Классические — расчетливые и не склонные к сантиментам бизнесмены прошлого столетия — немало удивились бы тому значению, которое придают нынешние предприниматели понятию «креативность». Присмотритесь внимательней к требованиям, выдвигаемым к соискателям в большинстве объявлений. Вам вскоре станет ясно, что творческий подход, ранее считавшийся профессиональной компетенцией художников, дизайнеров, рекламистов, журналистов, копирайтеров и прочей творческой братии, давно вышел из привычных берегов и уже стал атрибутом успешных менеджеров, продавцов-консультанов и даже… банкиров.
— Что он делает??? — Ищет машину. — Господи, да не под камнем же! — Господи, да отчего же не под камнем?! (Карлос Кастанеда «Путешествие в Икстлан») Спрос рождает предложение. И вот уже качество «креативность» превратилось в штамп, мелькающий практически в каждом резюме, начиная с описания трудового пути генерального директора и заканчивая менеджером по дезинфекции помещений. Но в каждом ли резюме этот термин будет выглядеть уместным? ВСЕГДА ЛИ УКАЗЫВАТЬ В РЕЗЮМЕ? Почему «творческий подход» так полюбился работодателям? Потому что сотрудники с оригинальным мышлением помогают компании развиваться, двигаться вперед, создавая совершенно особые продукты, услуги, стандарты и методы работы. Однако, несмотря на сильно возросшую популярность качества, работодатели и менеджеры по персоналу признают, что далеко не в каждом CV упоминание креативности придется ко двору. «Зачастую соискатели просто пишут то, что должно понравиться работодателю, используя стандартные обороты и выражения. Но, увы, сами кандидаты не всегда четко представляют значение слова», — сетуют многие HR-менеджеры. Не удивительно, что, встречая термин практически в каждом резюме, работодатели проявляют скепсис. Да и не каждая вакансия предполагает непременное наличие этого качества. Традиционно считается, что для специалистов сфер рекламы и PR, маркетинга, IT и продаж, BTL-агентств, дизайна, арт-директоров, event-менеджеров и подобных сотрудников креативность считается одной из базовых компетенций. Без нее не обойтись там, где необходимо генерировать идеи, разрабатывать новые проекты, находить нестандартные решения стандартных задач.
Так, дизайнеры постоянно находятся в поиске выигрышных комбинаций по сочетанию цветов и оттенков, материалов и стилей. Рекламистам, пиарщикам, маркетологам творческое мышление необходимо, потому что для каждого проекта они придумывают особые ходы, стратегии «раскрутки», слоганы и эмблемы. Программистам также не легко создать новый продукт без дивергентного мышления. Но иногда его значение сильно переоценивается. Например, в глазах многих главное качество бренд-менеджера — творческий подход, при помощи которого нужно придумать новый продукт, создать для него красивую упаковку и начать продвигать на рынок. Но на деле оказывается, что бренд-менеджер — прежде всего экономист по технологиям продвижения бренда, на первом месте для него должны быть именно эти качества. Точно так же непросто рассуждать о креативности в отношении топовых позиций. К примеру, творческий поход к делу не помешает генеральному директору, но в первую очередь работодатель будет оценивать его управленческие способности. В его задачи входит разработка стратегии и планирование, а при необходимости вполне сможет либо организовать генерацию креативных идей внутри компании, либо привлечь специалистов со стороны. Также традиционно считается, что для бухгалтера, аудитора, экономиста, инспектора отдела кадров, оператора баз данных, оператора ПК, секретарей и других простых исполнителей, которым не требуется что-то изобретать или внедрять, у которых нет в подчинении сотрудников, творческие способности совсем не обязательны. Их работа связана с жестким перечнем обязанностей. Например, оператор баз данных должен внимательно заносить информацию, бухгалтер считать финансовые показатели, а секретарь приемной быть ответственным за звонки и корреспонденцию. Иногда инициатива даже вредит. Более того, работодатель может подумать, что ваша креативность помешает вам выполнять свои обязанности или вы, как человек творческий просто быстро заскучаете на рутинной работе. Скажем, если секретарь