Первое и главное: маркетинг проводится на основе потребностей клиента (потенциального потребителя). Таким образом, свои товары и услуги определяются на основе того, что нужно потребителю и того, что может предоставить предприниматель. Это называется маркетинг — ориентированный на потребителя. Ориентация на потребителя — основная черта классического маркетинга.
Однако, в условиях развивающейся рыночной экономики (присущей странам бывшего СССР), основной формой маркетинга является ориентация на производителя товаров и услуг. То есть, во главу угла ставится не потребитель, а возможность предпринимателя произвести определенный товар или услугу. Маркетинг товаров и услуг (в России и странах бывшего СНГ) проводится тремя основными методами. Первый: маркетинговое исследование, проводимое внешней, специализирующейся на данном виде услуг, организацией. В России достаточно много предприятий, которые предлагают маркетинговые исследования разного уровня сложности и, соответственно, с разной ценой. Однако следует помнить, что методик проведения исследований рынка в условиях развивающегося рынка, которые гарантируют 100-процентный результат, просто не существует. Кроме того, чтобы провести качественное (и полезное для заказчика) исследование, необходимо обработать колоссальный объем информации, что сказывается на стоимости исследования. Второй: проведение исследования силами собственной службы маркетинга. Данный метод наиболее распространен на территории постсоветского пространства и является наиболее оптимальным для решения задач, указанных в заголовке. Однако у него есть одно очень важное условие — Ваша служба маркетинга должна быть профессиональной и эффективной. Третий: проведение маркетинга собственными силами. Это основной метод, используемый предпринимателями и небольшими компаниями. Основной его чертой является использование собственного субъективного опыта работы на рынке и предпринимательской интуиции.
Теперь непосредственно о проведении маркетинга. Самое главное — определение спроса на товар или услугу. То есть потребность покупателей, подтвержденная покупательской способностью. При этом важно учитывать, что потребности современного человека растут и изменяются непрерывно. Например, если совсем недавно мобильный телефон или персональный компьютер был пределом мечтаний большинства россиян, то сейчас, ввиду развития интернет-коммуникаций, нужен уже смартфон и планшет. Далее нужно определить товар (или услугу), который может предложить данный предприниматель. Здесь используется вариант производства товара или услуги на действующих мощностях или определение возможности развития за счет привлечения инвестиций. Следующий этап — реклама и продвижение своего товара или услуги. Он непосредственно зависит от первого пункта — определения спроса потребителя. Здесь самое главное — изучение потребителя, причем не только его нужд, но и образа жизни, способов получения информации. Мало сообщить о том, что Вы можете предложить, необходимо это сделать «в нужное время и в нужном месте». Не менее важно уделять внимание покупателям во время и после покупки товара и услуги, от этого часто зависит - придет ли к Вам покупатель в следующий раз, или предпочтет конкурента, у которого продавцы всегда улыбаются. И, напоследок, весьма поучительная история из жизни японского бизнеса. Основатели корпорации «Сони» Акио Морита и Масару Ибука, приняли решение о производстве известного плейера «Вокмен», несмотря на протесты и прогнозы маркетологов. Инженеры и специалисты по сбыту (в том числе привлеченные в качестве внешних консультантов) посчитали проект ненужным и бесперспективным. Однако, несмотря на это, серийное производство "Вокмена" продолжалось более 30 лет, вплоть до 2010 года; а количество проданных изделий составило более 20 млн. штук. Автор: Olek Lewandowsky
|
|