения не может. Ждать и подавлять свои желания - не для него. Ему надо все сразу и мгновенно. Обычно такие дети легко приспосабливаются к новому коллективу, но очень скоро входят в конфликт с требованиями дисциплины. Никакие словесные наказания для холерика ничего не значат, зато любые попытки ограничить его свободу (поставить в угол, например) способны довести его до истерики. Меланхолик Его вполне можно сравнить с оранжерейной мимозой. Он очень раним к любым внешним воздействиям, попробуйте даже незначительно повысить на него голос - мгновенно появятся слезы. Очень часто такие дети - плаксы и трусишки. Особенно они боятся всего нового и незнакомого, особенно людей и обстановки. Застенчивость, робость и нерешительность - основная черта их характера. Очень часто меланхолик становится пессимистом, который неуверен в себе и зациклен на неудачах. Еще одна отличительная черта - крайняя обидчивость. Внимание свое такой ребенок концентрирует с трудом, отвлекаясь по мелочам. Любая деятельность для него - тяжелая работа, от которой он быстро устает. Обычно дети - меланхолики легко и быстро усваивают возрастные навыки, но они у них неустойчивы и зависят от обстоятельств. Движения такого малыша неуверенные, часто суетливые, речь очень тихая, но богатая интонациями, выразительная. Меланхолики труднее остальных адаптируются к новой обстановке. Но есть одна черта, которая притягивает к ним и детей и взрослых буквально всю жизнь - это их крайняя чувствительность. Они похожи на чуткую антенну, которая улавливает малейшие нюансы настроения, эмоций других людей. А это - верный залог того, что такой ребенок просто мастер коммуникации, он добр, отзывчив, он способен с малых лет буквально «отзеркалить» своего собеседника, вызвав тем самым его расположение. Мир меланхолика - это мир чувств, эмоций, во всех их оттенках, мир интуиции. Но вряд ли вы найдете хоть один, из описанных типов в его «чистом» виде. Обычно бывает сочетание двух типов темперамента, один из которых преобладает. И не нужно специальных тестов, чтобы понять по поведению вашего ребенка, к какому типу он принадлежит. С наибольшей точностью это можно сделать после семи лет, когда спадают некоторые особенности младшего возраста, присущие всем детям без исключения. Не стоит путать характер с темпераментом. Характер - это то, что мы приобретаем в течении жизни, а темперамент - врожденное свойство, изменить которое практически невозможно. Однако, формируя воспитанием характер ребенка, можно слегка подкорректировать некоторые свойства темперамента. Можно представить себе, что темперамент - это ваша фигура, а характер - одежда. Одеждой вполне можно скрыть, подправить некоторые особенности фигуры, которые вас не устраивают. Однако полностью изменить ее строение просто невозможно. Если ваши с ребенком темпераменты совпадают, то считайте, что вам повезло. Если же нет - ни в коем случае не «ломайте» малыша, темперамент сломать невозможно, лучше попытайтесь подстроиться под него. Для этого необходимо, как минимум, знать все плюсы и минусы темперамента вашего ребенка и попытаться усилить плюсы и свести минусы хотя бы к нулю. Воспитывая, не пытайтесь превратить флегматика в холерика, а меланхолика - в сангвиника. Надо учиться не подавлять, а управлять любым из этих типов. Например, сангвиника учить терпению, упорству и усидчивости. Флегматика - инициативности, умению распределять свое время, свободно выражать свои эмоции (как радоваться, горевать сочувствовать и быть добрым), общаться со сверстниками. Холерика - умению иногда замедлять темп движения по жизни (для этого можно придумать для него различные «шлагбаумы» и непредвиденные остановки), обдумывать свои решения, гасить агрессивность. Меланхолика надо постоянно поддерживать, одобрять, быть с ним помягче, не требовать от него невозможного, учить преодолевать застенчивость и робость, помогать побороть страхи. И главное - не забывать, что каждый человек, пусть даже еще маленький - индивидуальность, с особенностями которой надо считаться.
|
|