возьмет на себя функции менеджера по продаже и будет отвлекаться на переговоры с клиентами, то вполне вероятно, ему будет некогда встречать гостей и отвечать на телефонные звонки. КРЕАТИВНАЯ ОДЕЖКА Итак, если вы относитесь к разряду специалистов, для которых креативность — профессионально важное качество, необходимо с первых минут собеседования с работодателем или клиентом произвести впечатление личности творческой до кончиков волос. Что поможет? Как не существует панацеи от всех болезней, так нет и единого рецепта, как выглядеть креативно. Очень многое зависит от вашего места работы, специфики коллектива, в котором вы намерены делать карьеру. Вовсе не обязательно думать, что креативный наряд можно найти только в бутике и он «влетит в копеечку». Далеко не все магазины модной одежды могут помочь в создании у клиентов определенного образа. Да и никогда нет полной уверенности, что твой наряд эксклюзивен и не будет повторен кем-то еще. Лучше всего обратиться за помощью к профессионалам или обойтись собственными силами, вложив в создание костюма долю ручного труда, к примеру, что-то сшить или связать. Но можно и не шить одежку самому, иногда достаточно изделиям, купленным в магазине и имеющим ширпотребный вид придать изюминку, например, поменять фурнитуру, украсить вышивкой, аппликацией или просто художественно разорвать (как это часто делается с многострадальными джинсами). Вот что рассказала нам имиджмейкер Лилия Журавлева: «Самый простой вариант: надеть светлую или яркую свободную одежду, не стесняющую движений. На девушках ди-джеях, художницах или дизайнерах по интерьеру отлично смотрятся белые брюки и алый джемпер. Подойдет развевающаяся юбка-кантри, этнографические сандалии или туфли-балетки. Дополнением к любому костюму может послужить яркий шейный платок, который станет одной из самых запоминающихся деталью образа. Креативный образ легко создается за счет добавления в одежду редких деталей, которые не стали массовыми. Причем не имеет значения, будут это ультрамодные аксессуары или практически музейные экспонаты. Даже лучше обратиться к забытым материалам, вещам, элементам украшения внешности. Ведь неслучайно современные неудержимые модницы носят вещи в стиле vintage. Так что, не дрогнувшей рукой открывайте бабушкины сундуки и ищите в них подходящие старые веши, которые в сочетании с одеждой из новых коллекций помогут вам. Есть еще несколько приемов: — Аксессуары необычной формы, размера и материала. — Смелые сочетания цветов и тканей. — Асимметрия в расположении деталей, в крое и орнаменте одежды, неожиданные силуэты (линии и формы). — Следование авангардной моде. — Необычная манера ношения одежды (к примеру, очки на затылке или блайзер, повернутый козырьком набок). — Нетрадиционный или нераспространенный среди жителей этого города вид одежды (например, шляпы-«ковбойки»). А придать нестандартности волосам можно при помощи создания «художественного беспорядка», рваных стрижек, «африканских косичек» или завитых кудрей до плеч». Довершать формирование креативного образа должно ваше Имя Собственное. Причем не обязательно его паспортный вариант. Скажем, если коллеги зовут вас Ириной Ивановной или Ирусиком, это одинаково плохо: в первом случае — официозно, а во втором — фамильярно. Но главное, и то и другое — одинаково обыденно, что несовместимо с духом креативности. То ли дело назваться Ирэн. И только если ничего не придумывается с паспортным именем, можно придумать псевдоним. Но стоит помнить, что у сотворения имени свои каноны: оно должно быть необычным, легко усваиваемым и не вызывать ассоциаций, не соответствующих светлому образу креативности. В ЧЕМ ИЗМЕРИТЬ КРЕАТИВНОСТЬ? Созданием одного внешнего вида не обойтись. Не будем спорить, упаковка важна также, как и сам продукт. Но никто не польстится на пустую тару, какой бы замечательной она ни была, поэтому позаботьтесь, чтобы кропотливо созданный образ не расходился с результатами вашего труда. Чтобы проверить, в какой степени вы обладаете столь ценным качеством, вам обязательно выдадут тестовое задание. Если вы рекламист, вполне возможно попросят придумать рекламный слоган или новую упаковку, к примеру для конторского дырокола. Или воспользуются