Ребенок идет в школу – в первый раз в первый класс. Он радуется, что уже большой, и собирается учиться только на одни пятерки. А вот родители испытывают смешанные чувства.
Конечно, они гордятся сыном или дочерью, но и тревожатся: а готов ли ребенок к школе? Хватит ли у него способностей, не окажется ли он отстающим в классе? Как будет справляться с трудностями? Понравится ли ему его первая учительница, а он ей? Найдет ли друзей среди одноклассников? Обычно ребенка, готовящегося к школе, в первую очередь учат читать, считать и писать печатными буквами. Часто также используются различные задания на развитие логического мышления и общей эрудиции. Хорошо, если ко всему этому добавляются складывание мозаики, конструктора, лепка из пластилина, рисование и раскрашивание. Эти занятия развивают мелкие движения пальцев. Если до поступления в школу ребенок успешно справляется с такими заданиями, то родители обычно считают, что он определенно готов к обучению, ведь малыш умеет больше, чем многие его будущие одноклассники. Но это не совсем так. Да, такому ребенку действительно будет легче учиться на первых порах, пока в классе станут проходить то, что ему уже известно. Но, в конечном счете, успешность школьного обучения могут определить совсем другие навыки и умения, на развитие которых не все родители своевременно обращают внимание. Одним из важнейших показателей готовности к школе является формирование произвольности поведения. Имеется ввиду возможность ребенка управлять собой. Маленькому школьнику необходимо будет контролировать свое внешнее двигательное поведение, так как это обеспечит возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке. Но не менее важна способность управлять своими внутренними психическими процессами. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и точно запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это окажется совершенно необходимым в школе. Как и вообще умение делать не только то, что хочется, но и то, что нужно.
Как же определить, сформирована ли произвольность поведения у вашего сына или дочери? Это несложно – вдумчиво понаблюдайте за поведением ребенка. Как он собирает свои игрушки? Приходится ли постоянно понукать его или он справляется самостоятельно? Конечно, ребенок дошкольного и даже младшего школьного возраста – это не взрослый. И выполнять достаточно не интересное дело он будет, скорее всего, тогда, когда после его окончания обещано что-то хорошее. (Например: вот соберешь игрушки, и мы с тобой пойдем гулять или будем смотреть мультфильмы). Но важно выяснить, может ли в принципе ребенок достаточно долго удерживать цель (убрать игрушки) или даже обещанная награда не способна помочь ему работать самостоятельно – он постоянно отвлекается, переключается на другие занятия. Если так, то ребенок попросту не в состоянии с собой справиться. «Но разве можно развить произвольность?» - спросят некоторые родители. Можно, если начать с малого и быть последовательными и терпеливыми. Стоит специально хвалить и поощрять ребенка за все попытки даже кратковременного управления своим поведением, чтобы он мог понять: это хорошо, это очень ценится взрослыми. «Смотрите, какой молодец, сам убрал кубики в коробку! А в следующий раз уже сможешь и конструктор сложить и ни одной детали не забыть!» «Надо же, ведь тебе не очень интересно было это делать, но ты все равно справился!» Ставьте перед малышом только посильные задачи, делите задание на части, и у него обязательно получится. Еще одно важное условие успешной учебы, о котором часто забывают, - появление мотивов, побуждающих к учению. Имеется ввиду не просто желание ребенка идти в школу. Интересно ли ему узнавать что-то новое, становиться умнее, делиться своими знаниями? Это тоже не очень сложно выяснить. Обратите внимание, как ведет себя сын или дочь, когда вы читаете вслух книжку. Как слушает ребенок? Интересно ли ему, чем закончится история? Стремится ли он потом обсудить прочитанное, делает ли свои выводы из того, что услышал? Или в любой момент готов идти играть с игрушками, не дослушав даже до конца фразы? Смотрит только на картинки, без конца отвлекаясь от содержания, задает взрослому вопросы, не связанные с текстом? В данном случае совет тот же – воспитывать познавательную мотивацию заранее. Задавайте сами ребенку вопросы, касающиеся книги, обсуждайте с ним характеры и поведение персонажей, фантазируйте – что бы произошло, если бы кто-то из героев поступил по-другому… Но не только из книг мы получаем знания – вокруг вообще много интересного и занимательного. Можно вместе с ребенком наблюдать за ростом комнатного растения, отмечая все изменения, или попробовать предсказать погоду по народным приметам. Важно, чтобы будущий школьник заинтересовался процессом познания. И еще на одно обстоятельство важно обратить внимание: как ребенок общается со сверстниками и взрослыми. Вот картинка «из жизни»: мама привела записывать в первый класс гимназии дочку. С девочкой беседует школьный психолог, чтобы определить уровень ее подготовки. Но сделать это удается далеко не сразу: только после длительного налаживания контакта, неоднократных попыток психолога «разговорить» ребенка девочка начинает отвечать на вопросы, да и то больше кивает головой. Постепенно выясняется, что она бегло читает, имеет очень высокий уровень развития логического мышления и рисует лучше, чем большинство детей ее возраста. Но готова ли будущая ученица к школе? К сожалению, нет. Оказывается, до сих пор она практически не разговаривала с посторонними людьми, не общалась ни с кем за пределами тесного семейного круга. И это не такой уж редкий случай. Надо сказать, что мальчики и девочки, посещающие детский сад, обычно уже «наработали» навыки общения как с воспитателями, так и со сверстниками. А вот «домашних» детей стоит водить на спортивные занятия или кружки по интересам, брать в гости в семьи, где есть их ровесники. Можно поручать им делать покупки в магазине (пусть ребенок сам скажет продавцу, какие конфеты он выбрал, а мама просто постоит рядом). Можно поиграть с ребенком, инсценируя с помощью кукол различные ситуации, возникающие в общении. В том числе, предложите малышу поиграть и в школу. Пусть ребенок выступит в роли как ученика, так и учителя. И тогда всевозможные ситуации, которые могут возникнуть на уроке или на перемене, уже не будут для маленького школьника такими незнакомыми и тревожащими. Лучше всего, конечно, позаботиться о готовности вашего ребенка к школе заранее, чтобы было время помочь ему выработать те качества, которых не достает. Но что делать, если малыш уже пошел учиться, и тут выяснилось, что возникли трудности? Не ругать ребенка, а вместе разобраться, в чем дело. Поддерживать его, хвалить даже за небольшие достижения, которые он сам у себя может и не заметить. Имейте в виду, что, начав учиться, ребенок будет развивать недостающие качества. Кто-то постепенно станет более собранным, хотя сначала не мог сосредоточиться на уроке. А кто-то найдет себе друзей, будет производить впечатление веселого и бойкого малыша, несмотря на то, что сначала очень стеснялся и робел. Это обязательно произойдет, если родители будут интересоваться школьной жизнью ребенка, внушать ему уверенность в своих силах.
|
|