В Китае существует поговорка: девочка не станет хорошей матерью, если не будет любить своего будущего ребенка с детства. Чтобы осознать это, давайте поэтапно проследим за становлением матери, которая когда-то была маленькой девочкой. Как же это происходит?
Многие психологи, изучая процесс пробуждения в женщине чувства материнства, пришли к выводу, что женщины становятся матерями по-разному. Д. Винникотт, например, говорил, что способность женщины “ быть достаточно хорошей матерью” формируется в несколько этапов: на основе ее опыта взаимодействия с собственной мамой, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в своем детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства. Взаимодействие с собственной матерью Этот этап формирования отношения к материнству начинается очень рано, с внутриутробного развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым является период младенчества. Именно в возрасте до 1 года закладываются основы личности и отношение к миру. Многое зависит от того, как мама участвовала в эмоциональной жизни дочери, ощущала ли девочка ее удовлетворенность в материнстве, или, может быть, ей приподносилось это как неблагодарный труд. Насколько мать и дочь были привязаны друг к другу в раннем детстве, положительно ли характиризовался в семье пол девочки. Именно в этот период возникает ценность самого себя как ребенка (дети это хорошо или плохо ?). Не стоит забывать, что это касается не только матерей, но и других активных “нянек” девочки: бабушки, тети и т.д. Игровая деятельность Отношение к материнству формируется и в сюжетно-ролевой игре, в которой девочка принимает на себя роль матери. В игре она проэцирует то, что видит и чувствует по отношению к себе. Она будет относиться к игрушке-ребенку, точно так же, как ее мать относится к ней. Дорогие родители! Обратите внимание как играют ваши девочки. Вы можете увидеть много интересного для понимания чувств ребенка.
Здесь я хотела бы остановиться на вопросе выбора кукол для девочек в возрасте от 3 до 5 лет. Лучшей куклой будет прототип младенца, ребеночка, но не в коем случае Барби, Синди и прочие куклы-женщины. Первое, такие куклы имитируют взрослую женщину и девочка вместо того, чтобы нянчить, обслуживает! Второе, они блокируют воображение ребенка. Какие жизненные ориентации для малышки символизируют собой эти красавицы с женскими формами? Знакомство с такими куклами стоит отложить до 6 лет. В давние времена кукла, сделанная руками матери, передавалась дочери. Куклу наряжали к празникам, вывозили в гости, на смотринах невесты она служила доказательством готовности девушки к роли хозяйки и матери. Такая традиция помогает поддержать семейную традицию модели материнства. Этап нянчинья Этот этап имеет достаточно четкие возрастные границы. Он начинается с 4,5 лет, когда хорошо развита сюжетно-ролевая игра, и заканчивается к началу полового созревания. Пиком этого периода является возраст от 6 до 10 лет. У ребенка уже есть представление о специфике взаимодействия взрослых с младенцами и обыгрывание этого с куклами. Именно в этот период дети проявляют стремление к участию в “настоящей” деятельности взрослых, именно в этом возрасте в семье очень желанен братик или сестричка. Живой младенец “попадает точно в цель” относительно всех сторон психического развития старшего ребенка. Если в вашей семье возникает вопрос, когда же родить второго, ответ – когда старшему от 6 до 10. Если до окончания этапа нянчинья, опыта взаимодействия с младенцем не было, то в будущем часто возникает страх перед маленькими детьми. Тогда подростки, а тем более взрослые, оценивают имеющийся у них опыт как недостаточный для взаимодействия с маленькими детьми. Наиболее часто возникает страх навредить ребенку неумелым обращением, некомпетентностью в уходе и т.д. Страх перед младенцами иногда сохраняется на всю жизнь и постепенно исчезает только на опыте взаимодействия с собственным ребенком. Эти этапы одинаково влияют как на развитие материнства у девочек, так и на развитие отцовства у мальчиков. Этап различия материнской и половой сферы Это один из самых значимых этапов в жизни женщины. В подростковом возрасте интересы смещаются в сторону интимно-личностного общения со сверстниками, идет процесс полового созревания. Если родители решили родить второго ребенка, обязательно спросите мнение старшего и ни в коем случае не заставляйте его нянчиться с младенцем без его желания. Ему уже не до малыша, и это нормально. Уважайте его мнение. В противном случае, сформируется отношение к младенцу как к обузе и помехе. Задача родителей в этот период стараться полностью утолить информационный голод девушки, связанный с секуальностью. Если родители все время говорят, что секс - это плохо, то соответственно и дети - плохо, беременность – плохо, ведь все взаимосвязано. Мама должна раскрыть прелесть материнства, таинство интимных отношений, волшебство беременности, а девушка сама решит, когда и с кем ей это создавать. На ее решение повлияет воспитание и микроклимат в семье. В частности очень значимо отношение отца к матери девочки. Дорогие мамочки, помните, никогда не поздно научить девочку любить себя и ценить в себе возможность давать жизнь!!!
|
|