одной из проверенных временем методик, например, батареей тестов Е. Туник или одной из модификаций методики Торренса. Основная масса этих заданий направлена на поиск нестандартных решений задач и ситуаций а ля «придумайте новый способ использования строительных кирпичей». Причем оцениваться будет не только ваши ответы на задание, но и реакция на него. Поэтому не спешите с гневным возгласом: «Да вы что меня за сумасшедшего принимаете!» — мчаться к руководству. Задания могут быть такими: • Назовите как можно больше нестандартных способов использования предмета (спичечного коробка, баночки из-под кофе). • Перечислите различные варианты развития некой гипотетической ситуации. Например, вообразите, что случится, если слоны научатся летать. • Подберите как можно больше синонимов к определенному слову. • Придумайте слова, начинающиеся или оканчивающиеся определенным слогом. Справиться с любым заданием и подобрать оригинальные варианты решения помогут приемы, сформулированные создателем «мозгового штурма» Алексом Осборном: 1. Приведи в соответствие! (На что это похоже? Есть ли аналогии?) 2. Измени! (Какие признаки можно изменить? Цвет, форму, звучание?) 3. Замени! (Какие свойства можно заменить? Иначе организовать процесс или расположение?) 4. Передвинь! (Можно ли поменять местами отдельные фрагменты? Причину и следствие?) 5. Сделай наоборот! (Как будет выглядеть противоположная идея? А если поменять роли?) 6. Трансформируй! (Можно ли это продырявить, сжать, растянуть? Сделать твердым, жидким, прозрачным?) 7. Комбинируй! (Можете ли совместить эту идею с другими? Разложить на отдельные элементы?) 8. Увеличь! (Можно ли увеличить размер, скорость, количество?) 9. Уменьши! (Можно ли это уменьшить? Что-нибудь убрать? Разделить? Сделать легче, светлее, тоньше?) 10. Используй иначе! (Можно ли по-другому использовать, применять это?) Найдите хотя бы по одному варианту решения для каждого пункта. Не обязательно их использовать в чистом виде, может, в итоге у вас получится комплексный вариант из нескольких преобразований. Главное, смотрите на творческое задание не как на проблему, а как на новые возможности. И тогда обязательно отыщется много оригинальных идей. А может даже и открытий. Мнение специалиста: Что такое креативность? Александр Рудаковский, креативный директор компании «Luna-S» Часто этот вопрос задаю соискателям на собеседовании, пытаясь выяснить, что они вложили в это понятие, недрогнувшей рукой вписав в графу «дополнительные сведения». Многие думают, что слово имеет отношение исключительно к рекламе. Это заблуждение происходит от того, что понятие действительно было принесено в наш язык рекламщиками как калька с английского. Однако всуе запамятовали, что у себя на родине «creative» — это не существительное, а прилагательное и переводится как «созидательный, творческий» и для удобства сотворили ему производную форму «креативность». А собственно словом стали обозначать сам процесс или результат творческого труда. Но, казалось бы, почему тогда не использовать более привычное слово «творчество»? Мэтры рекламного дела настаивают на том, что эти понятия близкие, но не взаимозаменяемые. Разница в том, что творчество основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях и нормах, которым он следует. Результат творчества зачастую непредсказуем. А в креативном процессе творчество подчинено цели, и его главной составляющей является прагматический элемент, то есть изначальное представление о том, что именно нужно создать, как это нужно создать, для кого нужно это создать и зачем. Эффект от результатов работы достигается именно за счет знания ответов на все эти вопросы. А сама креативность выступает в роли технологии организации творческого процесса, которая сама по себе бесплодна. Образно говоря, креативный продукт — это картина заданного размера, которую поместят в заранее приготовленную рамку, и она будет висеть в заранее подготовленном месте заранее выбранного музея, вызывая восторг у заранее выбранных посетителей. Композиторы, поэты, писатели и художники и другие «классические» творцы не задают себе подобных условий и работают, руководствуясь своими эмоциями и настроением. Автор: Анна КРУПКО
|
|