Грудной возраст является особенно ответственным для родителей, поскольку именно в это время происходит становление всех жизненно важных органов и систем малыша. Погрешности в питании в этот период могут повлиять на дальнейшее развитие ребенка не лучшим образом. При искусственном вскармливании при нормальном развитии трехмесячных малышей рекомендуется кормить до шести раз в день через 3‑4 часа с перерывом в ночные часы до 6 часов. При недостатке веса – семь раз через 3 часа.
При отсутствии у малыша аппетита и недостаточной прибавке в весе, пониженном иммунитете, режим кормления подбирается по требованию каждого конкретного ребенка. Потребность в жидкости уточняется в зависимости от характера вскармливания, общего самочувствия, климатическими особенностями проживания и приблизительно составляет 100-120 мл на 1 кг массы тела. Помимо этого, жидкость может назначаться индивидуально от 50 до 200 мл в сутки, если малыш испытывает сильное чувство жажды. Жидкость дают по 1-2 чайной ложки в перерывах между кормлениями или ночью в момент пробуждения. Следует учитывать, повышенное количество жидкости может способствовать развитию нарушений водно-солевого баланса в организме, так как функционально незрелые почки не лучшим образом выводят лишнюю жидкость из организма. Недопустимо поить малыша перед кормлением, так как это ухудшает аппетит. Вода должна быть свежекипяченой и комнатной температуры, без каких-либо дополнительных ингредиентов, во избежание патологических отклонений в состоянии здоровья (нарушения углеводородного обмена, ожирения и т. д.). Можно давать слабозаваренный несладкий чай, отвар, слегка подкисленную соком лимона воду. Рациональное питание предполагает, главным образом, вскармливание младенцев материнским молоком. Доказано, что в первые 3-4 месяца рацион ребенка должен состоять исключительно из молока. Раннее введение в меню питания малыша соков и пюре может способствовать формированию пищеварительных нарушений (30%) и аллергических реакций (40%).
Только в той ситуации, если у ребенка наблюдается плохой прирост массы тела, признаки рахита, анемии, если он пребывает на смешанном или искусственном вскармливании, если грудное молоко по какой-то причине является неполноценным, тогда возможно введение прикорма с 3,5 месяцев. Введение соков и пюре – очень серьезный шаг перехода малыша к более густой и твердой пище. Прикорм необходимо добавлять очень осторожно, медленно, постепенно с увеличением объема и ассортимента. Он должен иметь умеренно сладкий или кисло-сладкий вкус. Сахар нельзя добавлять ни в коем случае. Для нормального усваивания кислые соки необходимо давать разведенными в пропорции 1:1 кипяченой водой комнатной температуры. Только спустя неделю, можно перейти на неразведенный сок. Первый детский сок – яблочный. Сначала дают несколько капель, на следующий день – по 0,5 чайной ложки после двух кормлений, доведя в течение месяца суточное количество до 4-6 чайных ложек (20-30 мл). Подобное дробление позволит избежать нарушений пищеварения и своевременно определить развитие побочных явлений. Соки недопустимо использовать вместо воды для утоления жажды. Их дают в конце кормления, в противном случае это может снизить аппетит. Все новые соки можно давать малышам только тогда, когда ребенок уже привык к употребляемым, и не полной порцией, а постепенно. Нельзя смешивать овощные и фруктовые соки, так как многие из них содержат аскорбиназу, расщепляющую витамин С. К этой категории не относится только сок черной смородины: он очень богат аскорбиновой кислотой и не содержит данный фермент. Можно давать натуральные свежеприготовленные соки, но при этом существует вероятность их бактериологического загрязнения в процессе получения. Выбирать соки необходимо в зависимости от состояния здоровья малыша. Вишневый, гранатовый, черничный и черносмородиновый соки - содержат дубильные вещества, поэтому полезны детям с неустойчивым стулом. Сливовый, капустный и свекольный наилучшим образом подойдут малышам со склонностью к запорам. Не стоит забывать, что в подборе продуктов питания для ребенка важное место отводится его индивидуальным особенностям и состоянию здоровья, которое может установить только педиатр.
|
|